Специалисты КПУП «Колор» — об исчезнувшей профессии линотипист

Все течет, все меняется.. Множество профессий уходит в далекое прошлое. Основная причина этого – активное развитие науки и техники, способной совершенствовать любой производственный процесс: избавлять человека от тяжелых нагрузок, а порой и коренным образом менять всю технологию производства. Например, устаревшая профессия – секретарь-машинист: «стучащие» машинки уже давно отнесли к разряду технической древности – им на смену пришли компьютеры, ноутбуки. Не менее устаревшая профессия ткача: сегодня ткацкий станок автоматизирован, он выдает в несколько раз больше продукции в сравнении с ручной работой. Автомобили заменили конные экипажи, которыми управлял ямщик-извозчик. Исчезли и бакенщики – рыбаки, которые зажигали фонари на плетеных плавучих корзинах (бакены), свечники, которые по вечерам ходили и зажигали уличные фонари, балаголы – владельцы упряжных тележек, комашники, которые занимались тем, что делали лекало для обуви, лудильщики (медники) – правда, на смену медникам пришли современные электрогазосварщики, которые при помощи своих аппаратов могут варить и медные, и многие другие сплавы… Классический пример исчезнувшей профессии и линотипист – специалист по набору на наборной строкоотливной машине, на которой набирали газеты, книги, журналы. Об этом непростом, но нужном деле нам рассказывают на КПУП «Колор», что называется, из первых уст.

С результатом труда Софьи Брискман, оператора электронного набора и верстки, пожалуй, знаком каждый белорусский учитель и офисный работник, и клиент почты – в общем, все те, кто когда-либо касался заполнения справок, формуляров, журналов и другой бланочной продукции. За компьютером Софья Семеновна – 19 лет, а свою трудовую биографию в Мозырской типографии она начала с сентября 1978 года:

Софья Брискман

– Возможно, я бы была отличным библиотекарем или хорошим учителем, – рассуждает теперь Софья Семеновна. – После окончания средней школы №8 поступала в Могилевский библиотечный техникум, и это несмотря на то, что родители хотели, чтобы продолжила педагогическую династию. Но из-за сложившихся жизненных обстоятельств не пошла на последний экзамен. Чтобы не терять год, устроилась переплетчиком в типографию: шила дневники, которые тогда расходились по всему Советскому Союзу, как и вся наша продукция. Была на равных с опытными старшими коллегами – не могла подвести ожиданий своего дяди, который трудился в редакции. Прониклась профессией. И когда директор Н.И.Зеленковский предложил мне получить специальное полиграфическое образование, согласилась. Так по доброму наставлению окончила Минское училище полиграфистов и на родное предприятие уже вернулась в качестве наборщика на наборных строкоотливных машинах. Работала на линотипе – большой строкоотливной машине – до появления технологий фотонабора и компьютерной верстки.

Чтобы представить, что же такое линотип, вспомним Маяковского: «Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…» В этих словах много правды. Конечно же, все начиналось с клавиатуры. Строчка формировалась из отдельных металлических рельефных буквенных матриц и пробельных клиньев. Нажимаешь на клавишу – сверху из магазинов подбираются нужные литеры и выпадают на ленту транспортера. В результате получались цельные металлические строки, представляющие собой пластины.

– О горячих газетных строчках тогда говорили в буквальном смысле: буквы отливались под высокой температурой. «Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»: было множество размеров шрифтов, их названия теперь больше по кроссвордам известны (цицеро, петит, корпус, нонпарель…). В зависимости от размера они обозначались еще и цифрами, самым распространенным был девятый, или просто газетный. С линотипного набора делали контрольные оттиски, которые поступали на проверку корректору. Надо понимать: при ручном наборе исправляли только единичные буквы, при обнаружении ошибки отливали заново всю строку. И только после проверки и выправки, но старалась все же без ошибок, набор поступал в печатный цех, где и выходили в свет свежие новости. Есть выражение: газета живет один день. А ведь так и есть: сразу после выхода тиража все строчки расплавлялись в «чушки» – определенного размера бруски, которыми позже снова заправляли линотип. Работа с этим сплавом, в составе которого и олово, и свинец (его называли гарт), была вредна для здоровья, поэтому у линотипистов пенсионный возраст был ниже на 5 лет. Труд линотиписта не из легких, но сколько радости и гордости вызывало то, что мы не только делали газету, но и первыми узнавали новости – все остальные только завтра! – рассказывает Софья Семеновна, стоя возле «прадедушки современного ноутбука». – Линотип давно не используется в производстве. Но когда-нибудь он станет одним из самых интересных экспонатов в музее, посвященных печатному делу. Он непременно должен быть: нам есть о чем рассказать и что показать.

Сегодня мне странно представить себя за линотипом. Мы привыкли к компьютеру, который сразу казался архисложной, архиумной машиной. Но как облегчил он нам жизнь!

Над чем работаю сейчас? Над заказами нашего крупнейшего заказчика – республиканского унитарного предприятия «Белорусское торговое объединение «Глобус» Министерства образования Республики Беларусь. У нас началась подготовка к новому учебному году!

Ведущий технолог Марина Александровна Шавардова, оператор электронного набора и верстки Софья Семеновна  Брискман и исполнитель художественно-оформительских работ Наталья Сергеевна Чимирко за обсуждением очередного заказа.

Ведущий технолог Марина Александровна Шавардова, оператор электронного набора и верстки Софья Семеновна Брискман и исполнитель художественно-оформительских работ Наталья Сергеевна Чимирко за обсуждением очередного заказа.

Пользуясь случаем, коллеги Софьи Семеновны Брискман поздравляют ее с красивым юбилеем! Для одних она, ответственный, инициативный специалист, настоящий профессионал своего дела, стала добрым наставником и авторитетным примером, для других – надежным товарищем, знающим, что такое настоящая дружба и искренность. Коллеги также отмечают ее скромность, порядочность. Все вопросы, и личные, и производственные, Софья Семеновна решает исключительно самостоятельно, не прибегая к помощи руководства и сотрудников.

Для всех же она – очаровательная женщина-весна, цветущая, улыбающаяся, согревающая своей доброй энергией и позитивом! Добра Вам, Софья Семеновна, молодости и здоровья на долгие годы!

Ольга АРДАШЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *