Александр Мазьков: «Я реалист…»

Народный молодежный театр «Легион»  Дворца культуры ОАО «Мозырский НПЗ» радует интересными и содержательными спектаклями не только мозырян, но  и жителей столицы, областных центров.

Сегодняшняя наша беседа — с талантливым и удивительным человеком, художественным руководителем коллектива А.В. МАЗЬКОВЫМ.

— Александр Васильевич, давненько с вами не виделись. Как поживает коллектив? Чем собираются скоро порадовать зрителя «легионеры»?

— Коллектив полон энергии и творческих планов. Все артисты, слава Богу, живы-здоровы и репетируют свои роли. Готовим показ спектакля «Тетка Чарли из Бразилии». Думаем, что зритель подзабыл его, и поэтому решили: пора! В этом году нам предстоит вновь подтвердить звание «Народный любительский коллектив». Ждем комиссию из Гомеля, готовимся порадовать ее и наших поклонников позитивной комедией прямо в День смеха — 1 апреля.

Александр Мазьков  в роли полковника Чеснея  в спектакле "Тетка Чарли  из Бразилии" по мотивам  пьесы Брэндона Томаса.

Александр Мазьков в роли полковника Чеснея в спектакле «Тетка Чарли из Бразилии» по мотивам пьесы Брэндона Томаса.

— Что интересного произошло в коллективе за последние два года?

— Поймите правильно: мы любительский коллектив, и ждать от нас частых выступлений и нескольких премьер за сезон не нужно. Однако две премьеры за два сезона мы сделали. Это детские спектакли «Я считаю до пяти» по пьесе М.Бартенева и «Приключения Снегурочки» по моему сценарию.

— А в творческом составе произошли какие-то изменения?

— Ротация кадров в нашем деле неизбежна. Но сейчас этот процесс минимален. Ушла от нас, к сожалению, наша поющая актриса Лора Кетнер, но пришли талантливые, интересные, симпатичные Алеся Коваль и Зина Веденина. Радует, что костяк коллектива не меняется.

— Скоро заканчивается театральный сезон. Какие планы на ближайшее будущее?

— После «Тетки…» сыграем еще один-два детских спектакля и уйдем на каникулы. А в перспективе только одна цель — расширять репертуар и радовать зрителя новинками. Если все будет хорошо, то летом я закончу работу еще над двумя пьесами. Первая рассчитана на взрослого зрителя, а вторая — на юного. Есть мысли поставить сказку «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа.

— Значит, в новом сезоне мы увидим премьеры?

— При правильном подходе к делу, упорном труде и определенной доле везения премьеры будут.

— Верите в удачу? Есть подкова в вашем рабочем кабинете?

— Подкова? (улыбается). Вспомнил сейчас то ли быль, то ли байку про подкову, которая висела в кабинете Эйнштейна. Его спросили коллеги: «Как так? Вы величайший ученый современности, и вдруг — подкова! Вы действительно верите, что она приносит удачу?» «Не верю, — ответил Эйнштейн, — но она приносит удачу независимо от того, верите вы в это или нет».

— Согласны с Эйнштейном?

— Частично. Я думаю, что подкова принесет тебе удачу лишь тогда, когда ты приладишь ее к своему копыту и начнешь «пахать», как лошадь!

— То есть успех, как заметил кто-то из великих, — это 90% труда и лишь 10 — везения?

— Никак не меньше! Думаю, Эйн-штейн это тоже понимал. А вот, позвольте, отвлекусь и процитирую фразу великого ученого, с которой я полностью согласен: «Две вещи на свете не имеют границ: Вселенная и человеческая глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен».

— Хорошая фраза, но, признай-тесь, звучит не очень оптимистично.

— Зато правдиво.

— А вы сами оптимист по жизни? В вашей профессии, наверное, это необходимо? Зритель же идет к вам за позитивными эмоциями.

— За всех зрителей не отвечу. Кто за какими эмоциями идет в театр, могу только догадываться. Можно ли получить позитив при просмотре трагедии, где в конце все умирают? Позитивен ли по сути своей «Гамлет, принц Датский»? И можно ли выйти после комедии с испорченным настроением и негативом в душе? Мое мнение: в театре, как и в жизни, возможно всё! То, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Главное здесь другое. Главное, чтобы спектакль не оставил зрителя равнодушным. Чтобы, выйдя из зала, он делал выводы, что-то переосмысливал или вообще просветлел, открыв в этот вечер для себя что-то новое. И тогда совершенно не имеет значения, оптимисты ли по жизни автор пьесы, режиссер и актеры… А оптимист ли я по жизни? Наполовину пуст или полон мой стакан?

— Да, если угодно.

— Я славянин! У меня стакан не бывает наполовину пуст или полон. У меня он наполовину недопит (смеется). Я реалист.

— По-вашему, это хорошо или плохо?

— Не знаю. В зависимости от обстоятельств, наверное. Это непросто — вот суть.

— Хорошо: что тогда значит «реалист» в вашей интерпретации?

— Хм… это тема для отдельной беседы… Но я попробую коротко. Годы, прожитые на этой маленькой смешной планете, человеку мыслящему дают бесценный опыт. Этим опытом надо уметь пользоваться. Ведь некоторые многократно наступают на одни и те же грабли, не надев каску! Так вот, жизнь к определенному возрасту почти всех делает реалистами. Она учит сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушными. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Одна часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне. Этому учит жизнь, и этого не надо бояться. Не надо по этому поводу устраивать       плач. Не надо обвинять себя в двойных стандартах и других грехах. Большинство людей думает точно так же, только они не говорят об этом вслух.

— Но жить по вашей философии, наверное, очень нелегко?

— Я сразу сказал об этом. Но все же это лучше, чем жить, глядя на мир через розовые очки. Они как раз имеют свойство биться стеклами внутрь и делать очень-очень больно. Обратная сторона медали — унылый                      пессимизм, жизнь в черном цвете без полутонов. Это вообще дорога в никуда, позиция неудачников и медленная смерть от эмоционального удушья.

— Жестко. Но, пожалуй, с вами можно согласиться. Поэтому следующий вопрос также совершенно не о творчестве.

— Пожалуйста. Я готов к диалогу на любые темы.

— Финансовый кризис нашел отражение в вашем коллективе?

— В настроении не поменялось ровным счетом ничего. Артисты «Легиона» — очень жизнерадостные ребята. Мировой финансовый кризис воспринимают с долей здоровой иронии. Я их учу по мере сил не паниковать без повода и ценить то, что есть. Ну выросли цены… Ну это же не конец света! Ну дешевеет нефть… Что мы можем сделать? Ни-че-го! Просто надо понимать, что случайностей в мире не существует — все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда. Если это поймешь, то и не будешь ждать чудес, будешь проще смотреть на жизнь. Нет ожиданий — нет и разочарований. Я ребятам в начале года говорил: не парьтесь! Просто запомните золотое правило жизни: не переживай из-за того, что ты не в силах изменить — прими ситуацию такой, какая она есть. Ведь мы не пытаемся изменить погоду, а просто одеваемся по погоде.

— Значит, кризис переживете спокойно? Уверены?

— Белорусы вообще очень стойкий народ. Нам ли бояться кризисов? Мы на генетическом уровне несгибаемы и непобедимы! Наш народ только за прошлый век столько пережил: царский гнет, коллективизацию, гражданскую и две мировых войны, голод, развал сверхдержавы. Тогда          точно не было легче. А нас пугают кризисом! Моя мама войну в оккупации пережила — спросите у нее, что такое кризис. Спросите у той матери, которая отправила здорового и красивого сына в армию, а из Афгана его в «цинке» привезли… Вот это кризис и боль на всю жизнь. На всю! Сохрани нас Бог от таких напастей! А нынешняя ситуация — это временные трудности и «легкий зуд». Все будет хорошо. Главное — верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо и даже лучше, чем ты сам можешь устроить. Мысли имеют свойство материализовываться. Помните: вы притягиваете к себе то, во что верите. Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя по самой трудной дороге, потому что легких путей к счастью не бывает. В то время, пока многие ноют, лучше бы задумались: может, все-таки у вас не хлеб черствый, а бриллианты мелкие? Так что не накручивайте себя и не гневите небеса.

— Что ж, ваша гражданская позиция ясна. Давайте теперь о приятном. Чего лично вы ожидаете от года, объявленного Годом культуры?

— Начну так: наконец-то! Ура! Целый год культуры! Мероприятия, торжества, юбилеи писателей и музыкантов… Хорошо? Наверное, хорошо. Потом придет 2017-й, его объявят, например, годом Октябрьской революции или Гражданского примирения, и что?.. А что с культурой? Все, закончилась?..

Я искренне не понимаю, что значит «Год культуры». А что с остальными годами? Это что — годы «бескультурья»?.. Культура должна быть вечной, постоянной, бесконечной. Культура — это не несколько юбилейных дат выдающихся деятелей искусства, отмечаемых в конкретно взятом году. Это внутреннее состояние человека и практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Это основа существования цивилизованного общества. Определений этому понятию множество. А на практике понимать надо одно: именно из-за отсутствия внутренней культуры все беды человечества, в том числе войны и кризисы. Проблема человечества в том, что умные и культурные люди всегда полны сомнений, а их антагонисты — глупцы и хамы — переполнены уверенностью. Культура нежна и беззащитна, как весталка. Ее очень легко смять, потерять, уничтожить, растоптать. Ее надо беречь. Без нее мир задохнется. Она — духовный кислород.

— У вас есть свое определение культуры?

— Безусловно. Культура — это, в первую очередь, добрые дела, на которые так скуп наш меркантильный мир. Культура — это неспособность творить зло и подлости, это помощь бедному и защита слабого, это уважение к старшим и любовь к Родине. Извините, если это прозвучало слишком пафосно. Одним словом, культура — это духовное богатство. То самое сокровище, о котором говорил Христос. Его надо копить.

— Главное — не делать зла?

— Это минимум. Но надо успеть оставить светлый след на этой планете. Ведь все заканчивается. И молодость. И богатство. И жизнь. Остаются лишь добрые дела. Творите добро, пока не поздно. И не ждите за него благодарности! Добро надо дарить, а не продавать.

— Глубоко мы с вами копнули! Теперь давайте ближе к искусству…

— Поймите правильно: я не против Года культуры. Я за! Уверен, все намеченные торжества пройдут на высшем уровне. Но, отвечая на ваш вопрос, чего я жду от этого года, скажу: ничего сверхъестественного. Не запоют «вживую» попсовые горе-исполнители, не перестанут лить на наши головы потоки «помоев» телеканалы, не отпрянет молодежь от мониторов и не возьмется поголовно читать Гоголя и Ремарка. Для этого одного года весьма мало! Поэтому я и говорю: уделять повышенное внимание культуре надо постоянно! Всегда и везде. На всех уровнях. Иначе мы рискуем собрать печальный урожай.

— Как я понимаю, телевидение вас не интересует?

— Почему же? Хороший футбольный матч и передачи о природе — это мой десерт удовольствия на телеэкране.

— Негусто.

— Жизнь слишком коротка, чтобы распыляться на вещи, заведомо глупые, пошлые, ложные и некачественные. Есть же книги! Да, они еще есть, представляете?!. Есть театр! Есть хорошее кино! Есть музыка, которая заставляет трепетать и вызывает неподдельные эмоции! Слава Богу, есть «живые» концерты, которые дают впечатлений на год вперед!

— Вы 20 лет работаете в сфере культуры. Вас можно еще чем-то удивить?

— Что ж я  дерево, что ли? Конечно, концертами «местного разлива», нашей и российской попсы меня поразить тяжело. Я говорю о концертах   звезд мирового уровня, которые заезжают к нам в столицу. Я с дочкой за                 последние два года посетил несколько таких шоу. И знаете, что я понял? Рок-н-ролл жив, друзья! И с этим нам придется примириться!

— Что такое особенное увидели и услышали?

— Именно — особенное! Старые дядьки по 60-65 лет поют, играют «вживую» по полтора часа, бегают по сцене, излучая такую энергетику, что народ просто «носит» от избытка эмоций. Передать словами это нельзя. Это надо видеть!..

Мы увидели и услышали живьем «Sсorpions», «Manowar», «Accept», легенду рок-музыки Лэмми Килмистера и его «Motorhead», рок-оперу Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» в постановке Театра Стаса Намина.

— С кем-то из звезд мирового масштаба посчастливилось пообщаться?

— Два года назад в Минске был барабанщик легендарной группы «АС/DС» Крис Слэйд. Тогда он был без большой работы и выступал с кавер-бэндом из России. Это было в рок-клубе, одним из учредителей которого является мой друг, организовавший нам встречу. Я показал Крису видео, как моя дочь играет на барабанной установке (она у меня барабанщик подростковой рок-группы), он оживился, заулыбался… «Это ваша дочь? — говорит. — Очень хорошо. Мне нравится, как работает!» Так и сказал. По-английски, разумеется. Сфотографировались, пожали руки, я пожелал ему удачи… И что вы думаете? Через год он вернулся в «АС/DС»!

— То есть мистер Слэйд вам обязан?

— Однозначно! (смеется). При случае востребую с дедушки проставиться дымным молтом!

— Насмешили… Ну хорошо, а себя вы считаете популярным человеком? Вас знают как руководителя театрального коллектива, как сценариста, как актера, как ведущего мероприятий любого уровня. Узнают на улице?

— Приходит на ум замечательная фраза Сергея Довлатова на эту тему: «Степень моей популярности такова, что, когда меня узнают на улице, я удивляюсь. Когда не узнают, тоже удивляюсь. Поэтому выражение удивления не сходит с моего лица». Это про меня! А если серьезно, популярным себя не считаю, а вот узнаваемым… Да, есть немного. Я за 20 лет в нашем маленьком городе столько всего провел, столько сыграл, что не узнать невозможно.

— Не хотелось ли вам когда-нибудь сменить профессию?

— Сменить профессию? Нет, не хотелось. Зачем? Мне нравится то, что я делаю. Я с удовольствием иду на работу, я жду с ней встречи, получаю удовольствие от процесса. Это показатель того, что я сделал правильный выбор. А аплодисменты зрителей после спектакля — это высшая награда, непередаваемое и несравнимое чувство. Тот момент, когда ты понимаешь: я не зря копчу небо, я все-таки оставляю свой светлый след на этой земле.

— Не поверю, что вам не поступало предложений о смене деятельности и переезде подальше от Мозыря…

— Признаюсь, много раз за свою жизнь слышал фразы типа: «Да что ты тут сидишь в этом Мозыре? Тебе пора в Минск, в Москву пробиваться!..» Это все эмоции и «ловля ветра». А предложение, достойное упоминания, было только однажды. Популярный телеведущий с Первого национального предложил мне стать его напарником в очень известной передаче.»Вижу твой уровень, — сказал он мне, — ты готов для телека. Переезжай в Минск, я помогу тебе устроиться на телевидение».

— Отказались?

— Не сомневаясь.

— Почему?

— Причин несколько. Но главная — и об этом я сказал своему знакомому шоумену — добровольно уйти с Мозырского НПЗ… Я не знаю… Нужны какие-то особые, мне неведомые причины.

— Не лукавите?

— Нет смысла. Завод позволил мне стать тем, кем я стал. И просто взять и бросить его, уехать за какой-то мнимой популярностью? Нет. Мы нужны друг другу! (улыбается). Конечно, нужны! Без моей харизмы и поставленного голоса заводские праздники будут не так хороши! (смеется). А спектакли? А детские сказки? Как я могу бросить своего любимого зрителя?.. И еще я очень не люблю больших городов. Но я обожаю наш маленький благословенный Господом город, в котором родился и вырос!

— Патриотично и предельно ясно! Ну что ж, пора пригласить мозырян на спектакль?

— С удовольствием! 1 апреля «Легион» ждет своих зрителей на спектакль во Дворце культуры ОАО «Мозырский НПЗ». Хорошее настроение, как всегда, вам гарантировано! Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

— Александр Васильевич, искренне желаю вам творческого вдохновения, а всему «Легиону» — непременно поймать свою «птицу цвета ультрамарин» и не выпускать ее из рук.

— Спасибо.

Наталья КОНОПЛИЧ

Александр Мазьков: «Я реалист…»: 2 комментария

  • 01.04.2016 в 12:20
    Permalink

    Замечательное интервью. Интересный собеседник с тонким чувством юмора!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *