Качество услуг. Оптимальные цены. Сокращение затрат

В этой триединой формуле – стратегия и тактика развития одной из ведущих отраслей народнохозяйственного комплекса региона – жилищно-коммунального хозяйства.

На дворе – весна, апрель, холодные дни позади, на исходе и отопительный сезон, а потому самое время оглянуться назад и расставить главные акценты темы: как прошел в районе этот ответственный осенне-зимний период 2015-2016 годов? каким составляющим этого сложного и серьезного экзамена следует уделить больше внимания в следующем сезоне? какие высветились недоработки службы? какой вывод следует извлечь из опыта прошлого года? Вопросы, вопросы, вопросы…

Обстоятельные, глубокие и объективные ответы на них были даны на заседании районного исполнительного комитета. Вел заседание глава местной вертикали Евгений Буниславович Адаменко. Участие в нем приняли председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Михайлович Коноплич и депутат Палаты представителей Николай Федорович Рассоха.

По словам генерального директора государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз» Петра Викторовича Хамутовского, для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях было сделано немало. Данный комплекс мероприятий охватывал весь спектр работ по профилактическому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту объектов теплоснабжения, теплопотребления и водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающих устойчивое снабжение потребителей тепловой энергией и водой. И вот что немаловажно: при этом было достигнуто снижение потерь тепловой энергии в сетях до 10,4% при задании 11%. А за январь-февраль 2016 года эта цифра составила 8,5%, что позволило только за два месяца сэкономить 1530 Гкал, а в денежном выражении это 1 млрд. 418 млн. рублей.

Что еще в активе работников ведомства? В осенне-зимний период не допущено аварий на объектах теплового хозяйства. Да, перебои с подачей тепловой энергии были, но они устранялись аварийными бригадами в кратчайшие сроки. Так, в зимний период 2015 года было выявлено 67 порывов тепловых сетей, а в 2016 году – только 49.

Но не все так гладко было, как хотелось бы. Генеральный директор государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз» Петр Викторович Хамутовский заметил: увы, но в сравнении с прошлым отопительным сезоном увеличилось число случаев несоблюдения параметров теплоносителя, подаваемого энергию на нужды как отопления, так и горячего водоснабжения. Вот цифры: в 2015 году таких фактов было 467, а в 2016 году – 675. И хотя есть объяснение этой ситуации – свою роль сыграли аномально высокие температуры наружного воздуха, что привело к недогреву теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, но урок из ошибок извлечь надо. До наступления нового отопительного периода 2016-2017 годов работникам службы предстоит выполнить большие объемы работ. Во-первых, в межотопительный сезон необходимо провести профилактический ремонт и испытание оборудования 25 котельных, 23 центральных тепловых пунктов, 287 км тепловых сетей. Будут заменены насосные агрегаты в котельных для уменьшения расхода электроэнергии на отпуск тепла. Было подчеркнуто: экономический эффект от реализации данного мероприятия позволит получить экономию в денежном выражении в сумме 773,6 млрд. рублей, или 201,8 тонн условного топлива. На особом контроле ведомства – качество воды. Для этого на объектах водопроводно-канализационного хозяйства в полном объеме выполнено профилактическое обслуживание водопроводных и канализационных сетей. Кроме того, это позволило снизить количество аварий и вызовов с 230 в прошлом отопительном сезоне до 188 – в текущем, а порывов водопроводных сетей – с 46 до 35 случаев.

Руководитель профессионального ведомства на заседании районного исполнительного комитета назвал и такие характерные цифры. Так, технологические потери воды в сетях снизились с 13,6% в 2015 году до 10,3% в январе-феврале 2016 года. Это принесло дополнительную экономию в объеме 49,2 тыс. м3 воды, 44,1 тыс. Квт.ч электроэнергии. В числе мероприятий, принесших предприятию экономический эффект, – ремонт и наладка автоматического регулирования расхода и температуры воды на водопроводных системах городского водоснабжения и отопления жилых домов; установка в местах общего пользования жилых домов энергосберегающих светильников; замена насосов на энергоэффективные на объектах водоснабжения и др. Существенно снизить расход тепловой энергии на нужды отопления жилых домов, по словам генерального директора государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз» Петра Викторовича Хамутовского, позволило отключение отопления в периоды положительных температур наружного воздуха. И такую цифру озвучим. Протяженность улиц, которые находятся на обслуживании предприятия, составляет более 381 км, в том числе по городу – 185,3 км, по району – 197,8 км. Для обеспечения безопасности дорожного движения в 2015 году выполнен ямочный ремонт улиц города в объеме 5259,84 м2, в сельской местности – 326,9 м2. В периоды низких температур наружного воздуха и снегопадов своевременно производилась очистка и посыпка улиц дорожной сети города. Сбоев в движении общественного транспорта не было допущено. В настоящее время предприятие приступило к выполнению работ по ямочному ремонту улиц г. Мозыря.

Резюме председателя районного исполнительного комитета Евгения Буниславовича Адаменко по обсуждаемой теме:

– Вы назвали экономический эффект от реализации некоторых мероприятий, но он должен быть в целом от деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Экономи- ческой службе предприятия необходимо четко осознать, за счет чего будет достигнут доведенный коллективу показатель – снизить затраты на 25%. Для этого необходим бизнес-план. На сегодняшний день удельный вес заработной платы в общих расходах райжилкомхоза составляет 16%. Это немного, поэтому не должно быть никаких сокращений работников. За 2015 год затраты по предприятию уменьшились на 10 млрд. рублей, это 10%. По Мозырскому лесхозу за І квартал 2016 года эта цифра, по предварительным подсчетам, достигнет 16%; в ОАО «Мозырьсоль» планируется снижение затрат на производство соли довести до 30%. Так и государственному предприятию «Мозырский райжилкомхоз» надо искать свои пути уменьшения затрат. И, прежде всего, знать, за счет чего это возможно. Расчеты надо делать по каждому ЖЭУ, по каждому механизму – где больше энергопотребление, там и работать в этом направлении. В отличие от других предприятий, вам сегодня работается намного легче, ведь до 80% объ-ема работ коллективу дает государство, и только 20% вы находите сами. Райжилкомхоз в определенном смысле монополист. С учетом сложившейся экономической ситуации вам нужны умные управленческие решения, толковые специалисты, ибо работать так, как вчера, уже нельзя. Перевод транспорта на газ – тоже актуальная тема. Она должна быть в центре внимания руководства предприятия. Надо подходить к себе критически. Взять вопросы энергосбережения. У райжилкомхоза этот показатель – минус 8, а почему не минус 10? Перспектива у вас большая, в том числе и по снижению затрат на подачу воды. Что сделано в этом плане? Начинайте работать аналитически, серьезно. Пока нет анализа работы ЖЭУ. Где меньшие затраты на оказание услуг, где большие? Пока ответа на эти вопросы нет; экономическая служба предприятия не знает составляющих затрат в целом по жилищно-коммунальному хозяйству. Надо разработать определенные показатели на единицу оказываемых услуг, тогда будет видно, какие результаты работы имеют ЖЭУ. Создание новых рабочих мест – еще одно направление деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Строители ищут объемы работ по всей стране, а вы пока живете по-барски. Если не изменятся подходы к работе, выжить будет сложно. У вас должен быть штат, который будет заниматься экономикой, повышением технологии. Если серьезно заниматься экономикой, все получится. Надо искать, откуда затраты, и уменьшать их. А для этого необходимо мыслить по-другому. За работу спасибо, но еще раз подчеркну: прежде всего – экономические результаты. Работайте прозрачно, честно, и они будут достигнуты.

По мнению заместителя председателя райисполкома Сергея Викторовича Дылюка, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство, «настораживает инертность работников теплового хозяйства. Если сравнивать их деятельность с энергетиками, то они сильно разнятся. По февралю чистые потери по тепловым сетям составили 2 млрд. рублей, по воде они тоже значительные. Работы у предприятия непочатый край, надо считать каждый рубль, чтобы выжить. Необходимо сравнивать свою работу с работой ТЭЦ по теплопотерям, учиться у них снижению. Следует глубже работать с экономистами, инженерами, специалистами. Вникать во все вопросы».

Блиц в тему

«Как вы оцениваете работу жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2015-2016 годов?» – с таким вопросом я обратилась к жителям города. Вот что они ответили.

*Ольга Владимировна Белявская, жительница ул. Пушкина, 39:

– Хочу отметить очень слаженную и хорошую работу жилищно-коммунального хозяйства района в прошедший осенне-зимний период. Все было нормально: и тепло в доме, и горячая вода поступала без перебоев. Никакие проблемы в этом плане нас не отвлекали. За это – особые слова благодарности службе. Пользуясь случаем, хотелось бы, чтобы райжилкомхоз обратил внимание на сохранность государственного имущества, в частности, на автобусные остановки. Каких только частных объявлений здесь не увидишь! Они портят внеш-ний вид павильонов, и за такие действия надо штрафовать людей. Подобные картины можно увидеть на дверях и стенах подъездов, а также в лифтах. Примите меры к тем, для кого закон не писан, уважаемые работники предприятия.

*Светлана Николаевна Семечко, жительница Лельчицкого шоссе, 2:

– Никаких претензий к службе по обеспечению квартиры теплом, горячим водоснабжением у меня нет. В этом плане все было спокойно и хорошо. Большое спасибо работникам райжилкомхоза за хорошую работу.

*Леонид Алексеевич Петров, житель ул. Интернациональной, 174:

– Я оцениваю работу жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2015-2016 годов самым высоким баллом. Молодцы, одним словом. Никаких нареканий с моей стороны ни по воде, ни по отоплению не было. За это службе наша благодарность. Воспоминания о прожитом холодном периоде года у меня сложились самые хорошие, потому что в квартире было комфортно, тепло.

*Александр Афанасьевич Данильченко, житель б. Юности, 1:

– В прошедший осенне-зимний период, что заслуживает особой похвалы, перебоев ни с отоплением, ни с горячим водоснабжением не было. Пожалуй, единственное мое пожелание работникам жилищно-коммунального хозяйства такое: тепло подавать надо в соответствии с наружной температурой воздуха, что позволит избежать лишних затрат и предприятию, и нам, плательщикам услуг.

*Мария Ивановна Потапьева, жительница ул. Ленинской, 60:

– Я с великой благодарностью работникам жилищно-коммунального хозяйства могу сказать, что в квартире весь холодный период было тепло, не надо было кутаться. Хорошо работают по вызову сантехники. Подчеркну: работают они достойно, с уважением. В лучшую сторону заметны изменения в деятельности райжилкомхоза. Моя благодарность – нашему дворнику. Благодаря его стараниям у нас всегда порядок на дворовой территории, в подъезде чисто, аккуратно. Женщина всегда дружелюбна, внимательна, корректна. И от такого отношения к делу работников ЖКХ улучшается настроение.

 Лариса ЧЕРНАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *