Начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Мария Щербин: «Культура торговли повышается. Это радует»

Мария ЩербинНайдется ли замена закрывающемуся магазину? Почему не продадут продукты «на вексель»? Можно ли вернуть некачественный товар без кассового чека? Сколько кваса и газировки будет брошено на борьбу с летней жарой? На эти и другие вопросы читателей и нашего корреспондента на прямой линии газеты «Жыццё Палесся» отвечала начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Мария Николаевна ЩЕРБИН.

Надежда Николаевна: «Мы проживаем на улице Гоголя. 1 июля у нас вновь закрылся магазин. До ближайших магазинов 4-6 остановок на автобусе. В моей семье два инвалида — мама и муж, ездить каждый день далеко в магазин не имею возможности. Магазин откроется заново?»

Ответ. На сегодняшний день собственником принято решение о закрытии торгового объекта. Дело в том, что дневной чек в магазине — всего лишь 16 тысяч рублей (1,6 деноминированного рубля, — прим. ред.). Сегодня у нас есть собственник, который хочет забрать в аренду здание. Но процедура передачи в аренду требует проведения аукциона, то есть конкурса, и в этом случае открытие нового магазина займет время.

Пока же вас будет обслуживать автолавка УП «Припятский Альянс» по следующему режиму: понедельник-суббота — с 17.00 до 17.40, воскресенье — с 14.40 до 15.30.

Антон Николаевич, житель поселка Дружба: «Год назад мы обращались в райисполком по поводу того, что в нашем сельском магазине нет кондиционера. Приезжала комиссия, поручила установить его, но это так до сих пор не сделано. Зимой еще ладно, но летом в этот магазин от жары зайти невозможно: продавец хранит шоколадные конфеты в холодильнике, иначе они тают. В других сельских магазинах, например, в Рудне, кондиционер в магазине работает. Почему у нас его никак не установят?»

Ответ. По информации руководства УП «Припятский Альянс», данный объект торговли является арендованным. Поэтому для установки кондиционера необходимо согласование с собственником здания.

Надежда Александровна, жительница деревни Слобода: «Можно ли в сельских магазинах сделать так, как в городских, чтобы на отрезанный от общего куска товар (колбаса, к примеру) сразу клеился ценник? Для пожилых людей, которые плохо видят, и не могут проследить, сколько завесил продукт, это очень удобно будет».

Ответ. Вы говорите о товарных ярлыках, которые клеятся на весовой товар. Но для этого магазину нужно модернизировать кассовое оборудование. На сегодняшний день предприятие «Припятский Альянс» не может себе этого позволить, так как это требует больших финансовых затрат. Но в то же время никто не отменял простого человеческого общения: можно попросить продавца написать на бумаге вес и розничную цену проданного товара.

«Еще один вопрос: в деревне зарплату/пенсию выдают раз в месяц, иногда надо что-то купить, а средств нет… Можно ли как-то выдавать покупку, а деньги потом приносить, например, под залог паспорта?»

Ответ. Я вам сразу скажу, что такое запрещено законом, а продавец, который отдает товар «на повер», попадает под уголовную ответственность. Ни один руководитель торгового объекта не даст письменного разрешения на выдачу товаров в долг. Товары в кредит, рассрочку — только при предоставлении справок.

Алла Владимировна: «Купила женские летние туфли белорусского производства в магазине 14 числа предыдущего месяца. Все это время их не носила. Через месяц, 16 числа, обнаружила брак. Могу ли я их вернуть?»

Ответ. Так как гарантия на обувь истекла, то вы можете подойти в магазин, попросить, чтобы помогли оформить заявление заводу-изготовителю. Я думаю, если экспертиза обуви подтвердит брак, завод пойдет вам навстречу. Если что-то не будет получаться, обращайтесь в отдел торговли и услуг, постараемся помочь.

Анастасия Степановна: «Если в кафе, ресторане, столовой подали плохо приготовленное блюдо, можно ли отказаться от него и не оплачивать заказ?»

Ответ. Если блюдо приготовлено качественно, но вам оно просто не понравилось, то вы все равно обязаны его оплатить. Но если оно приготовлено из некачественных продуктов либо не соответствует по органолептическим показателям качества (подгорело, слишком соленое, и, не дай Бог, имеются посторонние вещества, например, стекло, волос, насекомые и т.д).), то вы имеете право отказаться и не платить. Например, вы заказываете жареную курицу, но видите, что внутри мясо осталось сырым. Значит, блюдо приготовлено с нарушениями. Зовите старшего по заведению: вам его заменят либо вернут деньги.

Ольга, мозырянка: «На улице жарко. Выносных торговых точек, где можно по дороге купить напиток, не хватает. Может, стоит поставить на улицах больше бочек с квасом и напитками либо автоматы наподобие тех, которые продают кофе, чай и шоколадные батончики?»

Ответ. На сегодняшний день у нас есть решение Мозырского райисполкома на размещение нестационарной летней торговли и объектов общественного питания на летний период. Уже собраны заявки от частных лиц на размещение палаток, бочек, лотков, тележек, чтобы разливать и продавать холодные напитки. У нас работает 13 бочек (цистерн), еще 12 тележек с мороженым и квасом — у частных собственников.

Вопросы корреспондента «Жыцця Палесся»

— Планируется ли открытие в 4А микрорайоне (Наровчизна) новых торговых объектов?

— По генплану в этом районе предусмотрено наличие объекта общественного питания, продовольственного и непродовольственного магазинов и еще нескольких магазинов шаговой доступности. Но на сегодняшний день в связи с отсутствием финансирования у заказчиков пока не представляется возможным строительство данных объектов. Хотя потребность в инфраструктуре существует.

— А «просрочки» сейчас много обнаруживается в магазинах?

— Нет, не много. Есть, конечно, особенно проблемные магазины, где каждый раз фиксируются одни и те же нарушения: либо несоответствие ценников, либо «просрочка», либо вообще отсутствие товара по ассортиментному перечню, за что строго наказывают. Но вообще, что касается большинства магазинов (и здесь нужно отметить наших сетевиков-ритейлеров), то на сегодняшний день нарушений немного, имеют место единичные случаи, и это радует. — Значит, руководство торговых объектов заинтересовано в повышении качества работы.

— Можно ли вернуть продукт питания с истекшим сроком годности, если чек потерялся или выбросили?

— Реализация пищевых продуктов с истекшим сроком годности — это нарушение торгового законодательства. Ответственность за это лежит на торговом объекте.

Что касается чека: на сегодняшний день согласно закону о защите прав потребителей чек не является доказательством приобретения товара. Так что, если нет чека, в качестве доказательства могут быть свидетельские показания, если вы пришли в магазин с кем-то, либо товарные бирки или ярлыки (например, если вы приобрели заранее расфасованный в магазине товар). Можете обращаться в магазин и возвращать просроченный товар. В другом случае, если вы приобрели продукт питания надлежащего качества, он возврату не подлежит.

— В магазине покупатель находит товар с истекшим сроком годности и хочет оставить замечание в книге замечаний и предложений. Предоставить книгу в магазине отказываются, так как покупатель ничего не купил. Правомерно ли поступает продавец?

— Книга замечаний и предложений предоставляется по первому требованию, даже если гражданин не совершал покупку. Например, покупатель, заходя в магазин зимой, поскользнулся и упал на неочищенном от снега крыльце. Ничего не покупал, но есть основание для замечания. Объяснять причину, по которой вам нужна книга, вы не обязаны! Также работник магазина не вправе требовать у вас предъявления документа, удостоверяющего личность.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА