Ответ должен быть на каждый вопрос

Сергей КонопличВ Мозырском районном исполнительном комитете прием граждан провел депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь – член  Постоянной комиссии по проблемам экологии,  природопользования и чернобыльской катастрофы Сергей Михайлович КОНОПЛИЧ.

Жители региона имели возможность обратиться к парламентарию со своими  вопросами и наболевшими проблемами. С.М.Коноплич  внимательно выслушал и объективно рассмотрел обращение каждого, кто в этот день обратился к нему за помощью. Вопросы  касались разъяснения нововведений относительно оплаты коммунальных услуг, работы правоохранительных органов и суда, проблем трудоустройства  и возврата неиспользованных чеков «Имущество». Где требовались пояснения компетентных лиц, участие в диалоге приняли заместитель председателя Мозырского райисполкома С.В.Дылюк, начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома П.Л.Шутько, представитель ОАО «АСБ «Беларусбанк». На все вопросы были даны исчерпывающие ответы. В ходе диалога с гражданами депутат высказал  свою точку зрения относительно каждой из затронутых тем. Пользуясь представившейся возможностью, журналист газеты  также попросила парламентария ответить на несколько актуальных вопросов.

– Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о тех главных законопроектах, над которыми сейчас работают парламентарии.

– Настоящее время для депутатов парламента является так называемым межсессионным периодом. Следующая рабочая сессия начнется 2 апреля, но это не значит, что данный период является каким-то затишьем. Как правило, в это время в Палате представителей находится на рассмотрении ряд законопроектов. На данный момент их уже более  40, и все они касаются различных сфер и направлений жизнедеятельности нашего общества. В основном это не новые документы:  90%  из числа всех законопроектов – внесение изменений и дополнений в ранее принятые законы. Жизнь не стоит на месте, она движется, и требует соответствующих корректив. Следовательно, и мы должны вовремя успевать, чтобы  возникающие проблемы находили разрешение в принимаемых законопроектах. На сегодняшний день в нашей комиссии, в частности, находится на рассмотрении два законопроекта: «Кодекс о недрах» (внесение дополнений и изменений в этот законопроект), «О государственной экологической экспертизе». Оба законопроекта подготовлены к первому чтению. При подготовке законопроектов работаем не только с государственными органами, но и с общественными организациями, выкладываем информацию на сайт Палаты представителей, и любой заинтересованный гражданин может зайти, почитать, в письменном виде предложить свое видение решения данных проблем. А когда уже заседает рабочая группа по данному законопроекту, она оценивает, принимать его или  нет. Есть законопроекты, которые находятся у нас буквально с конца прошлого года.  К примеру, под занавес осенней сессии, мы приняли Лесной кодекс. Данный законопроект шел непросто по той причине, что там были свои нюансы, которые концептуально затрагивали этот законопроект. Хотя это так же рассматривалось, как внесение изменений и дополнений в Лесной кодекс, но нам пришлось его глобально переработать и выдать новый закон, согласованный с Комитетом государственного контроля, инспекцией по охране растительного и животного мира, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нужно было найти золотую середину, которая устраивала бы всех. Надо понимать, что не так много сегодня природных богатств в Республике Беларусь, которыми можно распоряжаться. Лес – одно из них, и мы должны были, принимая его, найти  наиболее оптимальные решения для нормальной работы  лесной отрасли. Это касается и экологического аспекта. К примеру, возьмем города Мозырь, Минск или любой областной центр, вокруг которого находятся зеленые пояса. Вместе с тем здесь должны решаться вопросы, касающиеся промышленной переработки. Это отрасль, где работает огромное количество людей и их интересы должны быть учтены в первую очередь. Мы приняли этот законопроект почти под закрытие сессии, по окончании 2015 года. Что касается законопроектов, которые на сегодняшний день есть, а их, как я уже сказал выше,  более 40, то они касаются разных направлений. Опыт и практика показывают, что в межсессионный период и в течение сессии, которая начнется 2 апреля, а закончится 1 июля, еще появится как минимум 10-15 законопроектов. То есть  в среднем депутатам парламента  на каждой сессии  приходится принимать порядка  70 законопроектов.

– Вы возглавляете Постоянную комиссию по проблемам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы. Давайте напомним читателям  о сути данного  направления…

– В парламенте работает 14 комиссий. Я возглавляю комиссию по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы.

Спектр вопросов здесь весьма широкий. Если брать экологию и природопользование, то весь мир (и мы в том числе) раньше не обращал внимания на те вопросы, от которых сегодня напрямую зависит жизнь человека. По большому счету, если этому направлению не уделять внимания, то, поверьте, экология сама по себе существовать не сможет. Экология – это сфера обитания человека, и многие проблемы и болезни идут именно оттуда. Это вода, воздух, земля, вы-бросы. Это море вопросов, и если что-то пропустить, дать какую-то слабину, то потом придется пожинать горькие плоды, как и последствия чернобыльской аварии, которые нашей республике еще долго придется расхлебывать. Если упустим экологические моменты сейчас, появятся новые. В апреле нынешнего года исполняется 30 лет со дня катастрофы на ЧАЭС. Если вспомнить, то так совпало, что случилась авария, затем развал СССР – огромного государства, и трудно даже представить, что на нашу маленькую страну свалилась такая огромная беда. Пристальное внимание Главы нашего государства к проблеме последствий в настоящее время имеет огромное значение. Посещение районов, по-страдавших от аварии, Главой государства позволяет держать руку на пульсе этих проблем. Не буду голо-словным: мы принимали  республиканский бюджет в конце 2015 года, которым предусмотрено финансирование 27 государственных программ. Одна из самых главных программ – ликвидация последствий аварии на ЧАЭС, т. е. с момента суверенитета нашей страны это уже 5 программа по данному направлению. Что это такое? На все госпрограммы в республиканском бюджете выделяется  чуть более 11 трлн. рублей. Из них 4,4 трлн. рублей занимает программа ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской атомной станции, т.е. сюда уходит почти половина всех преференций. Это говорит о том, что сегодня, при всех проблемах экономического характера, программа ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС остается приоритетной. Первое, что сюда входит, это оздоровление и лечение детей, проживающих на загрязненной территории, и их питание; защитные мероприятия, касающиеся сельского хозяйства (внесение дополнительных доз минеральных, фосфорных и калийных удобрений, чтобы минимизировать попадание в растения вредных веществ); инвестпроекты, реализация которых предусматривается по согласованию с местными исполнительными властями. В нашем Полесском регионе, к примеру, это строительство свиноводческого комплекса на 12 тыс. свиней в Ельске, аналогичный инвестпроект – в д. Завойть (Наровлянский район), строительство фермы в д. Добрынь (Ельский район) и др. Строительство этих современных и высокотехнологичных предприятий позволит создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные поступления в бюджет, получение экологически чистой продукции, своевременную выплату заработной платы. Технологический процесс работы таких предприятий предусматривает не только выпуск качественной продукции, а и отсутствие вредных воздействий при их выпуске на окружающую среду. Для этого здесь рассматривается  применение современных технологий. Что касается материальных затрат, то на реализацию одного такого проекта направляется более 100 млрд. рублей. Главными проблемами сегодня являются вопросы трудоустройства, заработной платы, от чего целиком и полностью зависит социальная сторона жизнедеятельности человека: строительство жилья, обеспечение условий быта, учебы и т. д. Если посмотреть, то защищенность человека и его жизнь – вещи взаимосвязанные.  И совсем не обязательно, что это может быть только строительство сельхозпредприятий. На усмотрение исполнительной власти это могут быть предприятия любой другой сферы.

Хочу вернуться к теме последствий аварии на ЧАЭС, которые изучаются, но до конца еще не исследованы. Система мониторинга продукции, возделываемой или производимой в Республике Беларусь, которую осуществляют наши контролирующие санитарные органы, позволяет утверждать, что на стол потребителю как в нашей стране, так и при ее реализации за пределы не может попасть загрязненная продукция.

Жесточайший контроль осуществляется начиная от производителя сырья, предприятия переработки, условий и режимов хранения и заканчивая доставкой, поэтому на стол потребителю продукция с превышением допустимых уровней (ПДУ) за-грязнения  попасть не может. Если говорить конкретно, ПДУ у нас более жесткие в сравнении с соседями, начиная от Евросоюза и заканчивая Россией. Мы привыкли так работать и не можем допускать никаких послаблений.

– Сергей Михайлович, Гомельщина вследствие аварии на ЧАЭС потеряла большие площади плодородных земель. Удалось ли нам восполнить потери и наладить производство  жизненно необходимой продукции, чтобы обеспечить внутренние потребности?

– Проблема накормить свой народ не только для Гомельщины, а и для Беларуси в целом давно не стоит. Более того, отмечу, что из того объема, который мы производим, для собственных нужд белорусам  хватило бы 30-40%.  В настоящее время проблема заключается в другом – своевременно продать произведенную продукцию. Реализация продукции – вопрос №1. Мы озабочены поисками рынков сбыта, источников поступления валюты, наполнением республиканского бюджета, выполнением обязательств по уровню развития социальной сферы, созданию новых рабочих  мест. К сожалению, у нас нет в достатке природных богатств, которые мы могли бы  не покупать.

– Предусматривается ли в перспективе государственная поддержка геологоразведки и нефтедобывающей отрасли?

– В этом отношении, исходя из последних событий, могу сказать  следующее. Мне довелось в конце января присутствовать на итоговой коллегии Минприроды и охраны окружающей среды, где со стороны как заместителя премьер-министра, так и министра отрасли прозвучала  тема поддержки данной сферы. С учетом поручений Президента  тема геологоразведки там проходила красной нитью. При назначении нового министра было дано поручение Главой государства уделить особое внимание этим вопросам и, в первую очередь, сохранению технической базы, кадрового потенциала и наладить плодотворную работу  отрасли. Тем более, что в Беларуси, как подтверждает практика, существует сильная школа геологоразведки. И сегодня мы можем предложить свои услуги любой стране, где есть полезные ископаемые, но нет специалистов. Наша задача – сохранить базу и кадровую школу, не позволить ей разрушиться и далее включиться в новые проекты относительно геологоразведки.

– Исходя из встреч с избирателями, хотелось бы узнать, с какими вопросами граждане обращаются к Вам и какие темы затрагивают?

– Хочу сказать не только о своем регионе. Возвращаясь в столицу после работы в округе, обмениваемся с коллегами впечатлениями, анализируем, прислушиваемся к обращениям граждан с целью систематизации и поиска путей разрешения проблем. Исходя из статистики, в настоящее время наибольшее количество обратившихся затрагивает тему функций ЖКХ по всей стране. И действительно, механизм по оплате за коммунальные услуги запущен, а народу не разъяснили, за что платить. Очевиден факт, что коммунальная сфера к нововведениям не подготовилась должным образом. Что касается Полесского региона, то здесь по-преж-нему остается проблема чистой воды, так как в некоторых сельских населенных пунктах наблюдается превышение нормы железа в 10-15 и более раз. Это серьезное направление, требующее немалых материальных затрат, как и газификация. К сожалению, из-за проблем в экономике в настоящее время их решить пока не представляется возможным. И все же вопросы чистой воды и газификации в Полесском регионе остаются в числе приоритетных. Все населенные пункты со степенью загрязнения свыше 5 кюри должны быть газифицированы. Однако эта проблема может быть решаемой  только там, где проживает 100 и более семей, так как нельзя направить 50-100 млрд. рублей в неперспективный населенный пункт.

Программа эта работает, хотя, к сожалению, из-за недостатка финансирования, более медленно, чем нам хотелось.

– Вы – народный избранник, значит, человек не только слова, но и дела. Стараетесь разрешать проблемы избирателей…

– Безусловно. Стараюсь вникнуть  в суть каждого обращения. Ответ должен быть на каждый вопрос.  Конечно, есть вопросы, по которым просто надо объяснять людям, к чьей компетенции относится их решение, например, судебные приговоры, отменить которые могут только вышестоящие суды.

На решение вопросов, входящих в мою компетенцию, направляю всегда все усилия, чтобы они были разрешены полностью. Отдельные вопросы совместно с исполнительной властью решаем сразу же в день приема. Есть вопросы, требующие дополнительного изучения, посредством поручений помощнику, и в конечном счете они тоже разрешаются. В любом случае, ни один вопрос не остается без внимания.

– Сергей Михайлович, позвольте поблагодарить Вас за обстоятельный диалог, а также пожелать плодотворной работы на благо страны и нашего общества.

– Спасибо.

Наталья КОНОПЛИЧ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *