Репортаж с ночного дежурства на мозырской скорой помощи

«САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ ВЫЗОВ – ЭТО РОДЫ»

Наш репортаж – о работе диспетчеров скорой и  неотложной  медицинской помощи.

«Скорая» слушает! Что случилось? Спина болит? Живот болит? Говорите адрес», – громкий голос дежурного фельдшера по вызовам службы «103» оглашает просторный зал. У нас такое чувство, что сегодня мы не сможем задать женщинам-диспетчерам, сидящим «на телефонах», ни одного даже простого вопроса: кому позволено отвлекать медиков от самой важной на свете работы?! Едва повесив трубку после очередного вызова, дежурные вновь принимают звонки.

– Сегодня полнолуние, так что будет аврал, – смеются фельдшер Наталья Васильевна ЛЕВАЯ и медсестра Алла Алексеевна БЕЛАЯ. Уточняют: количество вызовов «скорой» в зависимости от фазы Луны – это, скорее, шутка. Однако, судя по нескончаемому потоку звонков, кто его знает…

Корреспонденты газеты «Жыццё Палесся» побывали на ночном дежурстве на станции скорой и неотложной медицинской помощи вместе с фельдшером и медсестрой по приему вызовов, узнали о тонкостях работы диспетчеров службы «103», о том, что радует и беспокоит их.

Наталья Левая

ЭКСТРЕННЫЕ, СРОЧНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ

– Вам с такой дикцией можно на радио или телевидении работать, – немного понаблюдав за работой Натальи Васильевны и Аллы Алексеевны, рассыпается в комплиментах наш фотокорреспондент. Женщины улыбаются и кивают: да, в их деле важно четко и уверенно говорить.

Алла Белая

– В нашем деле долго общаться – это большая роскошь. Если человек звонит в «скорую», ему нужно сообщить повод для вызова, возраст и имя-фамилию пациента, по возможности – краткий анамнез (чем болел) и, самое главное, адрес: куда отправлять машину, – рассказывают наши собеседницы. Впрочем, на экстренных вызовах, когда важна каждая минута, даже имя не спросят.

Все вызовы, поступающие в диспетчерскую, делятся на три категории: экстренные, срочные и неотложные. В смену работает 10-11 бригад: одна (реже две) врачебная и 9-10 фельдшерских. Врачебная бригада выезжает на экстренные вызовы: ДТП с пострадавшими, аварии, судороги, потери сознания, высокую температуру у детей (при наличии отягчающих факторов), отравления химическими и лекарственными препаратами, обширные ожоги и раны, электротравмы, падения с высоты и другие угрожающие жизни состояния, требующие немедленной врачебной помощи. Такие вызовы диспетчеры обязаны передать свободной бригаде в течение 4 минут с момента регистрации. К срочным относятся состояния и травмы, не угрожающие жизни в самое ближайшее время, например, нарушения ритма сердца (аритмии), сердечный приступ, приступ астмы, травмы, кровотечения (желудочно-кишечное, маточное, носовое), отморожения, роды, внезапные нарушения двигательной активности, а также вызовы, связанные с резким ухудшением состояния здоровья, при невозможности уточнения анамнеза и причины обращения – они передаются не позднее 15 минут с момента регист-рации. Неотложные – не представляющие опасности для жизни состояния: изменения артериального давления, высокая температура (если не снижается после приема лекарств), рвота, аллергия, сыпь, боли (головная, в спине, в животе, в грудной клетке), почечная колика, пищевые отравления, неадекватные поведения и другие – должны быть переданы в течение часа. Служба «103» обязана отреагировать на любой вызов, если обращение не относится к вызовам скорой и неотложной медицинской помощи, то дать рекомендации, в какую организацию здравоохранения можно обратиться. Некоторые из не-отложных вызовов в дневное время могут быть переадресованы в поликлинику, и тогда к пациенту приедут не медики «скорой», а участковый доктор.

Время приезда машины скорой помощи зависит и от расстояния до пациента. Станция обслуживает весь Мозырский район. «Если, например, машине ехать до отдаленных деревень, понятно, что придется немного подождать», – объясняет Алла Алексеевна.

В случае необходимости (серьезные происшествия) мозырские медики готовы выехать и в ближайшие районы: Калинковичский, Наровлянский.

 КООРДИНАТОР, КОНСУЛЬТАНТ, ПСИХОЛОГ…

– Самый приятный вызов – это роды, – улыбаются диспетчеры. – В последнее время к роженицам довольно часто вызывают – бывает, и 3-4 раза в день. Иногда ситуация заходит так далеко, что бригаде приходится самим принимать роды дома или в машине. Такое редко, но все же случается – примерно раз в полгода.

Будто в подтверждение, через пару минут поступает вызов из Скрыгалова: женщина рожает. Пока фельдшер уточняет у взволнованного собеседника точный адрес, где находится будущая мама, медсестра принимает звонок из города.

– Что у вас? Давление? Женщинка, милая, не волнуйтесь, говорите адрес, – успокаивает Алла Алексеевна всхлипывающую на том конце провода старушку.

Координатор, связной, делопроизводитель и немного психолог – диспетчеру-медику приходится брать на себя сразу несколько ролей.

– В ночные смены такое часто бывает: звонит пожилая женщина, говорит: «Я одна дома, у меня давление, я боюсь лечь спать – мне кажется, что я умру». Надо успокоить человека, прежде чем к нему приедет «скорая», – делятся наблюдениями наши собеседницы.

В некоторых ситуациях диспетчер становится еще и консультантом. Если, например, пострадавшего нужно спасать еще до приезда медиков, задача дежурного – быть консультантом, объясняя растерявшимся очевидцам, что делать, как оказывать первую помощь, чтобы выиграть драгоценные секунды.

 Вызвали «скорую» – не открыли дверь

«Скорая» обязана отреагировать на все вызовы. К сожалению, некоторые из них заставляют медиков тратить время впустую. Пользуясь временным «затишьем», прошу рассказать диспетчеров о наболевшем.

– Ложные вызовы бывают постоянно. Чаще всего вызывают на «запой». Это, к слову, не шутки: состояние запойного алкоголика может угрожать его жизни. Бригада едет по адресу, а дверь не открывают. Или бывает так, что прохожие, увидев лежащего человека, сразу звонят 103, а к тому моменту, как приедет машина, пациент встал и ушел – пьяный был. А пару дней назад поступил вызов из квартиры: девушка 19 лет потеряла сознание, не приходит в себя. Немедленно вы-ехала врачебная бригада, а за дверью квартиры – тишина. На стук и звонки не реагируют, – сетуют диспетчеры.

В то время, пока бригада «скорой» безрезультатно пытается достучаться до жильцов квартиры, где находится предполагаемый пациент, кому-то реально может понадобиться помощь. Поэтому просьбы у медиков такие:

если видите на улице лежащего человека, подойдите поближе, посмотрите, что с ним. Возможно, просто перебрал алкоголя, а может быть, у него прихватило сердце или случился инсульт. Диспетчеру нужно знать это, чтобы правильно скоординировать работу машин скорой помощи, если понадобится, направить врачебную бригаду;

если вызвали «скорую» человеку на улице, в общественном месте, останьтесь рядом с ним до приезда бригады;

вызывая бригаду скорой помощи на дом, не поленитесь – выйдите встречать медиков. Если нет возможности – проверьте, включен ли домофон. Бывает так, что «скорую» вызывают ночью, а домофон включить забыли, в итоге бригада звонит соседям – соседи злятся;

и, самое главное, уважайте труд медиков, не заставляйте их тратить время на необоснованные вызовы.

Огорчают диспетчеров и хамские высказывания, которые то и дело приходится выслушивать.

– Сплошь и рядом. Даже матом могут обозвать. В основном оскорбляют молодежь и люди среднего возраста. Старшее поколение более культурное к «скорой». Бывает, звонят пьяные, из шумных баров – не разобрать, что говорят. Такое часто случается: в увеселительном заведении кто-то напился, подрался или просто упал – нужна помощь, – рассказывает Алла Алексеевна.

Порой претензии к скорой помощи выглядят достаточно странными.

– В газете «Жыццё Палесся» прочитала: женщина жалуется, что ей по ночам мешают громкая сирена и световая мигалка машин скорой помощи. Мол, ей хочется отдохнуть, но не дают. Но ведь любая экстренная служба – и «скорая», и МЧС, и милиция – никогда не включает световую и звуковую сигнализацию без крайней надобности. Что делать, если каждая минута на счету, а нужно, чтобы машину пропускали? – рассуждает Наталья Васильевна. – Надо понимать: пока вы злитесь, что кто-то нарушает ваш ночной покой, могут погибать люди. В конце концов, мы никогда не знаем, в какой момент нам понадобится помощь врачей или спасателей: в беду может попасть каждый.

 НЕ ДО КУРЬЕЗОВ

Новичков от медицины в диспетчерской службе скорой помощи нет – в такой работе важен опыт. Наталья Васильевна Левая работает здесь уже 37 лет. Из них 30 лет она трудилась линейным фельдшером, вместе с бригадой ездила на вызовы.

– Свою работу просто обожаю, – говорит она. – Еще учась в медицинском училище, мечтала работать на «скорой». Так и вышло: в этой службе я, можно сказать, со студенческой скамьи. Работать в бригаде очень сложно, но и диспетчером быть не легче. Многие, наверное, подумают, что здесь все просто: принимай вызовы, отправляй машины. Ничего подобного! Во-первых, нужно правильно скоординировать работу бригад. Если вызов поступил с Куйбышева, не отправишь машину из Криничного, если в этот момент освободилась бригада, работавшая на Пролетарской.

– Во-вторых, мы ведем базу данных пациентов, заполняем медицинские карточки, – поддерживает Алла Алексеевна Белая.

Она в «скорой» 6 лет, до этого работала медсестрой детского отделения Наровлянской центральной районной больницы. Сейчас ее основная работа – дежурная медсестра по вызовам, однако еще работает и в бригаде «скорой». «Чтобы не терять навыки», – объясняет Алла Алексеевна.

Еще одна важная обязанность – информировать другие экстренные службы о происшествии. «Так получается, что чаще всего первым делом очевидцы звонят в «скорую», а мы уже, если нужно, подключаем и спасателей, и милицию», – рассказывают собеседницы. На такой случай у них под рукой два специальных телефона: один – для связи с диспетчерами ГРОЧС, другой – с дежурными РОВД.

Прошу рассказать о наиболее запомнившихся вызовах – наши собеседницы растерялись: столько всего бывало, что и не упомнишь. Из последних – случай, когда за 15 минут в «скорую» поступило сразу 3(!) вызова на ДТП.

– Машина сбила двух пешеходов, – диспетчеры вспоминают подробности. – Бригада выехала и по дороге «встретила» еще одно происшествие, и снова пешеход попал под автомобиль.

А вот курьезные ситуации сразу и не припомнишь: если понадобилась «скорая», значит, не до шуток. Хотя однажды коллега как-то рассказала нашим собеседницам такую историю: во время ее дежурства поступил звонок от перепуганной женщины. «Спасите мою доченьку, ей плохо, она умирает!» – плакала в трубку горожанка. Медики немедленно бросились на помощь – «доченькой» оказалась собака звонившей…

А между тем рабочая смена у диспетчеров продолжается. В одной руке телефонная трубка – принять вызов, в другой микрофон – отправить бригаду на место назначения. Прощаясь, мы не желаем женщинам спокойного дежурства – не принято: плохая примета. Вместо этого медики передают пожелания мозырянам: будьте здоровы, не болейте!

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *