Я грею счастье…

«Я рядом, хоть порою все это непросто понять. Я могу тебя в эту секунду обнять. Как только ты сердцем захочешь… Мне все про все рассказано, и я все помню» – это слова из песни Елки «Грею счастье», на создание которой вдохновил автора фильм Любови Аркус «Антон тут рядом» о жизни мальчика с аутизмом. Режиссер видеоклипа перенес певицу в сказочное белое пространство, где ходят причудливые шары из бумаги, и смотрят на вас огромные глаза. Карандаш – он для чего? Его возьмешь в руки, а из него выходят черные линии, полукруги: что это? Мало кого узнаешь, не понимаешь, где ты, не покидает чувство тревоги, потому что ничто и никто не может успокоить, все чужое, а то, что говорят, неясно. Пытаешься сам что-то понять, но с каждым днем неизвестностей все больше… Хочется найти крохотный уголок, где хоть немного спокойней. Таким видят мир люди с аутизмом.

Еще в 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения. В 2010 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Тенденция к росту сохранится и в будущем. На сегодняшний день, по данным Института по аутизму в США, в мире рождается 1 из 45 детей в спектре аутизма. Чем больше ученые пытаются понять причины появления этого расстройства, тем больше возникает вопросов. Такие дети рождаются в семьях по неизвестной причине и независимо от образа жизни и доходов родителей, поэтому в ноябре 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Она выразила глубокую обеспокоенность численностью и высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах.

Аутизм1

Аутизм – это расстройство социального взаимодействия, нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи. Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем мозг здорового ребенка. Воспринимая информацию, люди с аутизмом ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей.

Мы смотрим поверх деталей, чтобы уловить общее значение. Для тех же, кто находится в спектре аутизма, общее значение достигается путем складывания отдельных деталей. Их мозг более способен видеть детали, но менее способен читать контекст, чтобы уловить невидимые взаимосвязи между частями. Многие люди с аутизмом часто думают в картинках, а не в словах. Они вынуждены быстро переводить наши слова в картинки, чтобы затем получить их значение. Такое сознательное продумывание требует больших затрат умственной энергии, и такой человек часто кажется немного необычным при взаимодействии с нами.

Важно помнить: среди детей с аутизмом нет необучаемых. Но если с ребенком не заниматься ежедневно и правильно, то неизбежно произойдет сильный откат назад. Важно начать коррекционную работу как можно раньше. Бывает, проблем ребенка родители словно не замечают, несмотря на их очевидность. Так родным психологически проще. В итоге, когда первоклассник идет в школу, обнаруживается его полная неспособность находиться в коллективе. Шок для родных, слезы, беда… Нужно, чтобы с каждым отдельным ребенком работала слаженная команда педагогов, поведенческих аналитиков, специалистов по сенсорной интеграции.

Уже 4 года в столице работает Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Она объединяет более 200 семей, воспитывающих детей-загадок, чтобы помочь каждой матери понять: ее ребенок действительно может многое. На интернет-сайте организации проводятся тематические вебинары, консультации специалистов и просто опытных мам. При организации работает «телефон доверия». Сегодня деятельность этой организации направлена на обучение первых белорусских специалистов по аутизму. Все это позволит в скором времени организовать в регионах интеграционные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Ведь только инклюзия позволит таким ребятам приобрести навыки, которые у них страдают больше всего, что показал опыт некоторых столичных школ, где такие классы уже работают. Подобрать к душе ребенка с аутизмом свой ключик и если не распахнуть, то хотя бы приоткрыть туда дверцу – большой труд родных и педагогов. Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом – инвалиды, инвалидность как таковая может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи.

Необходимо принять ребенка таким, каков он есть на самом деле, действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Люди с аутизмом – люди с чувствами, такие же, как и все остальные, и они нуждаются в дружбе и любви.

Помните, что без вашей поддержки человеку с аутизмом не выжить!

Екатерина БАШИНСКАЯ-ДУБОВЕЦ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *