ИДТИ ВМЕСТЕ И ВПЕРЕДИ

Уже более полувека ОАО «Беларускабель» является одним из крупнейших производителей кабелей и проводов с медными и алюминиевыми жилами как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. За это время освоено производство более 20 тысяч маркоразмеров наименований сечением жилы от 0,08 до 120 квадратных миллиметров.
ОАО «Беларускабель» считается экспортоориентированным предприятием, и если в 2012 году на внешние рынки поставлялось около 20% продукции предприятия, то сегодня эта цифра составляет 48,7% (за І полугодие): поставки идут как в ближнее, так и в дальнее зарубежье.

Раковчук
В 2012 году была разработана трехлетняя программа модернизации предприятия, которая полностью выполнена. Все более значительные капиталовложения направляются на научные разработки, выпуск новой продукции и вывод ее на рынок. Продолжаются разработки новой, инновационной, продукции: за 6 месяцев текущего года из всей выпущенной продукции 24,6% (при задании 15%) являются инновационной.
Сегодня завод выпускает кабельную продукцию практически для всех отраслей экономики. Среди них – строительство, машиностроение, связь, авиационная промышленность… ОАО «Беларускабель» – единственное в Беларуси предприятие, на котором установлен ускоритель, облучающий кабели, в результате чего значительно повышается их прочностные и температурные характеристики.

Как завоевать лидерские позиции   и удержать их? Каким должен быть современный руководитель, как правильно выбрать руководящий стиль? Как правильно выбрать направление развития? На этии другие вопросы отвечает лауреат республиканского конкурса «Человек дела-2016» директор ОАО «Беларускабель» Дмитрий Михайлович РАКОВЧУК

– Когда обсуждаешь завоеванные награды, то на ряде предприятий Мозырского района скажут, что мотором и генератором идей является их руководитель. Как обстоит дело в ОАО «Беларускабель»?
– Это совместный успех руководителя и коллектива, действующих как единое целое, их нельзя разделять на составляющие. Есть три составляющих, позволяющих сказать, что наше предприятие – особое в Республике Беларусь.
Во-первых, кадровый потенциал: у нас сохранились лучшие, еще с советских времен, традиции. Люди знают свое дело и четко выполняют свои обязанности.
Во-вторых, новое прогрессивное и точное оборудование, позволяющее работать качественно, быстро и с наименьшими затратами.
В-третьих, качественное сырье и материалы.
Все вместе эти компоненты обеспечивают успех ОАО «Беларускабель».
– Каким должен быть современный руководитель? Обязательно ли это интеллектуал и эрудит, или достаточно иметь выдающиеся пробивные способности?
– Согласно современным требованиям руководитель, в первую очередь, должен быть лидером, а также формировать стратегию развития, направленную на получение выгодных контрактов и заказов.
– Всегда ли обязательно, чтобы руководитель проделал путь от рабочего, или можно прийти со стороны уже готовым управленцем?
– По моему мнению, хороший руководитель -– это тот, который сформировался в собственном коллективе и приобрел знания и опыт, необходимые для руководства всем предприятием. (Дмитрий Михайлович – продолжатель трудовой династии, свой карьерный путь начал в коммерческом отделе ОАО «Беларускабель». Затем продолжил образование, поступив в Белорусский государственный экономический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии» и уже в 2009-м получил должность заместителя директора по маркетингу и сбыту. Спустя всего три года – в январе 2012-го  – в возрасте 33 лет он был назначен на должность директора, став одним из самых молодых представителей директорского корпуса в Беларуси, – прим. авт.)
– Известно суровое спортивное выражение: «Тренер должен уметь резать мясо». То есть во-время прощаться пусть с заслуженными, но уже отыгравшими свое игроками. Как в работе сочетается «дружба дружбой, а служба службой»?
– Проститься с сотрудником – это самый простой и непрофессиональный выход из ситуации. Ситуация такова, что кадровый вопрос сегодня – очевидная проблема: в Беларуси не обучают профессиям, необходимым для работы на кабельном производстве, поэтому мы организовываем по основным специальностям обучение на нашем предприятии, и каждый член коллектива на особом счету.
Сегодня у нас трудятся два поколения: ветераны производства со стажем вплоть до 40 лет и молодые специалисты, и на новом оборудовании они работают вместе. Есть преемственность: опытные рабочие делятся своим опытом работы с молодежью, вооруженной знанием электроники и не боящейся нового оборудования, готовой внедрить свои знания в производство.
Считаю, что наиболее эффективным является командный подход к формированию коллектива, при котором каждый член команды на своем рабочем месте приносит максимальный результат.
– Замечено не раз, что министр обороны из военных невольно отдает предпочтение своему роду войск. В своей руководящей работе вы отдаете особое предпочтение какому-либо направлению?
– Главными направлениями в развитии предприятия являются модернизация производства с целью выпуска инновационной продукции и поиски новых рынков сбыта. Эта работа идет постоянно, отдел маркетинга и техотдел ведут исследования и наработки по выпуску кабельной продукции, вносятся новшества в нашу продукцию. Когда открывается какая-то ниша, мы обязательно туда входим.
Всегда прислушиваемся к нашим дилерам, действующим в России, Украине и других странах, где продается наша продукция, проводим собственные исследования рынка и, сделав соответствующие выводы, планируем производство на перспективу.
Мы составляем бизнес-план на пятилетку, фиксируя все возможные моменты, чтобы приобрести необходимое оборудование для усиления существующего потенциала и по количеству, и по качеству продукции, обучаем персонал, прорабатываем вопросы закупки нового сырья и материалов под существующие заказы. В итоге ставим в производство и сертифицируем наши новые изделия.
Еще одним важным направлением работы стало снижение материалоемкости, которая составляла в себестоимости конечной продукции около 70%. Мы начали разрабатывать кабельную продукцию, в которой не много материалов, но зато много работы – технологических процессов ее изготовления. Это не только снижает зависимость от импорта, но и позволяет больше заработать как заводу, так и непосредственно нашим работникам.
– Важен ли для руководителя широкий кругозор? Разбираться в литературе, живописи, музыке, поэзии? Или, как считал Шерлок Холмс, это все ненужные знания, и главное – производство?

– Для профессиональной деятельности важны именно специализированные технические/экономические/организационные знания. А в свободное от работы время можно почитать книгу, послушать музыку, посетить театр для получения удовольствия и расширения кругозора.

БЛИЦ-АНКЕТА
– В детстве я хотел стать…
– Похожим на своего отца.
– Личное достижение, которым особенно горжусь…
– Дети.
– Хотел бы научиться…
– Прыгать с парашютом.
– Радует…
– Достижение поставленных целей.
–  Огорчает…
– Лень.
–  Мечта…
– Путешествуя, увидеть весь мир.
– Чужой успех…
– Радует и стимулирует.
– Чтобы добиться поставленной цели, я готов…
– Работать круглые сутки.
– Люблю свою работу, потому что…
– Она позволяет мне самореализоваться, расти и развиваться.
–  Жизненный девиз (любимый афоризм)…
– Когда не знаешь, что делать, делай шаг вперед. Не идти вперед – значит идти назад. Кто хочет что-то сделать – ищет средства, кто нет – причины.

Дмитрий КУЛИК.