Мозырский предприниматель Алла Кулага: «Белорусское тоже может быть эксклюзивным»

Рынок не терпит пустоты, или О том, что белорусское тоже может быть эксклюзивным

При урегулировании ситуации в предпринимательской среде необходимо учитывать интересы всех сторон: потребителей, предпринимателей и государства

Сегодня внимание общественности обращено в сторону предпринимателей, занятых в сфере торговли. С 1 января 2016 года они начнут работать по новым правилам: на каждый товар, будь то одежда или обувь, обязательны документы, подтверждающие его происхождение, качество и безопасность. Нюанс заключается в том, что остатки товаров, ввезенных на «старых» условиях, должны быть реализованы до конца этого года.

Все мы помним жесткий разговор Президента Беларуси со столичными индивидуальными предпринимателями, который состоялся весной. Александр Лукашенко выразил свою крайнюю озабоченность тем, что фактически исчезает легкая промышленность, в том числе из-за того, что производимая ею продукция менее конкурентоспособна по сравнению с товарами, которые предприниматели привозят из-за рубежа для реализации: «Меня больше всего волнует, что мы как государство теряем нормальный прозрачный бизнес и убиваем свое производство – это недопустимо». Глава государства выразил убежденность, что предпринимателям надо «поставить себя в равные условия с другими, а главное – работать совместно с белорусской легкой промышленностью, реализуя отечественные товары».

О настроениях в переходный период, о преимуществах частных производств, а также о том, что же нам диктует мода, мы говорим с индивидуальным предпринимателем Аллой КУЛАГОЙ, владелицей бутиков женской одежды «Эксклюзив», один из которых находится в Торговом цент-ре «Дружба» (рынок «Привоз»).

Алла Кулага

О РАБОТЕ ПО-НОВОМУ

– Указ №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», из-за которого в предпринимательской среде кипят страсти, вступил с 1 июля 2014 года. Для ИП – плательщиков единого налога – до 1 марта 2015 года был установлен переходный период, в течение которого им было предоставлено право реализовать остатки товаров без документов, подтверждающих их приобретение. Но на встрече с Президентом предпринимателям удалось доказать: к этому времени распродать остатки невозможно. И время «Ч» перенесли на 1 января 2016 года. С этой даты будет запрещена торговля товарами без сертификата качества, иначе – штраф. Кроме того, товары без документов, подтверждающих качество, окажутся вне закона, – рассказывает Алла Кулага. – У меня, как и у всех, тоже есть остатки. Это качественная турецкая одежда, но без документов. Все – на скидке от 40 до 70%. Симпатичные платья, блузки можно приобрести до 200 тысяч, но покупателям они не нужны. Сложно сказать, почему нет покупательского спроса… Все хотят вещи из нового привоза.

С недавних пор я привожу только белорусскую одежду. Импортом торговать не выгодно: если учесть расходы («растаможка», уплата НДС, транспортные и другие расходы, связанные с получением сертификатов качества), одежда заметно «потяжелеет» в цене. Стоимость платья, например, может вырасти до 1 млн. рублей. Кто его купит? В эффективности оптовых складов, в которых ассортимент «должен быть таким же полным, как на Черкизовском рынке», я не верю. И не только я. На оптовых базах вряд ли найдешь вещи с изюминкой, эксклюзивные, те, за которыми люди пойдут в торговые центры. В наших павильонах такая одежда продаваться не будет, для нас это уже устаревший ассортимент, если можно так сказать. Да и не хочется, чтобы все ходили в одинаковом… Единственный верный выход для меня – белорусская продукция. Я нашла 7 частных производителей, у которых закупаю небольшие партии. Покупатели первое время отказывались верить, что это наше: слишком сильный стереотип о том, что шить действительно красивые вещи в Беларуси не умеют. Но сегодня уже спрашивают, что новенькое у нас есть из Бреста, Гродно или Минска. Но только с белорусским товаром работать все-таки тяжело. Нужен хороший трикотаж, джинс, который в следующем году будет стоить еще дороже.

…Я начинала как предприниматель на рынке «Привоз»: сначала был открытый павильон, потом мы его выстроили под магазин, а чуть позже «переселились в Торговый центр «Дружба». Мои павильоны также работали на рынке «ИстПал», в «Пассаже», «Глобал-Маркете». За 15 лет работы у меня были различные трудности, что закономерно, ведь бизнес – это всегда риски. Сегодня – трудности переходного характера. Правильно говорят: тот, кто сориентируется в новой экономической ситуации и выберет верную товарную стратегию, и будет работать дальше. Рынок не терпит пустоты.

О ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЕ

– У английского философа Бэкона есть замечательные слова: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Хочу несколько слов сказать о «деятельной промышленности», в частности, нашей легкой промышленности. Со стороны потребителя работа государственного сектора белорусского легпрома постоянно подвергается серьезной критике, причина одна и та же – скудный, безвкусный ассортимент. Его формируют без учета потребительского спроса. По качеству вопросов нет, но по остальному… Не нужно штамповать одежду в таком объеме: покупатель нынче избалован, он не будет сегодня покупать точно такую же блузку, как и вчера. Ему нужны новинки: новые модели, новые ткани, новые цветовые гаммы. Вот почему я люблю частных производителей. Они не стесняются того, что сами производят. Директор частной фабрики обязательно встретит вас в платье собственной фирмы. Нашему легпрому я пожелала бы большей гибкости и смелости в принятии конструкторских, художественных решений. Посмотрите, как работают китайские швейники: они не боятся вооружаться чужими идеями, неустанно следят за мировыми тенденциями моды, а иногда кажется, что сами же и диктуют ее.

Где одеваюсь я? У себя! (хохочет). Для меня одежда – это самовыражение, это мое настроение, это стиль. Если есть возможность, я прошу, чтобы продавец-консультант понравившееся мне платье продемонстрировала на себе. Мне так, со стороны, легче выбрать. Так покупают одежду в Турции, белорусы тоже с некоторых времен используют такой метод. Попробуйте, это удобно.

О ПЕРЕМЕНЧИВОЙ МОДЕ

– Коко Шанель говорила, что мода живет не только в платьях, ее можно увидеть в небе, на улице, во всем, что происходит с нами. Глядя на модные показы осень-зима, понимаешь, насколько была права знаменитая Коко.

В этом сезоне особенной популярность пользуется замш. Очень модны платья свободного покроя, платья-рубашки, пышные юбки «Татьянки», брюки с клешем от бедра («трубы») и от колена. Скучные, серые будни зимнего сезона – это не для настоящих поклонниц стиля, красоты и обаяния: дизайнеры предлагают одежду ярких сочных красок. В особом почете – желтый, лимонный, горчичный, различные оттенки зеленого, нежно-серый, тяжелый, но такой притягательный темно-вишневый. Главный цвет зимы – традиционный «ледяной»: белый, серебристый, неоновые переливы пастельных тонов, бледно-голубой. Очень много голубого цвета в акцентах. Кстати, на пике моды прозрачные материалы и аксессуары из пластика. Из профессиональных наблюдений: мозырянки очень любят черный цвет – «цвет отсутствия цвета». Почти во всем мире черный цвет в психологии человека считается самым негативным. В атмосфере нормального психологического фона он не оказывает пагубного влияния на личность, но все же если у вас есть какие- то проблемы, если вы находитесь в состоянии стресса, постарайтесь не сталкиваться с ним. Присмотритесь к освежающим цветам. Я верю в магию цвета. С точки зрения психологии воздействие цветов на сознание отличается: красный действует возбуждающе, желтый, наоборот, успокаивает, зеленый вдохновляет, черный озлобляет. Каждому настроению или состоянию тоже соответствует свой цвет: например, голубой – это надежда; синий – жизнь, мир; красный – любовь; зеленый – спокойствие.

В сезоне осень-зима 2016 г. на пике моды абстрактные принты и подражания художникам-абстракционистам (и детским рисункам). Энергичные яркие цвета соседствуют с нежными пастельными разводами. Полный хаос с геометрическим ритмичным узором. Популярны различные виды клеток. Декоративных надписей стало меньше, как и цветочных узоров, но полностью из моды они не вышли. Дизайнеры, как и продавцы, напоминают о шарфах, поясах и модных аксессуарах, с помощью которых ансамбль заиграет по-новому.

Любите себя, балуйте себя, уважаемые покупатели! Следите за новинками и, конечно же, скидками – сегодня они очень привлекательны!

Ольга АРДАШЕВА

Фото Александра СОЛОДКОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *