Сайт: найти, заинтересоваться, купить

Билл Гейтс прав: если твоего бизнеса нет в интернете,
значит, тебя нет в бизнесе

Нынче любая компания, шагающая в ногу со временем, имеет представительство в сети. Но лишь немногие могут гордиться тем, что его интернет-детище действительно приводит клиентов. Большинство же и вовсе смирилось с тем, что сайт просто есть, и перестало тратить на него время и… деньги. Так что такое сегодня персональный сайт предприятия: лишь красивый элемент, подчеркивающий престиж предприятия, организации, или один из механизмов, обеспечивающих коммерческий успех?

Хороший сайт приносит деньги, плохой – разочарование

– Из моего опыта создания веб-сайтов: главная ошибка заказчиков в том, что они не знают, чего они хотят от сайта, как он должен выглядеть, и как он будет работать, задолго до того, как появится. Обычно говорят: «хочу, как у…», «у них есть сайт, значит, и нам надо», «сказали сделать, вот делаем». В результате – множество однообразных клонов. В общем, для того чтобы веб-сайт реально работал, нужно, образно говоря, заложить для него прочный фундамент, провести тщательную подготовительную работу еще до того, как он попадет в сеть. Нужно понимать: конкуренция за внимание аудитории в интернете огромная, а привлечение посетителя на сайт, который и является конечным механизмом конверсии – превращения представителей целевой аудитории в покупателей, является многокомпонентным, сложным процессом, – рассказывает мозырянин Михаил Кондрашин, владелец веб-студии «WebSeoTeam», занимающейся созданием и продвижением сайтов.

сайт

О баннерах и тизерах, контекстной рекламе, рекламе в рассылках, продвижении в социальных сетях, вирусном маркетинге, а также о SEO-продвижении мы, похоже, проговорили бы часами. (SEO – если по-простому, это множество техничных секретов и трюков для поднятия сайта на более «высокие» позиции в результате выдачи поисковой системой определенных за-просов от пользователя, – прим. авт.) О поисковой оптимизации Михаилу есть что сказать, но сегодня мы ставим другую задачу – рассмотреть сайты мозырских предприятий и особенно пристально тех, чья продукция направлена на экспорт. Мы смотрим, насколько они удобны и, самое главное, информативны для обычного пользователя, он же потенциальный конечный потребитель.

Работаем на имидж

– Строгой классификации сайтов не существует, но есть основные характеристики, по которым их можно разделить. Во-первых, условно говорят о коммерческих, созданных для извлечения прибыли, и некоммерческих – «для души». Но при желании любой некоммерческий сайт может перейти в разряд коммерческих.

Самые простые – сайты-визитки, которые лишь описывают деятельность фирмы, предприятия или же индивидуального предпринимателя. Это своеобразный справочник, который содержит краткую, четкую и самую важную информацию о сфере деятельности и интересах. Здесь важно – не перегрузить сайт-визитку ненужной информацией, – перечисляет Михаил. – Интернет-магазин – это сайт, как правило, содержащий фотографии товаров и имеющий в наличии корзину покупателя, с помощью которой клиент может оформить покупку on-line. Для многих предприятий такие сайты не интересны, поскольку их создание влечет массу дополнительных нюансов.

Корпоративные сайты создаются организациями или компаниями для выполнения одной из двух определенных задач: укрепления связи между филиалами и отделениями или повышения имиджа в глазах потенциальных и существующих клиентов.

Имиджевые сайты заказывают крупные компании. Сайты подобного рода формируют позитивный имидж компании, их отличительная черта – оригинальный эксклюзивный дизайн с сочетанием нестандартных элементов оформления и решений. Это как доказательство серьезности и перспективности. Большинство наших крупных мозырских компаний имеет именно имиджевые сайты.

Есть так называемые информационные сайты, они бывают и закрытого типа: используются для обмена внутренней информацией сотрудниками предприятия, это как мини-социальная сеть. Удобно, если у предприятия филиалы в разных городах.

Сайты-портфолио, если в двух словах, предназначены привлекать внимание широкой целевой аудитории путем рекламирования работы, выполненной организацией или компанией, чтобы клиенты, глядя на конкретный результат, смогли сделать для себя определенные выводы и решить, нужно ли пользоваться услугами данной компании.

Отдельный вид сайта – блог. Может быть посвящен как определенному человеку и его увлечениям, так и может быть корпоративным, коллективным. Основная его особенность – автор описывает свое личное мнение о происходящем. Вообще, блоггинг – это отдельная интересная тема для разговора.

Быть ближе к покупателю

Согласитесь, интернет «обволакивает» буквально все сферы нашей жизни. Сегодня, наверное, не найти человека, который бы по тем или иным вопросам не обращался в сеть. Перед крупной покупкой теперь мы обязательно заходим в интернет, чтобы узнать как можно больше информации о товаре или услуге, а также о компании, которая их предлагает, будь то мебель, путешествие, одежда или автомобиль – не важно. Веб-сайт выступает этаким виртуальным продавцом-консультантом, знакомство с которым должно заинтересовать и понравиться. Сайт – виртуальное лицо предприятия. Но часто бывает, что оно не вызывает никаких симпатий. Отображается ли это на продажах? Конечно!

– Рассмотрим сайт госпредприятия «Мозырские молочные продукты». Отличный дизайн! Это, пожалуй, самый креативный сайт среди предприятий Мозыря.

молзавод

Прекрасно представлена вся продукция предприятия, при желании можно прочесть о каждой. Есть прайс-лист. Работает переключатель языков, так что любой иностранец, владеющий английским, может для себя открыть молочные продукты от мозырян. Как минус – наше молочное производство не представлено в социальных сетях, – говорит Михаил Кондрашин. – Сайт швейной фабрики «Надэкс» создала «Студия Борового» – лидера белорусского рынка разработки и продвижения сайтов (их лучшие работы – сайт Белорусской железной дороги, Белгазпромбанка, корпоративный сайт банка ВТБ, «БелАЗ», «Белшина», «Амкодор»). Скажем так: предприятие не пожалело денег, чтобы выглядеть в сети достойно. Cтоит ли говорить об уровне? Сайт рассчитан как на делового партнера, так и на конечного потребителя: можно узнать состав ткани, рассмотреть одежду вблизи (увеличить картинку) и самое главное – под каждым фото есть цена. Правда, купить через интернет понравившуюся вещь не получится – такой функции нет. Обозначена ссылка на «Твиттер». Зайти на страницу не удалось: выдает ошибку.

надекс

Классические, я бы даже сказал, консервативные сайты у ОАО «Мозырский НПЗ», «Мозырьсоль», «Беларускабель» – хорошие, имиджевые сайты, рассчитанные больше на деловых людей. Для привлечения партнеров и инвесторов такими они и должны быть. Живее, интереснее работает сайт «Мозырьсоль»: чаще обновляется информация о социальной жизни предприятия.

МНПЗ мозырьсоль

беларуськабель

Глядя на сайт Мозырского авторемонтного завода, складывается впечатление, что возможности предприятия представлены не в полном объеме: возле описания некоторой продукции нет фото. Странно, что корпоративные новости представлены спортивными достижениями 2-летней давности и… все. Похоже, у мозырских машиностроителей дела обстоят совсем не радужно: об этом говорят не официальные данные – сайты их предприятий. Например, у Мозырского машиностроительного завода в новостях – разве что о собрании акционеров. А лицевая, главная, страница напоминает каталог картинок… У «Мозырьсельмаша» на главной странице чуть веселее. Например, было занятно изучить графику о торгово-экономических связях предприятиях. Не устарели ли сведения? Но мне как потенциальному покупателю котла пришлось бы нелегко: нет цены, пришлось бы звонить в отдел сбыта.

На сайте Мозырского ДОКа не удалось рассмотреть мебель: не работает увеличитель. К фото не прикреплена цена. Хотя, стоит уточнить, в отдельной вкладке прайс-лист есть. Русский язык сайта легко поменять на английский и немецкий – это плюс. Созданы группы в нескольких соцсетях, но работают они формально, не обновляются.

Сайта Мозырской фабрики художественных изделий поисковая система не обнаружила, зато на запрос «купить сувениры в Мозыре» ориентировала на рынок «ИстПал». Какой вывод можно сделать? Частные структуры куда расторопнее многих государственных предприятий. Не работает сайт и у «Мозырьпива», видимо, по той причине, что предприятие объявило себя банкротом.

Хотелось бы несколько слов сказать об адаптированности сайтов. Суть адаптивного дизайна в том, чтобы сайт одинаково выглядел на всех устройствах, которые могут использовать посетители сайта: на стационарном компьютере, планшете, смартфоне, электронной книге и любом другом устройстве. Сегодня сайты мозырских заводов и фабрик с телефона смотреть неудобно: нет адаптации.

Подводя итоги нашего небольшого исследования, можно сделать вывод о том, что для большинства мозырских предприятий все же не нужно приводить аргументы о необходимости продвижения своей продукции в интернете. Но многие работают по старинке. Правильно говорят: если ты делаешь одни и те же вещи, ты получаешь одни и те же результаты – надо пробовать новое! Наше время само подсказывает примеры: заведите, к примеру, страницы своих предприятий в социальных сетях. Это отличная и причем бесплатная реклама! Попробуйте взглянуть на свой сайт глазами обычного потребителя. Наверняка кое-что захочется изменить. И… чуть больше креатива!

 За информацией – в сеть

«Ищете ли вы в интернете дополнительную информацию о товаре или услуге перед совершением покупки? Помогают ли вам в этом сайты производителей? Насколько активно вы совершаете покупки в интернет-магазинах? Что последнее приобрели онлайн? Что мозырское хотели бы купить через интернет?» – спрашиваем у наших читателей.

иванов2Алексей Иванов, ведущий экономист отдела сбыта ОАО «Мозырский НПЗ»:

– Да, сегодня потребители заинтересованы в дополнительной информации о товаре (качественные и другие характеристики), в первую очередь, в нынешних экономических реалиях в мониторинге цен в различных сегментах рынка.

На мой взгляд, сайты производителей актуальны в основном для представителей товаропроводящей сети, осуществляющих логистическую деятельность по продвижению продукта и реализации его конечному потребителю. Обычный покупатель пользуется сайтом производителя, только если это касается продуктов питания, туристических услуг и т.п. В остальном же более подробную информацию о потребительских свойствах товара представляет непосредственно конечный его поставщик (дилер).

Несомненно, интернет-магазин является наиболее удобной и выгодной площадкой для приобретения товара, если это не касается продукции повседневного спроса. В силу своих минимизированных затрат на логистику (отсутствие больших затрат на содержание штата, складов хранения и товаропроводящей сети в виде фирменных магазинов) и возможности доставки на дом интернет-магазин может позволить себе выставить более дешевый ценник на свою продукцию, что и привлекает в первую очередь конечного потребителя.

В последнее время открыл для себя оптовый интернет-гипермаркет «Aliexpress» для заказов недорогих товаров стоимостью до 10 у.е. (компьютерной периферии, электроники, одежды и аксессуаров). Из крупных покупок в последние полгода через интернет приобрел телевизор, чуть ранее – смартфон, из стройматериалов – ламинат.

мелешкевичАнастасия Мелешкевич, менеджер по туризму туристического агентства «Славия Тур»:

– В последнее время, какой бы товар я ни приобретала, стараюсь найти больше информации о нем в интернете. Это экономит мое время, помогает сделать выбор, ознакомиться с модными тенденциями и новинками. На сайте производителя, да и не только на нем, достаточно информации о составе, функциях, свойствах товара, также можно найти отзывы о заинтересовавшем продукте, что облегчает мой выбор.

Выбранный мною товар люблю «пощупать» как глазами, так и руками, поэтому интернет-магазины не приветствую, но иногда приходится что-то заказывать именно таким образом. Чаще это товары, которых нет в магазинах города, либо товары, имеющие более выгодную стоимость. Из последних покупок были косметика и мелкая бытовая техника. Хотелось бы, чтобы в Мозыре интернет-торговля развивалась активнее.

волкЮлия Волк, флорист в «Цветочной оранжерее» (рынок «Привоз»):

– Интернет – это большой подсказчик. Многие наши покупатели рассказывают, что перед тем, как окончательно определиться с выбором комнатного растения, заходят на специальные форумы, интересуются уходом, а также тем, собственно, для кого этот цветок подходит. Я тоже часто захожу в сеть. Сейчас, например, ищу, где можно купить надувной бассейн: сравниваю цены, читаю о качестве, смотрю отзывы. Покупка ведь не из дешевых.

Какой товар мозырского производства хотела бы рассмотреть в интернете? Может быть, мебель. У нас ведь, помимо государственных предприятий, есть много частников, которые ее выпускают. С удовольствием приобретала бы онлайн продукты питания – в столице эта услуга развита, а мы пока не можем заказать продукты к столу, сидя дома.

Интересовалась азами интернет-маркетинга Ольга АРДАШЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *