Перезагрузка: не упустить главное

детиВ последнее время модным стало развивать своего ребенка. Развивать так, чтобы, не дай Бог, чего-то не упустить.

Ваш малыш в неполных два года не посещает какой-нибудь развивающий кружок? На костер такую безответственную мамашу, которая позволила себе проигнорировать группу раннего развития да еще не купила «волшебные» кубики, позволяющие научить малыша читать в возрасте до трех лет. Не обзавелась абонемент в танцевальный зал, где кроха смог бы выучить первый свой танец, пройти по подиуму, сделав губки уточкой, а, может, просто тихонько потоптавшись в центре танцпола вместе с такими же карапузами? Что вы! Это же подготовка к садовской адаптации!

Посещая дошкольное учреждение, важно тоже не упустить «главное». После насыщенного событиями буднего дня, проведенного в детском саду, только бы успеть на подготовку к школе, иногда даже к репетитору, в лучшем случае в бассейн или опять же на модные нынче танцы. А потом, собравшись в компании друзей, с немножко поучительной интонацией и загадочной улыбкой напомнить всем о том, что день вашего ребенка расписан по минутам. Спортивная секция, художественная школа, курсы английского языка – все очень серьезно. Мы хотим дать ребенку только самое лучшее. Чтобы в будущем он, не дай Бог, не остался за бортом, смог найти себя, проявить, добиться успеха и, конечно же, в лучах своей славы чуточку согреть и своих родителей. Которые, к слову, «свои лучшие годы положили на то, чтобы родить и воспитать» и т.д., и т.п.

Наши дети растут общительными, уверенными в себе. Они умеют зажечь танцпол, иногда с легкостью поддерживают беседу по-английски, знают, что и куда надеть, какой айфон круче и где лучше провести лето. Мечтают о новом «горнике», о том, что уедут учиться в столицу, напишут и запатентуют новую компьютерную программу, заработают кучу денег. Хорошие мечты, четкие цели, знают, как идти вперед для того, чтобы все задуманное осуществить…

Абсолютно согласна с психологом А.З.Рахимовым, который убежден в том, что после школы все школьные науки забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Безусловно, сегодня мы, взрослые, особое внимание должны уделять активизации работы разума школьника, его души. Необходимо специально выделенное время и  усилия для того, чтобы так называемый процесс освоения нравственных принципов был не кратковременным и поверхностным, а глубоким и осмысленным, став частью большой системы. Главным звеном в которой должно быть не образовательное учреждение, а семья.

Никто не станет спорить с тем, что мы живем во время духовно-нравственного кризиса, который гораздо опаснее, скажем, экологического, потому что его отличительной особенностью является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. И виноваты в этом, прежде всего, мы – родители. В погоне за качественным образованием, за престижем и материальными ценностями абсолютно упускаем духовную составляющую воспитания.

Так удивлена была результатом масштабного социологического исследования, проведенного в Беларуси в 2014 году. Из нескольких тысяч опрошенных всего 75 человек(!) проводят со своим ребенком-школьником не менее двух часов в день. Речь шла о близком общении. В качестве «мешающих» факторов остальные респонденты отметили неудобный график работы, усталость, плохое самочувствие и (внимание!) нежелание самих детей идти на контакт с родителями. Иными словами, мы позаботились о том, чтобы наш ребенок общался с опытным педагогом, умным тренером, уважаемым учителем танцев, при этом исключив свое общение с сыном или дочкой. Ну, может, не исключив совсем, а сделав его формальным. Покушал? Сделал уроки? Домой – не позже 22.00!

Конечно, и с этим никто не спорит, важны и спортивная секция, и танцы, и английский. Путешествия, хороший велосипед, телефон, образование и исполнившиеся мечты о высоком заработке. Но ведь все это, согласитесь, в списке приоритетов должно быть на несколько пунктов ниже духовных моментов.

Известный журналист одного белорусского печатного издания как-то поделился с читателями своими наблюдениями. В статье описан случай о том, как девятиклассник одной из столичных школ избил девятилетнюю девочку за то, что она «нецензурно выражалась на мои кроссовки». Оказалось, что хулиган рос в хорошей семье, посещал 4 секции, владел 2 языками, вместе с отцом объездил полмира. «В приоритете у родителей были материальные блага. Внутренняя духовная составляющая игнорировалась. Именно потому школьника «зацепила» нелестная фраза девчонки о каких-то не таких кроссовках юноши», – цитирую журналиста. В беседе с психологом мальчик несколько раз повторил, что его обувь была куплена за границей, сделана из натуральной кожи, и что девочке, которую он избил, «ни в жизнь такие не купить».

Случаи подобного рода, к счастью, пока еще не стали тенденцией. Но ситуации, обращающие наше внимание на «пустоту и гуляющий ветер» в наших детях, довольно распространены. Возможно, они кажутся нам несущественными. Ну оставил после себя мусор ребенок – с кем не бывает?! Ну ударил одноклассника – пусть не лезут! Ну выругался матом на девчонок – достали, видно, парня! А между тем все эти мелочи нуждаются в родительском анализе, объяснении и, как говорится, разборе полетов…

Так что если вдруг ваш ребенок не особенно рвется на очередной урок игры на баяне, а вместо этого с удовольствием меряет лужи в ближайшем парке, особо не переживайте. Пожалуй, лучше воспользоваться моментом и провести с ребенком замечательные два часа, поговорив обо всем на свете. Чтобы потом не отнести к «мешающим общению факторам» «нежелание детей идти на контакт с родителями»…

Юлия ПРАШКОВИЧ

 

Перезагрузка: не упустить главное: 2 комментария

  • 12.05.2016 в 00:26
    Permalink

    Мы хотим дать ребенку только самое лучшее. Чтобы в будущем он, не дай Бог, не остался за бортом, смог найти себя…..поэтому родители будьте чаще с ребенком, играя в мяч (рассказывая сказки или стихи, гоняя на велосипеде или просто рисуя вместе), но главное — ВМЕСТЕ!!!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *