КРУГЛЫЕ СУТКИ НА СТРАЖЕ ДОРОГ

Только на первый взгляд кажется, что работа инспекторов ДПС проста – останавливаешь машины, составляешь протоколы… Однако именно от них зависит безопасность людей, они первые приходят на помощь во время аварий и независимо от времени года и суток ловят бесконечных нарушителей. Мы решили на себе проверить, насколько трудна эта профессия и отправились на дежурство вместе с инспекторами ДПС ОГАИ Мозырского РОВД майором милиции Алексеем Михайловичем ДЕРКАЧЕМ и капитаном милиции Александром Анатольевичем КУКСАЧЕНКО

Пару часов дежурства на трассе вместе с сотрудниками отделения ГАИ РОВД, да еще в жаркий летний день – это то, что надо, чтобы на себе прочувствовать, что такое настоящая служба гаишников. Но прежде чем выйти на пост, инспектора проходят на месте процедуру медицинского освидетельствования у нарколога, получасовой инструктаж, получают табельное оружие, знакомятся с ориентировками по угонам и пропавшим без вести. Далее распределяются места несения службы: по городу и району. После окончания утренней планерки они направляются к гаражам, где их ожидают патрульные автомобили.

гаи2
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ГАИ
После всех процедур Алексей и Александр могут приступать непосредственно к своей работе. Я подсаживаюсь к ним в машину, и мы отправляемся за старый автомобильный мост на автодорогу Мозырь–Калинковичи. Уже по пути майор милиции Алексей Деркач объясняет, что данный участок дороги в последнее время является одним из наиболее аварийных в городе. Подтверждением тому два серьезных ДТП, произошедших за два летних месяца.
– Участок дороги широкий, с хорошим покрытием, отсюда зачастую и грешат водители превышением скорости, – объясняет Алексей. – Особую опасность вызывает так называемый пховский перекресток. При выезде со второстепенной дороги на главную некоторые водители проявляют беспечность, за что потом платят дорогой ценой.
Автомобиль ГАИ останавливается за мостом. Здесь поток транспорта достаточно большой. Практически все, кто хочет попасть в Мозырь со стороны Калинкович, проезжают мимо. Замечаю, что с нашим появлением скорость движения транспорта резко уменьшается. Кто-то даже успевает оповестить встречных водителей о «засаде» ГАИ морганием фар.
– Уже сам факт того, что водители начинают соблюдать скорость, говорит о многом, – делится с нами Александр. – Ведь мы в большинстве своем работаем на профилактику. И цель подобных дежурств – дать понять человеку, что Госавтоинспекция не только наказывает водителей-нарушителей, но и обеспечивает безопасность дорожного движения.

гаи3
КТО ЗАБЫЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ
В первые минуты патрулирования кажется, что слова о дисциплинированности водителей – чистая правда. Я уже начал готовиться к тому, что нарушителей будет немного и репортаж получится скучным. Но оказалось все не так…
…На горизонте появился первый нарушитель – мужчина на «Ауди» с непристегнутым ремнем. Капитан милиции Александр Куксаченко вежливо представившись, просит предъ-явить документы.
– Почему не были пристегнуты ремнем безопасности? – интересуется инспектор.
– Честно, забыл, – отвечает водитель. – Просто опаздываю на деловую встречу. Видимо, в спешке не пристегнулся.
Это все отговорки. Хорошо, что все обошлось. Иначе вот такие, казалось бы, мелочи могут стоить человеческой жизни. Получив бумагу с выписанным штрафом, мужчина горестно вздыхает и уезжает, не забыв пристегнуться.
– Таких очень много, – поясняет Александр. – Кто-то говорит, что только отъехал от тротуара, другие пеняют на забывчивость, третьи вообще утверждают, что были пристегнуты, просто я просмотрел. Да и популярная фраза «Может на первый раз простите?» уже набила оскомину.

гаи4
«ЛЮБИТЕЛИ» ШТРАФОВ
Вторым нарушителем становится пожилой мужчина на стареньких «Жигулях» шестой модели. Оказалось, что его автомобиль не прошел техосмотр, а это уже административное правонарушение, за которое полагается штраф. Позже выяснилось, что штраф за отсутствие отметки о техосмотре владелец машины уже получал несколько месяцев назад.
– Неужели не жалко денег, не проще ли взять и пройти техосмотр? – интересуюсь у водителя.
– А я выезжаю на этой машине редко, – отвечает мужчина. – Просто какая-то невезуха, уже второй раз меня останавливают за техосмотр. Конечно, накладно получается. А чтобы пройти техосмотр, нужны деньги не только на ремонт автомобиля, но и на транспортный налог. Откуда у меня такие деньги… Пенсия ведь небольшая.
С одной стороны можно понять водителя-пенсионера, но с другой – получается нелогичное рассуждение, учитывая, что на первый раз штраф составляет от 21 до 63 рублей, а за второе и последующие нарушения – от 42 до 150 рублей. Думаю, что за два штрафа водитель выкинул на ветер гораздо больше денег, чем потребовалось бы на ремонт машины. И где гарантия, что его опять не остановят сотрудники ГАИ…

гаи6
ЧЕРНЫЙ БУМЕР ПОД ОКНОМ КАТАЕТСЯ…
Превышение скоростных режимов – основное нарушение среди автолюбителей. Однако в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. И в этом большая заслуга камер фотовидеофиксации, появившихся на дорогах района, а также наличие «спящих полицейских» и приподнятых пешеходных переходов. Однако наших водителей хлебом не корми, а дай нажать посильнее на педаль газа.
Вот и в нашем случае мы дождались такого лихача на крутой иномарке. Черный бумер мчался в сторону Мозыря со скоростью, превышающей предельно допустимую на 18 км/ч. Такую цифру показал инспекторам их надежный друг и товарищ – прибор для измерения скорости «Бинар». Кстати, за рулем оказался молодой человек по имени Сергей, но не тот Серега, который сочинил хит про данную иномарку, а тот, который любит полихачить. В его послужном списке уже есть правонарушения по данной статье. И, как оказалось, это не предел. От комментариев мужчина категорически отказался, мол говорить здесь нечего, все и так понятно.
С ЛЮБОВЬЮ И УВАЖЕНИЕМ
Если честно, я даже не ожидал, что все нарушители спокойно и корректно будут реагировать на доводы госавтоинспекторов. Никто из них не стал кричать и возмущаться, а уж тем более оскорблять людей в погонах.
По словам Алексея Деркача, с заранее враждебным отношением водителей к сотрудникам ГАИ он встречается довольно редко.
– Иногда останавливаешь для проверки документов довольно дорогие автомобили, – говорит Алексей, – и почти все их водители ведут себя очень интеллигентно. Ругаться обычно начинают те, от кого ты меньше всего этого ожидаешь. В таких ситуациях стараешься переждать некоторое время, пока улягутся эмоции, и человек успокоится. Умный человек осознает, что никакой предвзятости у нас нет. Инспектора относятся ко всем одинаково. Хочется ожидать того же и от водителей.

гаи5
НАЙТИ И ДОГНАТЬ!
Пока выпадает свободная минута, решаюсь спросить о неоднократно наслышанной «чуйке» инспекторов на пьяных водителей.
– Это приходит с опытом, – делится с нами Александр Куксаченко. – Пьяного водителя и того же бесправника видно по его поведению на дороге: начинает притормаживать или съезжает на обочину, а может и вовсе начать разворачиваться, как только увидит нас. Некоторые и вовсе стараются удрать: кто на машине, а кто и вовсе бегом. Догнать – дело принципа. В моей практике были случаи, когда приходилось проявлять физические способности в погоне за нарушителями.
– А мне вспоминается неординарный случай, который произошел осенью прошлого года, когда из горбольницы украли банкомат, – включается в наш разговор Алексей Деркач. – Тогда пришлось отправиться в погоню за преступником сперва по лесной дороге на автомобиле, а затем и бегом. Так что физическая форма должна быть на уровне!
БЛИЖЕ ИЛИ ОПАСНЕЕ?
Наше дежурство протекает на удивление спокойно. Но это и к лучшему. Меньше нарушителей, нет серьезных ДТП… Оказывается, больше всего работы у сотрудников ГАИ появляется в ночное время или праздничные дни. Да и вечер накануне выходных, как правило, не сулит спокойного дежурства. Хотя в последнее время, по словам инспекторов, постепенно повышается культура вождения у наших граждан. Начинают пропускать пешеходов, притормаживают поблизости учебных заведений, не проявляют агрессии на дороге. Зато пешеходы порой стали настолько уверенными, что даже не удосуживаются посмотреть по сторонам, когда подходят к пешеходному переходу. А сколько случаев, когда пешеходы перебегают проезжую часть в неположенных местах. И даже установленные ограждения для них не помеха.
– Был в моей практике такой случай, когда на ул. Интернациональной, где сейчас установлено ограждение, бабуля весьма бодро перелезла через перила и направилась прямиком к магазину, хотя в ста метрах – пешеходный переход, – рассказывает инспектор ДПС. – Когда спросил ее, зачем она это сделала, бабулька ответила: «Я привыкла тут ходить, мне так ближе». Это уже менталитет. Может, хоть штрафы остановят недобросовестных и беспечных граждан?
БЕЗ ПРАВ – НЕ ПРАВ
За время нашего дежурства для проверки было остановлено более 20 автомобилей, и только у семерых водителей было все в порядке и с документами, и с машиной. У остальных нарушения касались все того же техосмотра, неиспользования ремней безопасности, превышения скоростных режимов и правил обгона. Зато в конце рейда нам попался молодой человек из Калинковичского района, который управлял иномаркой без прав. Больше четырех лет назад он лишился их, когда был задержан сотрудниками ГАИ за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Срок наказания истек еще год назад, но парень не спешит забирать свое водительское удостоверение.
– Денег пока нет, так как нигде не работаю, – оправдывается горе-водитель. – Чтобы забрать права, нужно пересдать Правила дорожного движения, а это платно. Думал, поеду, как только получу первую зарплату. А теперь вот опять попался.
Можно сказать, что молодому человеку действительно не повезло. Ведь его ожидает солидный штраф – от 5 до 20 базовых величин. В денежном эквиваленте это составляет от 105 до 420 рублей. Отметим, что это касается только тех, кого остановили в первый раз. За повторное такое же нарушение штраф другой – от 20 до 50 базовых величин. Не знаю, понял ли молодой водитель, что теперь ему, пока не вернет водительское удостоверение, лучше воздержаться от поездок за рулем автомобиля или нет, – ему видней. По крайней мере, помимо составления административного протокола, сотрудники ГАИ провели с ним еще и профилактическую беседу, равно как и со всеми остальными нарушителями. Глядишь, в следующий раз уже задумаются, прежде чем сесть за руль или нажать на педаль газа.
МНОГОГРАННАЯ РАБОТА
Сотрудники Госавтоинспекции не только дежурят на дороге и останавливают автомобили, они еще и оказывают существенную помощь РОВД по выявлению и задержанию преступников. К слову, на днях глубокой ночью мозырскими инспекторами ДПС была задержана автомашина «Ивеко» под управлением неработающего жителя д. Ольшаны Столинского района Брестской обл. 1991 г.р., который без соответствующих документов перевозил более 1 тонны лома цветных металлов. Помимо этого, ГАИ проводит совместные рейды с природоохранной инспекцией, оперативно реагирует на звонки граждан, организует встречи в трудовых коллективах и в учреждениях образования.
Из последних новинок в работе Госавтоинспекции нельзя не отметить использование терминалов для оплаты штрафа на месте. Сегодня в распоряжении ОГАИ Мозырского РОВД имеются три таких терминала, два из которых находятся в патрульных машинах. Это весьма удобно как для инспекторов, так и для самих нарушителей. В нашем случае, несколько человек с удовольствием воспользовались данной новинкой.
МЫ ГОТОВЫ КО ВСЕМУ!
Под занавес своего дежурства не могу не спросить о плюсах и минусах работы в ГАИ.
– Главное преимущество нашей работы – это активность, – говорит Алексей. – Никогда не сидишь на месте, постоянно двигаешься, каждый день что-то новое. Да и общение с людьми происходит каждый день. Несмотря на то, что я по ту сторону от нарушителей, со многими складываются нормальные отношения. А то, что порой приходится работать и в мороз, и в жару, привыкаешь со временем. Зато к трагическим случаям на дороге привыкнуть невозможно. Каждый раз эмоции захлестывают. Тяжело смотреть на ДТП со смертельным исходом. Но такова наша работа. И от нее никуда не денешься. Выбирая нашу профессию, должен быть готовым ко всему.
– Пользуясь случаем хотел бы обратиться ко всем жителям Мозырщины, – резюмирует Александр. – Дорога – не место для выяснения отношений. Соблюдайте правила дорожного движения, проявляйте взаимовежливость к другим участникам дорожного движения и будьте внимательны на дорогах!

Как видим, служба в ГАИ тяжелая и ответственная. Работа без выходных и праздников. Порой бывает, что между дежурствами хватает времени только лишь на сон, и опять в путь. Кто не пробовал, тот никогда не поймет. Я пусть и косвенно, но прикоснулся к профессии инспектора ДПС всего на пару часов и, скажу честно, мне этого хватило, чтобы понять: не каждому ноша по плечу. И теперь мое уважение к людям в форме будет безмерно.

Сергей БОРОВИК. 
Фото Александра СОЛОДКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *