Преподаватель физики мозырской СШ №16 Павел Лобан: «Профессия педагога — для тех, кто любит детей»

Любовь к делу и к ученикам

ЛобанДобрую жизнь дарит учитель.

—  У меня, учителя с десятилетним стажем,  —  размышляет преподаватель физики ГУО «Средняя школа №16» Павел Михайлович ЛОБАН,  —  на протяжении всего периода педагогической работы перед глазами вывеска, запомнившаяся с вестибюля педагогического университета, со словами белорусского поэта Якуба Коласа: «Настаўніку ў пояс пакланюся — ён гонар і надзея Беларусі». А как же иначе? Какую ценность для общества будет иметь человек без образования, которое начинается со школьной скамьи? Очень важно прийти работать в школу по призванию, выбрать профессию педагога душой и сердцем. Хочу обратить внимание абитуриентов, которые нынче стоят на распутье, на профессию учителя через призму своего 10-летнего опыта.

Оборачиваясь назад, вспоминаю время, когда сам учился в школе, как мне нравились длительные летние каникулы. Мечтал, чтобы у меня была работа, на которой я отдыхал бы целое лето. Тогда казалось, что это нереально. Позднее понял, что осуществил свою детскую мечту! Отпуск учителя составляет 56 календарных дней и, как правило, летом. Времени достаточно для восстановления сил после напряженного учебного года.

Если говорить о профессиональных преимуществах, то ставка учителя составляет 20 часов в неделю, что фактически позволяет отрабатывать эти часы по расписанию в первой половине дня, если нет второй смены. Нагрузку делим на 5 дней, получается в среднем 4 урока в день. Необходимо время на подготовку к урокам, но с наработкой опыта этот процесс становится легче и быстрее. Конечно, у педагогов есть много дополнительных нагрузок, среди которых  —  классное руководство, кружковая или факультативная работа. Однако при этом мне сложно назвать профессию, где есть столько свободного времени для собственной семьи и детей. Здесь работу учителя можно сравнить разве что с дантистами, которые работают по сменам половину дня. Хотя, скажем, проходные баллы в медицинские университеты  —  из категории самых высоких, чего не скажешь о педагогических вузах. Не могу не отметить еще одно преимущество:  стабильная заработная плата, которая выплачивается всегда вовремя. Да, согласен с тем, что у педагогов она не самая высокая. Но приоритеты меняются, и государственная политика направлена на достойную оплату труда учителей. А дополнительное стимулирование зависит от работы самого учителя. При творческом, ответственном, добросовестном подходе к работе педагог может получать надбавки и премии более 100% от оклада. Повышение квалификационного уровня также будет способствовать заметному увеличению оплаты труда.

 — Павел Михайлович, что вы имели в виду, когда сказали о дополнительном стимулировании работы?

— Я хотел сказать еще и о том, что решающим аргументом в пользу защиты материального статуса учителя считаю возможность в свободное время заниматься репетиторством. Сегодня на этот вид деятельности —  одна из самых низких ставок единого подоходного налога (25 рублей). Не секрет, что на протяжении ряда лет в педагогические университеты в основном поступают абитуриенты с низкими баллами аттестатов и результатов по централизованному тестированию. Значит, в этом всегда есть необходимость.

 —  По-вашему, здесь уместно вспомнить поговорку: «Если нет другой дороги — подавайся в педагоги»?..

—  Ни в коем случае нельзя руководствоваться подобной фразой! Нельзя забывать о молодежи, которая выбирает педагогическую специальность по призванию. Вот, к примеру, моя ученица 11″А» класса Татьяна Дедюля планирует поступать на физико-математический факультет в Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. Она отлично училась в школе. Получила аттестат со средним баллом 8,5. Ее мама, Тамара Александровна, проработала 22 года учителем начальных классов. Я уверен в том, что Татьяна станет продолжателем семейной династии. И этот пример не единичный.

 —  А что же делать троечникам, которые поступят в педагогические университеты?

— Мой ответ — учиться! Сегодня можно получить любые знания, если есть желание. Учитель может повышать свою квалификацию, слушая лекции лучших педагогов мира на любом доступном для понимания языке, так как в интернете полно обучающего видео как для школьников, так и для учителей.

 — Это неплохо. Но дети должны видеть высокий уровень знаний своего учителя…

— Несомненно. Чтобы укрепить личный авторитет, я в этом году принял решение пройти централизованное тестирование по физике и набрал сто баллов. Считаю такой метод лучшим способом подтверждения своих знаний, опыта, в конце концов — престижа профессии.

 —  У вас есть ученики, которые также показали высокие результаты?

Эдуард Галючок—  В этом году мой ученик (СШ №2) Эдуард Галючок (на фото) также набрал 100 баллов. В этом плане помогло тесное сотрудничество с его учителем по физике Татьяной Алексеевной Юрченко. К слову, по всей республике в этом году по физике оказалось 34 обладателя стобалльных сертификатов. Это говорит о том, что в нашем городе молодежи в полной мере можно реализовать свои умственные способности.

 — Наверное, есть люди, которым вы благодарны за любовь к профессии, избранному делу?

— Я закончил Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина. За 5 лет учебы сформировал прочный фундамент для работы в школе. У меня было много замечательных преподавателей, которые вовремя мои старания направили в правильное русло, поддержали. К примеру, Надежда Васильевна Каршкова научила меня решать задачи по физике в ходе подготовки к поступлению, а Татьяна Федоровна Ивашко заметила у меня склонность к репетиторству и рекомендовала начинать заниматься с детьми, когда я еще был студентом третьего курса. Особенно я благодарен профессору Василию Васильевичу Шепелевичу, под руководством которого писал научные статьи для студенческих конференций. Этот замечательный преподаватель научил меня использовать «фокусы» в преподавании физики. Лилия Валерьевна Дорошева научила ориентироваться по звездному небу. Занимательными ночными уроками практической астрономии учащиеся СШ №16 во многом обязаны именно этому преподавателю. В целом, стоит сказать, что педколлектив МГПУ им.И.П.Шамякина, давший путевку в жизнь тысячам педагогов, и сегодня располагает великолепной научной базой и всеми возможностями для того, чтобы кто-то так же, как и я когда-то, реализовал свою мечту. Главное, чтобы она родилась в сердце. Профессия педагога —  для тех, кто любит детей. Я это понимаю не только как педагог из личного опыта, но и как отец троих детей. Согласитесь: каждый хочет, чтобы его лечил самый лучший врач, а его ребенка учил лучший учитель. На мой взгляд, это осуществимо.

 — Павел Михайлович, мне остается поблагодарить вас за откровенный разговор и пожелать в дальнейшем творческих успехов.

— Спасибо.

В завершение диалога с молодым талантливым педагогом мне хочется еще раз вспомнить белорусского классика и сказать, что он смотрел вперед на века: «Настаўнік  —  гонар і надзея Беларусі».

Наталья КОНОПЛИЧ