Тина Шевко – мастер картонажа из Мозыря

Картонаж (фр. cartonnage) –  это искусство изготовления шкатулок и элементов интерьера из специального картона.

Очевидно из названия, родиной ремесла является Франция. Именно здесь в середине XIX века произошло знаменательное событие. Небольшой городок Валреа был известен как важный центр шелководства. Для получения натурального шелка местные производители выращивали тутового шелкопряда. Доставлять коконы насекомого из Китая в то время было делом не из простых. И один из заводчиков, Огюст Мейнар, заказал у известного конструктора Фердинанда Ревуля особые вентилируемые коробочки. Требования к работе выставлены высокие – коконы шелкопряда слишком капризны при транспортировке и хранении. Ревуль так ответственно отнесся к заданию, что вскоре запатентовал свои коробочки и технологию изготовления, а в 1857 году получил почетную медаль за инновации.

С тех пор ювелирная и парфюмерная индустрии стали постоянными клиентами картонажных предприятий.

Картонаж стремительно распространился по миру. Сейчас наибольшей популярности искусство достигло во Франции и Японии. Мастера изготавливают изделия всевозможных конструкций и дизайнов с единственной целью – удовлетворить запросам заказчиков.

Постепенно картонаж приходит и на постсоветское пространство. В России уже появилось несколько мастеров международного уровня. В Беларуси пока нет мастерских картонажа, но есть свои первопроходцы. Среди них Тина ШЕВКО – мастер картонажа из Мозыря.

Тина Шевко (мастер картонажа, Новогодняя выставка)

– Тина, в нескольких словах: картонаж – это…

– Картонаж – технология изготовления декоративных шкатулок из картона. При работе используются особый тип картона и методы крепления деталей конструкции.

– Складывается впечатление, что ничего сложного в ремесле нет. Помнится, в школе мы делали кое-какие поделки из картона. Но ручная работа не может быть простой. В чем сложности ремесла?

– Запомните: все ремесленники не любят, когда их работы называют «поделками» (смеется). Трудности начинаются еще на стадии подготовки. Дело в том, что материалы и инструменты для картонажа очень редки, и отыскать подходящие очень тяжело. Приходится за ними ездить в Гомель и Минск. С инструментами чуть проще: как показала практика, большинство из них можно найти в строительных магазинах.

А в самой работе требуется предельная точность. Для того чтобы готовая шкатулка вы-глядела красиво и была надежна в эксплуатации, нужно тщательно выверять каждый размер, не говоря о креплении.

– Работы кажутся очень хрупкими. Как удается избежать мелких и крупных повреждений?

– Прежде всего, благодаря использованию качественных исходных материалов. Специальный картон, предназначенный для картонажа, способен вынести высокие нагрузки и имеет значительный срок эксплуатации. При правильном склеивании и обработке конструкция не только долговечна, но и способна выдержать большие нагрузки. У меня вся косметика и инструменты для работы хранятся в картонажных коробочках. Пока проблем не возникало (смеется).

– В искусстве картонажа наверняка есть некоторые направления…

– Да. Если не вдаваться в высокие материи, то можно выделить тканевой и бумажный картонаж. Понятно, что в первом случае в качестве декоративных элементов используют в основном ткани. Для второго вида эту роль играет бумага. Лично я отдаю предпочтение тканевым работам – в них есть свой непередаваемый лоск и изыск.

– Новые искусства пока пугают людей своей загадочностью. Давайте приоткроем завесу тайны: картонажные работы в повседневной жизни – что это?

– Прежде всего, изделия будут интересны девушкам. Это и органайзеры для косметики, и шкатулки для кулинарных рецептов. На Западе популярно изготовление мелких предметов интерьера из картона (комодики, шкафчики, тумбочки). В последнее время мужчины проявляют внимание к работам, правда, пока с подачи любимых женщин.

– Слова словами, но где можно увидеть готовые изделия?

– В Мозыре есть объединение мастеров «Мазырская скарбонка». Ремесленники часто проводят выставки-ярмарки, как правило, приуроченные к праздникам. Там можно увидеть работы наших мастеров и даже приобрести заинтересовавшие товары.

Приятно и неожиданно осознавать, что совсем рядом с нами есть мастера, которые развивают производство изделий ручной работы, и весьма успешно. Они занимаются тем, что создают добро и уют.

Каждое искусство уникально и восхитительно.

Дмитрий ШЕВКО, внештатный автор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *