ПРИ МЫСЛИ ВЕЛИКОЙ, ЧТО Я ЧЕЛОВЕК, ВСЕГДА ВОЗВЫШАЮСЬ ДУШОЮ…

Премьера рубрики

«Размышляя над притчей»

Ничто не влечет нас к человеку так, как его растущая духовность

Какое умение самое редкое? – Умение отдавать.
Какое умение самое лучшее? – Умение прощать.
Какое умение самое важное? – Умение спрашивать.
Какое умение самое трудное? – Умение молчать.
Какое умение самое нужное? – Умение слушать.
Какой человек самый сильный? – Который способен постичь Истину.
Какой человек самый слабый? – Который надеется на свою силу.
Какой человек самый разумный? – Который следит за своим сердцем.
Какая привязанность самая опасная? – Привязанность к своим привычкам, к своему телу.
Какой человек самый бедный? – Который больше всего любит деньги.
Каков признак здоровой души? – Вера.
Каков признак добрых поступков? – Мир души.
Монах Симеон Афонский

Каждый из нас рано или поздно начинает искать себя, и скорее, поздно, чем рано – в нашем безумном и суетном мире не принято заботиться о взрослении души. Но однажды, встав на путь духовного поиска, мы не уходим с него и движемся вперед – кто медленно, кто быстро, кто спотыкаясь, кто пролетая мимо всех препятствий. Иногда наш путь озаряет безмерная любовь ко всему сущему, иногда – тотальное одиночество. Мы в поиске, мы пробуем, трогаем, стараемся ощутить и услышать. Но иногда нас отвлекают от этого – быт, работа, мелочные и тяжелые отношения, и нам сложно вспомнить о том, что действительно важно. зыкун
Предлагая читателям газеты свой новый проект, надеюсь, что истории из жизни, поведанные в нем, помогут это сделать – совершить чудесное превращение в каждом. Иисус Христос свои притчи обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит». На это надеюсь и я. Все, наверное, слышали библейскую фразу: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но что делать, если человек сам себя не любит? Притчи, над которыми в проекте будет размышлять мой собеседник – директор коммунального производственного унитарного предприятия «Колор» Петр Семенович ЗЫКУН, помогут вам взглянуть на себя с другой стороны. Они подскажут вам, за что можно любить каждого человека, за что можно любить самого себя – проведите только параллель из этой мудрости к территории своей души. Мудрости, которая сделает вас умнее, богаче, совершеннее и красивее.

– Петр Семенович, наш большой разговор я начну с известной греческой притчи, в которой рассказывается история из жизни Солона, одного из Семи Мудрецов.
Говорят, что Солон по просьбе Креза приехал в Сарды. Когда Солон осмотрел великолепный замок Креза, тот спросил его, знает ли он человека, счастливее его, Креза. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человеком высокой нравственности, оставил после себя детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть все необходимое, и погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крезу чудаком и грубияном, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. И все же он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, чрезвычайно любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры. Все граждане называли ее счастливой, и она радовалась. А они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мертвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть.
– А меня, – воскликнул Крез уже с гневом, – ты не ставишь совсем в число людей счастливых?
Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать еще дольше, сказал:
– Царь Лидийский! Нам, эллинам, Бог дал способность соблюдать во всем меру. А вследствие такого чувства меры и ум нам свойственен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет гордиться счастьем данной минуты, если еще не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей. Кому бог пошлет счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А назвать счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасности, – это все равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, еще не кончившего состязания. Это дело неверное, лишенное всякого значения.
После этих слов Солон удалился. Креза он обидел, но не образумил. Так пренебрежительно в то время Крез отнесся к Солону.
После поражения в битве с Киром Крез потерял свою столицу, сам был взят в плен живым, и ему предстояла печальная участь быть сожженным на костре. Костер уже был готов. Связанного Креза возвели на него. Все персы смотрели на это зрелище, и Кир был тут. Тогда Крез, насколько у него хватило голоса, трижды воскликнул:
– О Солон! О Солон! О Солон!
Кир удивился и послал спросить, что за человек или бог Солон, к которому одному он взывает в таком безысходном несчастии. Крез, ничего не скрывая, сказал:
– Это был один из эллинских мудрецов, которого я пригласил, но не затем, чтобы его послушать и научиться чему-нибудь такому, что мне было нужно, а для того, чтобы он полюбовался на мои богатства и, вернувшись на родину, рассказал о том благополучии, потеря которого, как оказалось, доставила больше горя, чем его приобретение – счастья. Пока оно существовало, хорошего от него только и было, что пустые разговоры да слава. А потеря его привела меня к тяжким страданиям и бедствиям, от которых нет спасения. Так вот Солон, глядя на мое тогдашнее положение, предугадал то, что теперь случилось, и советовал иметь в виду конец жизни, а не гордиться и величаться непрочным достоянием.
Этот ответ передали Киру. Он оказался умнее Креза и, видя подтверждение слов Солона на этом примере, не только освободил Креза, но и относился к нему с уважением в течение всей его жизни.
Так прославился Солон: одним словом своим одного царя спас, другого вразумил.
Насколько вы, Петр Семенович, разделяете это философское утверждение применительно к жизни простого человека? Когда, на ваш взгляд, мы можем сказать о себе наверняка: «Я – человек счастливый!»?
– В этой притче Солон очень ясно показал царю Лидийскому, что есть главное в жизни человека. Мы живем, не задумываясь о том, что существуют законы природы, которые проявляются во всем. Это мы можем видеть из нашей повседневной жизни, на примере своих родных и близких. Приезжаю в родное село и вижу заброшенные дворы… Осознаю: когда-то там жили люди, радовались, ссорились из-за земельной межи – была жизнь во всех ее ипостасях. Но теперь их нет – они оставили все, что было когда-то для них ценностью, чем они дорожили. Все в мире подчинено своим правилам, своим законам. И даже величайшее открытие, сделанное Ньютоном – закон всемирного тяготения, – не он, великий ученый, создал – закон действовал и до него, всегда. Ньютон просто увидел это явление и обнародовал его. Ему это открылось. И то, что Солон изложил Крезу, не было чем-то сверхъестественным – это была простая истина. Мы забываем о том, что человек имеет пределы, что наступит время и ему придется оставить этот Божий свет. И даже в советское время при постановке оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в сказании князя Юрия слова эти были оставлены: «О, слава, богатство суетное; О, наше житие мало временное! Пройдут, пробегут часы малые, и ляжем мы в гробы сосновые. Души полетят по делам своим – пред Божий престол на последний суд. А кости – земле на предание. И тело червям на съедение. А слава, богатство куда пойдут?» И это было сказано тогда, когда нас убеждали в том, что материя первична и что обезьяны – прородители человека разумного, и мы от них произошли… Но мы видели иные закономерности и осознавали их. Особенно сельские жители, которые не имели специального образования, подготовки, были денно и нощно заняты трудом, но они соблюдали законы природы, и в этом была их мудрость. Человеку надо знать, кем бы он ни был – царем, олигархом или простым смертным, эту великую истину: у нас есть предел. Наступит момент, когда завершится наш путь земной. И с собой мы ничего не возьмем. Помните, как умирал всемогущий и непобедимый Александр Македонский, у ног которого был почти весь мир и все несметные его богатства? С раскрытыми ладонями, чтобы всем показать: величайший полководец истории все оставил здесь, на земле…
И это четко знал Солон: ни один человек, заботясь о могуществе славы и богатства, не добавил себе века. Человек всегда должен осознавать, что ему отпущены часы малые, и все отнимет время – всему есть начало, всему есть конец. И потому очень важно понимать, что есть главное в жизни. Убежден: девиз «Деньги – любой ценой» – не та ценность. В притче показано не только привязанность царя к богатству, но и тщеславие его, гордыня по этой причине: поклонись мне, я – всемогущий, у меня – золота горы… Мудрец Солон никаких новых законов не открыл. Он просто показал закономерности, которые существуют всегда. И Крез, наверное, потому и сохранил свою жизнь, что признал слова Солона, и они выглядели перед Киром, как покаяние… Поэтому нам следует понимать, что такое счастье. Если посмотреть на это с точки зрения своего духовного наполнения, то для мусульман это будет одно, для буддизма – другое, для христиан – третье, для философов – четвертое… Ева вкусила запретный плод познания добра и зла, ибо она хотела больше знать… Можно с уверенностью сказать, что для людей знания являются счастьем, для ученого – это открытия, для спортсмена – достижение высокого результата. И хотя все привязывается к понятиям славы, тщеславия, но жизнь показывает, что счастье заложено в сердце человека. В том, как он относится к себе и к окружающим. Люблю заходить в лес, слушать пение птиц. Думаю: как все мудро в мире устроено! Птицы небесные ничего не боятся, они поют себе и людям на радость, ибо так их устроила природа. Мы же привязываемся к определенным предметам, быту, переживаем, что у других есть чего-то больше, чем у тебя… Счастье – это состояние души, оно внутри каждого человека – каким духовным содержанием он наполнил себя. Важно, чтобы человек наполнил себя таким содержанием, которое бы не противоречило законам, изложенным в мудрой притче, подтвержденным всеми религиями мира. Из своей прежней работы (Петр Семенович более 20 лет отдал службе в правоохранительных органах, он – подполковник милиции, – прим. авт.) вынес непреложное правило: как четко срабатывают невидимые нами законы! Мы же даже не знаем, что нам лучше. И потому не радуемся простому счастью: пению птиц, восходу солнца, утренней прохладе, наконец. Мысли наши о другом: у соседа появилась машина, а у меня такой нет… Человек привязывается к вещам, и в этом беда. Все, что есть – мало! Хочется большего. Компьютер еще хорошо работает, но уже требуется новый, другого поколения. Наш ум переключен на вещизм, под него подложен магнит материального, мы фетишизируем эти понятия – давай все новое и больше, больше, и мы утрачиваем суть истинных ценностей. Заехал недавно в лес. Так поют птицы – заслушаешься! Красота-то какая! Подъезжает другая машина, водитель включает рок на весь лес, и в ушах – бум, бум, бум… И подумалось: чем ты заполняешь себя, человек? Заполняешь ни тем, что раскроет, очистит, возвысит твою душу… А почему? А потому, что на первое место люди поставили удовольствие. Человек хочет его получать. Постоянно. Он удовлетворяет свое тщеславие: командует армией в виртуальных играх, расстреливает танки, убивает, ловит покемонов – он там лидер. А когда возвращается в реальную жизнь – никто.
Притча, рассказанная вами, приводит к таким рассуждениям: человек – это биологическое и духовное существо, и потому должен понимать, что всякая зависимость делает его рабом. И что настоящую свободу он может получить, освободившись от этих зависимостей. Даже от пристрастия к еде. Мы не должны поклоняться вещам, предметам, ценностям, ибо, если мы на это переключаемся, мы этим себя и загубим – не остается места и времени на истинные земные радости. Все взаимосвязано. Почему люди стремятся любым способом добиться положения в обществе? Возрастают доходы, удовлетворяется тщеславие. Но сегодня ты Цезарь, а завтра – никто. Альфа и Омега: все проходит, все имеет пределы. А мы забываем это, увлекаемся материальным, фетишизируя его, а эта притча еще раз всем напоминает: человек, у тебя и власть, и серебро, и могущество, но ты от всего этого зависишь… А преимущество у того, кто ни к чему не привязан. И он сильнее тебя в разы, мощнее, ибо он – свободен! Надо правильно относиться ко всему, что есть у человека. Не надо ставить богатство во главу угла: есть и есть. Человек, я уверен, – существо духовное, и надо больше думать, больше наполнять свое сердце, свою душу духовным смыслом. Повторюсь: в жизни действуют определенные законы, и нарушив их, мы будем отвечать. Обязательно будем. За свое поведение. А потом руки к небу возводим: и за что на меня пала такая кара Небес? А ты сам ее накликал. Да, следовать законам сложно, но другого не дано человеку с духовным содержанием. Христос, прежде чем выйти к людям на проповедь, сорок дней был в уединении в пустыне. Пророк Мухамед был сорок дней в уединении в пещере. Насколько же мы не совершенны! Исаак Сирин сказал: «Мне никогда не было стыдно за то, что молчал. Всегда было стыдно за то, что говорил…» Вначале было слово. И это слово – Бог. А как мы исполняем это слово? Как управляем им? А с ним надо быть очень осторожным: совершенствовать себя, сдерживать. Если что-то вокруг тебя сложилось не так, то не вини других. А у нас как получается? В этом тот виноват, другой, третий, но только не сам. А ты просто нарушил законы. Духовные законы. И это касается всех, независимо от социального статуса – бедняк ты или миллиардер. Это надо понимать и не воздавать никому. Когда мы делаем что-то в отместку, мы, во-первых, реализуем свое тщеславие: вот какой я! Как это меня обидели? В романе Валентина Костылева «Иван Грозный» есть такой эпизод. Царь проводит совет. Важно было, кто из бояр на каком месте сидит – близко или далеко от государя. Одному боярину поставили стул подальше от царя. В гневе он воскликнул: «Я не сяду здесь! Мой род здесь никогда не сидел!» Опричники подошли: «Сядь!» – «Для меня это унижение!» – был ответ. По приказу Ивана Грозного боярин лишился головы. От гордыни. От тщеславия. От обиды. Он принес себя в жертву этим греховным личностным качествам. Другое дело, когда человек идет на жертву ради любви. К Родине. К родной земле. К своим близким. Вывод из притчи: я счастлив, когда мое сердце наполнено таким духовным содержанием, которое освобождает от гордыни, себялюбия, тщеславия, жажды славы, богатства – всего, что временно. А есть вечное – то, что сказал Солон царю Крезу: даже бедняк богаче тебя! Остаются дела добрые – это нетленно. Человек, который не имеет материальных богатств, но богат добрыми делами – его имя остается на века! Как эта притча – на тысячелетия! Как сказал великий Расул Гамзатов, «мы все умрем, людей бессмертных нет, и это все известно и не ново, но мы живем, чтобы оставить след – дом иль тропинку, дерево иль слово…» Счастлив тот человек, который достиг такого духовного уровня, который освободил бы его от зависимости: наслаждайся жизнью в высоком понимании этого слова!
Hominem esse memento – помни, что ты всего лишь человек. Другими словами, чего бы ты ни достиг, не зазнавайся; помни, что над тобой есть высшие силы, что ничто не вечно – ни ты сам, ни слава, ни успех, ни богатство. «Берегись, чтобы не упасть», – это предупреждение тем, кто достиг больших высот (власти, богатства, положения в обществе или успеха). Кстати, в Древнем Риме эти слова были обращены к полководцу, праздновавшему свой триумф.
Серафим Саровский говорил при встрече с человеком: «Здравствуй, моя радость!» В этом, наверное, и заключается истинное счастье. Как я его чувствую. Взять психологию. Это новая относительно наука, в основе которой заложены духовно-нравственные законы, которые знали люди из глубокой древности и ими руководствовались. Я помню, как в селе помогали друг другу, шли на выручку, делились всем. И в этой общине, какой была деревня, все уживались, относились хорошо друг к другу. На вопрос: «Кто хороший человек?», мы отвечали: «Тот, кто к нам хорошо относится». Иногда бывает как? Сделаешь человеку много добра, но не дашь одну сигарету – и сразу враг. Мы так устроены: один эпизод – и все перечеркнуто, обида. Какая этимология этого слова? О, беда! Или – скорбь. Сожалеем о чем-то, получилось не так, как хотели. А в молитве Господней заложено: «Да будет воля Твоя!» Не моя! Потому что я не знаю, что мне сейчас лучше. Один Бог знает. Но мы по-прежнему остаемся сами собой: дай мне это, дай мне то…
Мы слишком полагаемся на самих себя, начинаем мнить о себе многое, а ведь вера – признак здоровой души. Такое мое твердое убеждение.
– Человеку, который по неразумению причиняет мне зло, я воздам, защитив его самого щедрой любовью; и чем больше зла будет исходить от него, тем больше добра будет исходить от меня. Это слова Будды. А вот цитата из Библии: «Никогда не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками». Согласитесь, что это воистину великий завет, оставленный нам, грешным людям, двумя великими религиями.
В вашей жизни, Петр Семенович, случалось, что, вопреки первоначальному чувству обиды, гнева, злости за недоброе, несправедливое отношение к вам со стороны кого-то, вы все же смогли найти в себе силы и погасить в сердце этот уничижающий душу пламень и последовать совету Публия Сира: «Умей прощать, и мощь твоя умножится»? В продолжение темы. Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они заспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны писать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
– Я твердо убежден: зло в себе надо гасить. Буду откровенным: не всегда это получается сделать сразу. Уже потом умом осознаешь, понимаешь, что должен простить обиду, пойти и примириться. Надо иметь сильное духовное составляющее, а это может быть вера, воспитание, жизненный опыт, но, несомненно, гневливость – это плохо. От этого надо избавляться. Как? Читая книги, видя примеры других людей, судьбы других людей, я пришел к выводу, что очень глубокий и хороший ответ на все эти вопросы нашло наше православие. Оно не лишает человека никаких благ. Все, какие есть на земле, ты их получишь. Без ущерба для себя. Но есть одно условие: это зависит от того, на какой духовной стадии ты находишься. В природе птицы поют лишь в брачный период. Человеку нужно уметь себя ограничивать. Во всем – оно все взаимосвязано.
Понимание добра зависит от того, с каким чувством ты это делаешь. Если делаешь бескорыстно, тайно, тогда это будет действительно добро, а, если все делается напоказ – это другое. Помните мудрость: «Сделай добро и брось в реку»? Это значит, забудь о том, что ты совершил хороший поступок и приступай к новому. Сделай добро и брось в реку… Пусть его тихо вода унесет. Без свидетелей. Главное, что ты это сделал по любви.
Мы все часто что-то просим у Бога, а если бы он был не Любовь, а просто Правда? Какие были бы последствия? Добра мы столько в жизни получаем, поэтому то, что мы сделаем хорошего, – капля в море. Добро уже в том, что мы живем. И мы должны радоваться тому состоянию, в котором находимся, ибо у каждого есть прегрешения, и большие, а нас Небо еще терпит. Мне тоже делали добро. И я помню об этом. Я очень благодарен этим людям, ценю их и уважаю. Добро действительно заслуживает того, чтобы его выгравировать на камне. Как в рассказанной вами притче.
Давайте порассуждаем. Для нас, восточных славян, свойственно великодушие и прощение. Посмотрим на исторические факты. Возьмем римскую цивилизацию, прародительницу современной Западной Европы, где были великие мыслители, философы, оставившие нам свои трактаты. Римское право стало основой правовой континентальной системы. А как эта древняя цивилизация воевала со своими врагами? Возьмем известные пунические войны – Рима и Карфагена. Известное выражение: «Карфаген должен быть разрушен», – было воплощено в реальности. Рим полностью уничтожил Карфаген. И проложил плугом борозду вдоль этого великого города: больше его нет! И западная цивилизация на протяжении всей истории придерживалась этого правила – уничтожать! Но вот другой пример. Русские пришли на Чукотку. И что же? Чукчи есть. Якуты есть. Эвенки, буряты, коми, карелы и другие малые народности живут и процветают и сегодня. Пришли и пришли. Построили фабрики, заводы, но геноцидом не занимались. На уровне государства. А где инки? Где индейские племена в Америке? Где народы майя? Ацтеки где? Где другие племена? Они остались просто в истории. Их просто стерла с лица земли великая цивилизация, уничтожила физически, заняла чужие земли. И стала жить. В свое удовольствие, чтобы увеличить еще больше свои потребности.
А взять Отечественную войну 1812 года. Тогда вся Европа под руководством Наполеона ступила на нашу землю. А что стало с Моск-вой? Она была сожжена дотла. А когда мы победным маршем ступили на французскую землю, у парижан затаился страх: за все беды нужно будет отвечать! Но русские ничего не тронули. И не государь российский Александр I сдерживал в этом порыв своего войска, нет. Сдерживал порыв дух христианский, высокая мораль славян: они не опустились до мести! И, когда известный герой войны 1812 года ругался на мосту с французским генералом, к ним подошел простой казак и, обращаясь к своему земляку, сказал: «Барин, не следует ругаться: война – святое дело». Даже в таких экстремальных ситуациях восточные славяне никогда не опускались до мести, не воздавали злом на зло. Они всегда проявляли в себе силу прощения. И эта великая черта народа прослеживается на протяжении всей истории. Взять Вторую мировую войну. Мы не мстили немцам в Германии за смерть и кровь на своей земле. Не убивали мирных жителей. Не жгли немецкие села, города, не устраивали концентрационных лагерей. Мы вошли в Германию как победители и проявили великодушие к обществу, которое пошло на нас войной и причинило столько нам зла.
В деревне Ола Светлогорского района в годы войны немцы сожгли заживо в 12 раз больше жителей, чем в известной Хатыни. Здесь погибли 1758 человек, в том числе 950 детей и около 500 женщин. А те, кто воевал в Советской Армии – их братья, мужья, отцы – никого в Германии не тронули. Казалось, они имеют полное моральное право поступить так: кровь – за кровь, смерть – за смерть, но наши соотечественники этого не сделали, хотя их детей, жен, сестер, родителей немцы заживо сожгли. Не сделали, потому не переносилось личное страдание на судьбу другого народа. Какая великая и красивая мораль! Именно она, уверен, и заложена в основе расцвета славянского государства.
Мы всегда становились на защиту своей земли и давали достойный отпор врагам. Вся наша история, поступки наших дедов, прадедов показывают, убеждают, говорят: месть – это последнее дело, это ступенька вниз, назад: – Человек, не опускайся до этого, не трать себя на зло! И они не тратили. Поэтому я считаю, что добро заложено в наших корнях, самой славянской природой. Я, причисляя себя к славянским потомкам, которые, пережив такие тяжелые времена, нашли в себе силы не обозлиться, выстоять, считаю необходимым тоже следовать их великому примеру – жить без мести, без зла. Да, это не просто, но так надо. И реальная жизнь, и история, и современная этика отношений – все доказывает, что месть, зло ни к чему хорошему не приводят. Если дух этого великодушия витает во всей нации, то, конечно, он есть и в каждом из нас. И в этом – наша сила, великодушие, расцвет славянского государства. Сегодня авторитет Беларуси на международном уровне высок и непоколебим. Потому что мы ни к кому не проявляем озлобления, мы – за мир, за добрые отношения между людьми. Этот великий принцип государства должен жить и в каждом человеке.

– Я тоже стараюсь следовать мудрым словам Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Да когда мне обижаться? Мне на любовь времени не хватает, чтобы на обиды его тратить». И Блаженного Августина: «Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека – простите его, а то будет два нехороших человека…» И опять, предваряя вопрос, расскажу вам замечательную притчу, которая называется «Твоя рука, твои глаза и твое сердце».
Жил на свете Человек. У него было три мечты: иметь высокооплачиваемую работу, жениться на красавице и прославиться на весь мир.
Однажды морозной зимой Человек спешил на собеседование в офис одной известной фирмы. Вдруг прямо перед ним упал пожилой мужчина. Человек посмотрел на упавшего, в голове возникла мысль, что тот, скорее всего, пьян, и не подал руки. Это помогло не опоздать на запланированную встречу. Собеседование прошло неудачно: Человека не взяли на желанную должность.
Как-то Человек прогуливался летним вечером по городу. Заметив труппу уличных артистов, остановился, чтобы насладиться зрелищем. Зрителей было немного, но пьеса была веселой и увлекательной. После окончания действа раздались аплодисменты, и люди стали расходиться.
Человек тоже повернул было назад, но кто-то несмело дотронулся до его плеча. Это была главная героиня пьесы, старушка-клоунесса. Она стала расспрашивать его о том, понравился ли ему спектакль, доволен ли он актерами. Но Человек не захотел вести беседу и, брезгливо отвернувшись, пошел домой.
Однажды дождливым вечером Человек спешил домой со дня рождения друга. Он очень устал, и в его голове проносились мысли о душистой ванне и уютной, теплой постели. Вдруг он услышал чье– то приглушенное рыдание. Это плакала женщина. Она сидела на скамье возле дома Человека. Без зонта. Одна. Заметив нашего героя, она обратилась к нему за помощью. У нее случилось несчастье в семье. И ей нужен был лишь душевный собеседник. Человек задумался, пред его взором предстали ванна и постель, и поспешил в подъезд.
Человек прожил несчастливую жизнь. И умер.
Попав на Небеса, Человек встретил своего Друга, Ангела-Хранителя. Они качались на небесных качелях и беседовали.
– Ты знаешь, я прожил совсем несчастную и никчемную жизнь. У меня было три мечты, но ничего не сбылось. Жаль…
– Хм… Друг мой, я сделал все, чтобы все твои мечты претворились в жизнь, но для этого от тебя мне нужно было всего лишь: твоя рука, твои глаза и твое сердце.
– Бог мой, и что же?
– Помнишь упавшего человека на скользкой зимней дороге? Я сейчас покажу тебе эту картину…
Тот человек был генеральным директором той фирмы, в которую ты так хотел попасть. Тебя ждала головокружительная карьера. Все, что от тебя требовалось, – твоя рука.
Помнишь старую клоунессу, которая после уличного представления пристала к тебе с вопросами? Это была юная красавица-актриса, которая влюбилась в тебя с первого взгляда. Вас ждало счастливое будущее, дети, неугасающая любовь. Все, что от тебя требовалось, – твои глаза.
Помнишь плачущую женщину возле твоего подъезда? Был дождливый вечер, и она насквозь промокла от слез… Это была известная писательница. Она переживала семейный кризис, и ей очень нужна была душевная поддержка. Если бы ты помог ей согреться в своей квартире, согреться душой благодаря твоим мудрым словам утешения, то она написала бы книгу, в которой рассказала бы об этом случае. Книга стала бы известной на весь мир, и ты бы прославился, так как на главной странице автор указала бы имя того, кто стал музой этого произведения. И все, что от тебя требовалось тогда, – твое сердце. Ты был невнимателен, мой друг.
Человек вздохнул… И друзья пошли по лунной дорожке в звездную даль, тихо и безмятежно беседуя…
А что вам предлагает этот мир сейчас?
Помните: у счастья лицо загадки…
Расул Гамзатов сказал: «Он мудрецом не слыл, и храбрецом не слыл. Но поклонись ему: он человеком был!» Вопрос к вам, Петр Семенович, такой: что для вас человек настоящий? Как писал Владимир Высоцкий, «давно смолкли залпы орудий, над нами лишь солнечный свет, – на чем проверяются люди, если войны уже нет? Приходится слышать нередко сейчас, как тогда: ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?». Кому при встрече вы охотно подали бы руку?
– Вернусь к словам великого поэта. Это так: настоящая дружба проявляется в трудную минуту. У нас, славян, есть даже на этот счет мудрая поговорка: «Настоящий друг познается в беде». Война – это всегда беда. Там люди находятся в экстремальной ситуации и часто жертвуют собой во имя других. Наша история знает немало случаев, и они раскрыты в кинематографе, литературе, когда человек жертвовал собой во имя спасения своих товарищей. Есть такие примеры и в мирное время. Один из них – мужество военного летчика, героя Беларуси, который отвел горящий самолет от города, чтобы не допустить больших человеческих жертв. Все эти герои, с моей точки зрения, настоящие люди, ибо их имена утвердились не золотом, не богатством и не тщеславием. В минуту опасности они не думали ни о чем другом, кроме как о спасении своих товарищей. Об этом и сказал Владимир Высоцкий: «На чем проверяются люди, если войны уже нет?» Мы заводим друзей и считаем их настоящими, но в чем испытывается их верность? За праздничным столом? На отдыхе? На различных вечеринках? Критерий выбора друга у нас такой: близок ли этот человек мне по духу? Совпадают ли наши взгляды на жизнь? Очень правильно, веско, емко сказал на этот счет Расул Гамзатов, и мы об этом говорили: «Он мудрецом не слыл и храбрецом не слыл, но поклонись ему – он человеком был!» Какой красивый, какой огромный смысл заложен в этих словах! Настоящий человек независим от многих соблазнов жизни – он всегда остается самим собой! И готов пожертвовать собой во имя других. Как учит великая мораль, в том числе и советского общества: человек труда был всегда на первом месте; был тот в почете, кто честно и добросовестно работал. Эти люди не имели больших доходов, но мы всегда на них равнялись, мы ставили их в пример.
С кем бы я пошел в разведку? С тем, кто готов за тебя отдать жизнь, пожертвовать собой. Конечно, должна быть и обратная связь: и ты должен быть таким же! Этот посыл переносится и на мирное время. Я бы не только подал руку, но и поклонился такому человеку, который выше всех скоротечных явлений жизни – богатства, славы, тщеславия, успеха. Конечно, мне хотелось бы иметь такого друга и быть рядом с ним.
– Да, впору за Марком Аврелием воскликнуть: «И пока еще жив, стань, наконец, человеком!» Согласитесь, Петр Семенович, что человек может возвышаться душой лишь при одном главном условии: когда он созидает, когда он творит. В связи с этим вспоминаются слова великого Пифагора, который так сказал: «Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть, «Что я сделал?». Человек красив в труде, и с этим не поспоришь. Уж очень запала мне в сердце история, связанная с древнеримским императором Титом. Он отличался редкостной добротой. Непременным правилом его было никакого просителя не отпускать, не обнадежив; и когда домашние упрекали его, что он обещает больше, чем сможет выполнить, он ответил: «Никто не должен уходить печальным после разговора с императором». А когда однажды за обедом он вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес свои знаменитые, памятные и достохвальные слова: «Amici, diem perdidi – друзья мои, я потерял день!» В вашей жизни были подобные моменты? Когда прожитое время доставляет вам особую радость? Был ли в вашей жизни день, который не принес ни радости, ни ожидаемых результатов, который не был полностью отдан делу? Какого главного принципа здесь вы придерживаетесь?
– Хочу прокомментировать краткое содержание притчи в моем понимании. С одной стороны Тит – это человек. С другой – император. Он совмещает в себе эти два понятия. С первой точки зрения Тит сделал доброе дело, а вот с другой – проявил к кому-то определенное попустительство, не пресек какие-то явления. Как император, Тит должен быть властным, строгим и требовательным. Четко выполнять свою функцию. И ни с кем не заигрывать, ни с кем не быть добрым, но – судить по справедливости. А если надо, то и применить власть сполна. А вот как человек, он, конечно, у своего окружения вызывает симпатию. Поэтому это не тот для меня пример, которому я стремлюсь подражать. За время своей службы в правоохранительных органах мне приходилось строго исполнять закон, хотя, не скрою, где-то в душе и было жалко людей, выполнять ту задачу, которая перед тобой поставлена. Как человек я согласен, что должен творить добро, быть отзывчивым, доброжелательным, но реализуя свои распорядительные функции, я обязан быть требовательным, не попустительствовать, не потворствовать, жестко пресекать зло. Ну, а здесь, в истории с древнеримским императором Титом, рассказанной в притче, мне очень сложно определить как человеку, что есть добро, а что есть зло. Важно во всем иметь меру. Иметь середину, ибо, когда ты оцениваешь, что есть зло, это уже, наверное, плохо. Считать, что лишь твоя точка зрения правильная – не верно. Нужно допускать и мнение других. В данном случае Тит, как император, принес большую пользу. Ну, а в личной жизни, конечно, как у каждого, у меня есть определенный план. Хочется больше внимания уделить людям, о которых заботишься. Есть те, кто нуждается в твоей помощи, кто ждет твоего участия, надеется на тебя. Я убежден, что в жизни каждого человека бывают моменты, когда вслед за императором Титом можно воскликнуть: «Друзья! Я потерял день!» Наша жизнь насыщена такими моментами – как есть, так есть. Сегодня мы много времени проводим в интернете, за просмотром праздных телепередач, увлекаемся вещами, которые не приносят пользу ни душе, ни уму; пытаемся загрузить себя тем, что не восстанавливает наши духовные силы. Вместо того, чтобы пойти в лес и послушать пение птиц, мы включаем музыку, которая нас просто опустошает. Если брать подход к жизни древнеримского императора Тита, его опыт, то, конечно, он прав, но у него не было столько искушений, столько соблазнов, сколько их есть в сегодняшнем мире. У него была только власть и подданные. Когда ты целый день проводишь в пустых удовольствиях, развлечениях, то, когда наступает завершение дня, вслед за императором можно воскликнуть его знаменитые слова: «Друзья, я потерял день!» – ты ничего хорошего для себя не получил. На следующий раз ситуацию хочется исправить, не допустить подобного, ведь наша жизнь очень скоротечна, ее обворовывают у нас телевидение, наглая реклама, а что они дают нам для души? Ничего! Ее территория не увеличивается; дух не возрастает. Как пел Ян Френкель, «настанет день и с журавлиной стаей я полечу в такой же синей мгле… Из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле…» Именно так: настанет день…
Надо всегда помнить об этом, а потому следует спешить совершенствоваться. Но где взять силы для этого? Много, очень много ошибок допускаем мы порой. Мне не доставляет радости праздно проведенное время. Остается чувство сожаления: ты попросту потерял день! Это интернет, различные развлекаловки… Есть слово влечь, влекти, а есть – развлекти… Есть врата, а есть – разврат… Есть лесть, а есть – прелесть… Когда наступает завершение дня, когда надо дать кратенький отчет, что ты сделал полезного, бывает, конечно, чувство вины и сожаления – ничего… То с кем-то поссорился, то кого-то обидел ненароком… Умный человек должен давать себе отчет за прожитый день: что планировал? Что успел сделать? Дан выходной – для того, чтобы ты себя возродил, духовно, в том числе. Прошел день: а чем он мне был полезен? Я ставил цель, но достиг ли ее? Я сделал за этот день хоть одно хорошее дело? Пообщался со своими родными? Пополнил себя духовно? Позвонил близким?
Сегодня, увы, идет подмена ценностей, понятий, и это огорчает. Главная беда, по-моему, в том, что мы духовное отводим на второй план. А то и на третий. На первом плане у нас материальное. Но мы знаем из истории: были моменты, когда люди – голодные, холодные – становились настоящими героями, патриотами, ибо на первом месте стояли духовные ценности – защита Родины, семьи, близких, а не вопрос: «Сколько ты мне заплатишь?» Идет, еще раз подчеркну, подмена ценностей. Мы сегодня не видим духовного светоча. Посмотрите на телеэкран: кровь, насилие, деньги любой ценой. Такие фильмы заполонили наше телевидение. Я хотел посмотреть фильм о Куликовской битве 1380 года – как русичи сражались. Его, увы, нет. Битва на реке Калке с монголами – ярчайшая страница в русской истории. Такого фильма тоже нет. Грюнвальдская битва тоже не экранизирована с точки зрения восточных славян. А почему бы не показать настоящее кино? Свою историю, которой гордимся. Но его нет. А сколько фильмов снято американскими режиссерами о Ганнибале, Александре Македонском, о мифических героях Троянской войны? В большинстве своем кинематограф светлые, значимые моменты в жизни славянских народов не стремится показать, а подменяет это многодневными показами частной жизни звезд российской эстрады. Мероприятия, посвященные их дням рождения и другим знаменательным датам, транслируются неделями на государственном телевидении (юбилеи Аллы Пугачевой, Геннадия Хазанова, Филиппа Киркорова и др.). Из-за чрезмерного поиска материального обустройства, теряется самое важное – духовность. Я так думаю. Теряется то, что больше всего привлекает нас в человеке.

– Добрый, незабываемый след в нашей судьбе оставляет дружба. Ее называют солью жизни. «Alter ego» – второе я: многие греческие философы определяли так близкого друга. У Бориса Пастернака есть на этот счет замечательное стихотворение. Называется оно «Все наклоненья и залоги…». Вот несколько строчек из него: «Казалось, альфой и омегой – мы с жизнью на один покрой; и круглый год, в снегу, без снега, она жила, как аlter ego, я называл ее сестрой!»
Петр Семенович, а вы знаете, что до рая доходят те, кто не бросает друзей? Вот вам мое подтвержденье сказанному.
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
– Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
– Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
– А есть там вода?
– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
– А поесть дадут?
– Все, что захочешь.
– Но со мной собака.
– Сожалею, но с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо… Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
– Я хочу пить, – попросил путешественник.
– Заходи, во дворе есть колодец.
– А моя собака?
– Возле колодца увидишь поилку.
– А поесть?
– Могу угостить тебя ужином.
– А собаке?
– Найдется косточка.
– А что это за место?
– Это рай.
– Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай – там.
– Врет он все. Там – ад.
– Как же вы, в раю, это терпите?
– Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
А теперь я хочу поинтересоваться у вас: в вашей жизни дружба всегда была вам на пользу? Вы не считаете, что верный друг – редкая птица? На вопрос, почему Сократ построил себе маленький дом, он ответил, что для верных друзей и такой велик… Что кладете вы в основу этого понятия – пиладова дружба, то есть верная и многократно испытанная?
– Сократ сказал такие слова: «Amicus Plato, sed magis amica veritas» – Платон мне друг, но истина дороже. Слова эти говорят о том, что нельзя полагаться все время на какого-то конкретного человека и делать из него себе кумира. Людям свойственно ошибаться. Если заглянуть в характер человеческих отношений, то, конечно, можно сказать, что люди дружат с теми, кто близок им по духу, с кем можно спорить без злобы, кто в трудную минуту окажет помощь, кто их по-доброму покритикует и честно, открыто укажет на недостатки. Когда у Владимира Высоцкого спросили, кого он может назвать своим другом, он ответил так: «Того, кому я позвоню в два часа ночи, и он не спросит, почему…» Эти высокие слова Сократа, сказанные выше, для меня весьма актуальны. Для меня другом является тот человек, который дружит со мной не только в силу своих убеждений, а бескорыст-но готов мне указать на недостатки, поправить меня, одернуть, и, конечно же, разделить со мной и радость, и печаль. Такому человеку я, конечно же, всегда охотно подал бы руку. Человеку со здравым рассудком. Тому, кто придерживается истины. И законов. В том числе и нравственных. Такого человека я назвал бы своим другом.
А вообще, понятие дружбы – это сложное понятие. Наверное, истинный друг – это тот человек, который даже твои недостатки характера понимает, принимает и не осуждает, если ты сделал что-то не так: ты просто ошибся! Если кому-то мы причиняем зло, оно отражается на нас – это закон, и он неоспорим. Есть поговорка: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Для того, чтобы говорить о друге, надо посмотреть сначала на себя: каков ты сам, такие и твои друзья. Возводить в какой-то ранг понятие дружбы не следует, наверное. Этому учит нас и Библия.
Да, мы все хотим иметь рядом с собой людей, которые смогли бы нас защитить, уберечь, но для того, чтобы рассчитывать на это, надо и самим быть такими же – готовым кому-то подставить плечо в трудную минуту. Есть хороший фильм «Помоги другому». Если, допустим, я помог вам, это не значит, что вы поможете мне. Мне подставит свое плечо другой человек – за то, что я помог кому-то. Возвращаясь к понятию дружбы. Если твой друг не прав, а ты будешь занимать его сторону, способствовать его ошибкам, порокам, можно ли эти отношения назвать верными? Нет, конечно. Это большой философский вопрос – понятие дружбы. В основе их, уверен, всегда должны лежать слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
Истина – это критерий оценки наших поступков. Есть вещи, которые существуют тысячелетия, а есть идеологии, которые уходят вместе с эпохами. И эти истины ничто не может опровергнуть – это ценности, прежде всего, которые отражают закономерности нашей жизни. К кому мы тянемся? Мы же хотим испить воды не из лужи, а из чистого родника – там, где нет примесей. Мы тянемся к человеку, у которого нет порочных примесей. Друг – это чистый духовный источник, а, значит, и самому следует стремиться быть таким.
Мое личное отношение к дружбе, повторю, такое: мой друг – это человек, который не является рабом тщеславия, богатства, гордости, стяжательства. Люди, которые живут с кодексом библейских правил, они, как правило, весьма высоки духом. Например, в плену и лагерях в годы войны, в очень сложных нечеловеческих условиях именно верующие люди смогли пройти эти ужасные испытания. Наши белорусские крестьяне собрались с силами, проявили мужество, терпение и выстояли. И вышли оттуда не рабами, не побежденными, а просто претерпевшими – все это следствие высоких нравственных законов. Библии, прежде всего. Можно красиво говорить, проявлять большие познания, а внутри быть гнилым, слабым душевно. Поэтому завершу разговор о дружбе такими словами: выявит друга время, как злато – огонь.
– Уж очень запало мне в душу откровение великого немецкого ученого Иммануила Канта. Он сказал: «Две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас». Процитирую еще одну мысль гениального философа: «Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга». В продолжение темы. Одного мудреца спросили: «Какая разница между тобой и другими?» Он ответил: «Если завтра отменят все законы, я все равно буду продолжать жить по ним. Той же жизнью». Петр Семенович, в чем, вы считаете, кроются истоки такого высокого поведения человека? Их формирует совесть, а о ней древние говорили, что она – это тысяча свидетелей, «совесть – не повесть: в архив не сдашь», но почему тогда одни ею обладают сполна, другие и представления не имеют об этом моральном законе внутри нас? Уж кто, как не вы, посвятивший себя столько лет работе в правоохранительных органах, можете судить об этом наверняка?
– Если заглянуть в историю, то оказывается, что наша славянская цивилизация очень молодая. Возьмем Западную Европу – Италию, Грецию. Эти страны давно имели письменность, а, следовательно, и письменные законы. А они бывают писаные и неписаные – априори. Есть законы, которые собраны в свод моральных правил. Славяне длительное время не имели письменности, но они из уст в уста передавали нормы поведения. Поэтому писаные законы – это всего лишь изложение их государственным институтом. Они накладывают на поведение человека определенные ограничения. Человек, который живет по духовным правилам, в них не нуждается. Ему не нужны никакие запреты. Он абсолютно свободен от всего аморального, пошлого, от тщеславия, зависти, подлости, жестокости. И для него нет разницы – есть закон или он отменен – он будет по-прежнему жить со своей высокой моралью: делать добро другим людям, и это будет ему в радость – по внутренним законам – чести и достоинства. В связи с этим вспоминается случай из жизни великого Альберта Эйнштейна. На лекции профессор философии сказал: «Бог создал все, значит, Бог создал и зло…» И все в аудитории согласились с этим утверждением. Эйнштейн поднялся и спросил у профессора: «Скажите, а тьма существует?»
– Нет. Тьмы нет. Есть отсутствие света, – ответил профессор.
– Профессор, а холод существует? – поинтересовался снова Эйнштейн.
– Холода тоже нет. Есть отсутствие тепла, – заметил профессор. – Отсутствие тепла – это минус 375 градусов по Фаренгейту, когда жизнь прекращается. Но, когда нет тепла, мы говорим: «Холодно!» А понятия холода нет.
Тогда Эйнштейн сказал: «Так и зла нет – это отсутствие добра!»
Данный факт из жизни гениального ученого исторический. Вот и я говорю: нет тьмы, холода и зла – есть свет, тепло и добро. Поэтому, наверное, зло проявляется у тех, у кого мало добра в душе. И я задумался: а что держит человека на свете? У нас температура тела +36,6 градусов. А при температуре минус 50, вы сможете жить? Нет. Как и при температуре +50 градусов. Кто-то же дал эти рамки: в них и живи, человек! И этих рамок мы придерживаемся. И так во всем. Поэтому, наверное, моральные правила заложены природой. Это законы, образно говоря, согласованные с природой. Мы в начале нашего разговора сказали, что человек – существо не только духовное, но и биологическое. Ему дано что-то природой, дано от воспитания, а что-то передается по наследству, в том числе и модель поведения. Не менее важно, каким духовным содержанием он себя наполнил. Если человек поставил перед собой цель достичь каких-то знаний, то он будет к этому стремиться. Если он поставил цель стать олимпийским чемпионом, то это тоже будет формировать лучшие моральные качества человека. Вообще, если человек поставил перед собой цель, а каждый исходит из того, какая у него предрасположенность заложена природой, и следует этому – это уже хорошо. Наверное, эти моральные законы заложены во всех людях – неписаные законы, но не у каждого хватает сил преодолеть зло. Света же всем хватает. И тепла. Нам всем ниспослана добродетель, но один берет ее больше, другой – меньше, и человек переключается на негатив, отходит от истинных ценностей.
– Расскажу вам, Петр Семенович, весьма поучительную историю.
В один ветреный вечер сухой лист, на котором сидел муравей, был оторван и упал в реку. Крошечное сердце муравья воззвало к Богу о помощи. Бог побудил коршуна, летящего над рекой, спуститься к воде и клювом подхватить лист, внушив ему, что это рыба или лягушка. И хотя птица была сильно разочарована, но муравей несказанно обрадовался, что оказался на твердой земле.
«Бог обернулся птицей и спас меня», – подумал он и решил, что должен отблагодарить этого коршуна и всех других птиц.
Однажды, во время своей утренней пробежки, он увидел, как охотник нацелил стрелу в птицу. Помня о том, как однажды птица спасла ему жизнь, муравей укусил охотника за пятку. Рука у лучника дрогнула, и стрела полетела мимо цели.
Все в мире взаимосвязано. И даже муравей готов отплатить свой долг.
Петр Семенович, вам встречались в жизни люди, умеющие благодарить? Одна моя знакомая всегда повторяет: «Я благодарна Богу за то, что умею быть благодарной». На ваш взгляд, это качество человеческой души способствует ее возвышению? А сами вы относите себя к тем, для кого признательность, пусть даже не за поступок – просто за доброе слово – есть потребность вашего сердца?
– Наша жизнь, законы – все подтверждает истину: каким мерилом ты меришь, таким и тебе отмерится. Что посеешь, то и пожнешь, одним словом. Встречались ли мне благодарные люди? Да. Если ты не делал неблаговидных поступков, или если что-то с тобой случается. Ты должен понимать, что если что-то происходит, то это не просто так. Да, в мире все взаимосвязано. Надо задумываться: значит, ты допустил ошибку. И виноват в этом не Сидоров, не Иванов – это твоя проблема, результат твоего неправильного поведения. Когда встречаешься с благодарными людьми, испытываешь особые чувства: значит, и ты был кому-то полезен. Эта благодарность другого человека должна быть толчком для тебя: сделай добро следующему человеку! Людская благодарность, если она идет бескорыстно, от чистого сердца, просто от искреннего признания за хорошее дело, всегда трогает душу. В добром деянии не должно быть корысти. Жизнь коротка, надо доставлять друг другу приятное. Как говорится, добром добро оплатишь – молодец, на зло добром ответишь ты – мудрец.
– Петр Семенович, не хочу показаться скептиком, но, как заметил Аристотель, благодарность, этот прекраснейший из цветков души, быстро стареет. В связи с этим вспоминаются слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с которыми он обратился к верующим в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя в день великого праздника – Входа Господня в Иерусалим. Вот что, в частности, сказал Святейший Владыка: «Мы вспоминаем евангельское событие, имеющее особое значение, исполненное многих высоких смыслов. Господь входит в Иерусалим после совершения великого чуда – воскрешения мертвого Лазаря. Господа окружают толпы людей, которые постилают свои одежды, срезают ветви с пальм, кричат «осанна», приветствуя Его, как в древности встречали полководцев- триумфаторов, возвращавшихся после великой победы. В этом смысле люди не согрешали и не нарушали обычаев, потому что Господь в их глазах действительно был победителем – таким, какого не знала история. Он победил смерть, видимым образом, пред лицом многих людей выведя из гробовой пещеры Четверодневного Лазаря, уже предавшегося тлению.
Народ привлекала сила, явленная Христом, – как сила человека, от которого можно получить что-то доброе и полезное. При входе Господа в Иерусалим все, кто знал о великом чуде, были привлечены этой силой, которая им казалась силой человеческой. Ведь что происходит с большинством людей, которые пытаются быть ближе к сильным мира сего – к высоким начальникам, к людям известным? Словно непреодолимая сила влечет их к тому, чтобы прямо или косвенно вступить в контакт, познакомиться, стать ближе к могущественному человеку. А если он заметит, то во все горло кричать «осанна», хлопать в ладоши и прославлять его.
Так и древние встречали Господа, идущего в Иерусалим, возгласом «осанна», желая, чтобы и на них каким-то образом отобразилась Его сила. Ведь если Он может воскрешать умерших, то, наверное, может совершить и многое другое: освободить народ от римской оккупации, сделать бедных богатыми, кого-то приблизить к Себе и сделать могущественным… Может быть, мало кто рационально формулировал эти помыслы, но на инстинктивном уровне иерусалимляне устремились к великому Победителю, как и сегодня многие устремляются к сильным мира сего.
А что же Господь? А Господь не принял этого прославления. Для вступления в Иерусалим Он не избрал белого коня, чтобы въехать под триумфальной аркой, как победивший в боях, а взошел в святой город как скромный паломник, сидя на осле и никак не отвечая на восторженные возгласы людей. Он не принимал инстинктивное прославление, укорененное в греховной природе человека. Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что подлинно чтит и прославляет Бога лишь тот, кто исполняет Его волю. Можно кричать «осанна» и хлопать в ладоши, можно иными внешними способами прославлять Бога, но если мы не живем по Его воле, если мы отрицаемся Его закона, если мы живем так, будто Бога нет, то зачем тогда внешние проявления почитания Господа?»
Что же дает человеку подлинное почитание Бога? Оно вводит человека в Божий мир. Если мы живем так, мы Бога принимаем в свое серд-це, и Он не остается в долгу. Он не отворачивается от нас так, как Он не принял в древности почитание паломников в Иерусалиме, которые только внешне прославляли Его. Он дает нам в ответ Свою силу, благодать и любовь. Исполняя Божественную волю, мы возрастаем, мы действительно приближаемся к Богу, и у этого возрастания, у этого приближения нет предела, потому что нет предела человеческому совершенству. Следуя Божиему закону, мы обретаем подлинную свободу над самими собой и над окружающим миром, потому что живем, стремясь уподобиться самому Богу.
А что же произошло с толпой, которая после воскрешения Лазаря так горячо приветствовала Иисуса? Через некоторое время, как мы знаем, эти же люди кричали «распни, распни Его!» Что же произошло? Так быстро улетучилась память о великом чуде? Да, меньше, чем за неделю. И это нужно всегда помнить, особенно тем, кто надеется на человеческую благодарность, на добрую память. Если о чуде воскрешения люди забыли за неполных пять дней, то что же говорить о благодарности в отношениях между людьми, о хранении доброй памяти? Это очень важный урок для всех нас из рассказа о происшедшем в те дни в Иерусалиме.
Но есть еще один важный урок. Что же произошло в Иерусалиме? Почему за четыре с небольшим дня так изменилось сознание людей? А потому что их заставили поверить в то, что Христос – никакой не Царь Израилев, не Божий Сын, не Сын Человеческий, а обманщик, узурпатор. И если бы в это поверили римляне, которые оберегали власть кесаря и могли увидеть во Христе опасность смуты – ввиду того, что появился еще какой-то Царь. Но тот же самый народ, который кричал «осанна»? Люди забыли всё за эти короткие дни, и от человеческой славы ничего не осталось. Вот почему Господь и не принял возгласов «осанна» и положенных на землю человеческих одежд, по которым Он вступал в священный град Иерусалим.
Если так произошло на фоне величайшего чуда в то время, когда не было средств массовой информации, когда люди были менее уязвимы, когда они были более укоренены в традициях, когда невозможно было переформатировать человеческое сознание так, как это делается сегодня, – то что же происходит с современным человеком, в чьей власти он находится? А мы еще удивляемся, почему люди вдруг меняют свои политические убеждения, отказываются от своих кумиров, начинают вместо «осанна» кричать «распни!» Все очень напоминает то время – с одной лишь разницей, что силы, направленные на формирование мысли современного человека, куда более мощные.
Что же делать? Как сохранить свободу человека? Как сохранить его способность отличать добро от зла, в том числе в мире политики, в общественной жизни, в мире искусства, в мире человеческого творчества? Как не заблудиться? Как за считанные дни не потерять своего первородства? Ответ только один – чтить Бога и прославлять Его, исполняя Его волю». Как бы вы их прокомментировали?
– Вернемся к Библии. Вспомним Апостола Петра, других верных учеников Христа… Вот цитата из Библии: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «Не я ли, Господи?» Он же сказал в ответ: «Опустивши со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». При сем и Иуда, предающий Его, сказал: «Не я ли, Равви?» Иисус говорит ему: «Ты сказал». И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте от нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».
И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Петр сказал Ему в ответ: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус сказал ему: «Истинно говорю Тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Говорит Ему Петр: «Хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Подобное говорили и все ученики». И что же? Все произошло по словам Христа. Вот библейский пример благодарности, пример дружбы. Сам Господь допустил это отречение, ибо знал, какой слабый человек. Но Петр находился возле Христа, а что же говорить о нас, простых смертных? Вот и допускают некоторые люди неблагодарность, малодушие. Самые сильные – это духовные люди. Упадок духа сродни смерти. Но мир – в суетах, человек в грехах… Побеждает только сильный духом. Как сказал Христос: «Кто из вас без греха, первым брось на нее камень…»
– Хотелось бы, Петр Семенович, знать ваше мнение о такой категории, к которой сегодня многие изо всех сил стремятся, как успех… Хорошая притча есть на этот счет.
Человек пришел к суфию и попросил:
– Научи меня добиваться успеха.
– Я научу тебя большему, – сказал суфий. – Я научу тебя быть великодушным к тем, кто не добился успеха. Это вымостит тебе дорогу к твоему собственному успеху – и еще гораздо дальше.
Кроме того, я научу тебя быть великодушным по отношению к добившимся успеха – в противном случае ты можешь ожесточиться и будешь неспособен заниматься тем, что ведет к подлинному успеху.
Что вы вкладываете в понятие «успешный человек»? Что это – власть, признание, деньги или просто работа в соответствии с твоим призванием, Божьим благословением, когда все качества, которыми одарил тебя Господь, совпадают с избранием дела в жизни человека? Так уж важно, на ваш взгляд, захватить майорат славы? Как сказал мудрец, не впасть в заблуждение – это уже успех…
– Успех – это умение осознать себя независимым человеком. От всяких пороков. Быть самим собой. Всегда. Во всех обстоятельствах. Можно раствориться во власти, фетишизировать имущество, богатство, деньги и говорить с гордостью: «Я – человек успешный!» Можно породниться с кем-то из могущественных особ, и затем этот фактор использовать для личных благ. В мире очень много есть соблазнов, за которые можно уцепиться и уйти в сторону. От истинных ценностей. И считать себя успешным. А на самом деле все абсолютно не так. А на самом деле ты можешь просто быть комком каких-то пороков. Некоторые так называемые современные звезды эстрады думают, что они успешные. А мне их жалко – до чего же сужена их территория запросов: хоромы, квартиры – на показ всему миру; дорогие подарки, полученные от фаворитов – на показ всему миру; даже личная жизнь – на показ всему миру. Вот и думаю: Господи, а что же дальше? Нет, не такой успех я признаю. Успех, на мой взгляд, это если ты умеешь заботиться о своих родных и близких, если ты сполна выполняешь свой долг перед родителями, своими детьми. Успех – это то, что у тебя есть хлеб насущный сегодня – и в меру! И то успех, что у тебя нет планов, как кому-то отомстить, где-то кого-то сместить с работы, занять его место, вырвать у кого-то кусок хлеба изо рта. Успех – это если ты не втянут в какую-то подковерную борьбу – это тоже немаловажно. Успех – это не поддаться соблазнам, малодушию. И в том успех, что ты не завидуешь людям, которые имеют больше, чем ты.
Как-то ехал с одним пожилым человеком. У него – дорогая машина. Все с завистью смотрят на нее. За окном машины – молодые люди бегают по полю, гоняют мяч… И он говорит: «Посмотрите, как красиво бегают, прыгают… А я так не могу. Но я же им не завидую! А почему они этой железяке завидуют?» И я подумал: есть в этих словах что-то рацио-нальное. Наверное, успех – это когда ты сохранил свое здоровье и сам себя можешь обслужить. Как сказал мудрец, не впасть в за-блуждение – это уже успех. Успех – это значит, везде успевать. А это, наверное, трудно, ибо важно и дел иметь в меру. А мы порой столько суетного на себя взваливаем, что все превращаем в суету сует. Думаю, что успех – это не иметь этой суеты, а иметь дело, которое тебе нравится, которое ты любишь, и, делая которое, приносишь пользу людям. Так я думаю.
– Наше большое раздумье о том, что помогает человеку на протяжении всей жизни пронести свое доброе имя, словно святой Грааль, словно ярко горящую лампадку, завершу еще одной поучительной историей.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал их в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
– Теперь, – обратился мудрец к ученикам, – я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь. Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, работа, дом или увлечения. Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета. Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное – лишь песок…
Как вам, Петр Семенович, удается всегда разделять зерна от плевел – имею основание именно так сформулировать свой вопрос, ибо знаю: где бы вы ни работали, всегда оставляете за собой добрый след, обращать внимание на важные вещи, не разменивать себя на жизненный песок, как сказано в приведенной выше мудрости. Что бы вы хотели в заключение пожелать нашим читателям?
– Вопрос очень сложный – как отличить зерна от плевел… Возможно, я не всегда и отличаю, заблуждаясь во многих вопросах. Наверное, больше надо полагаться на совесть – я так думаю, свою совесть – как ты к тому или иному факту относишься, как она на это реагирует, и следует еще смотреть, какая реакция от твоих деяний у окружающих. Если ты своими поступками причиняешь людям какое-то моральное страдание, то следует задуматься: что-то в моей жизни не так! Но бывают и обратные моменты: не всегда то, что приносит окружающим удовлетворение, полезно. В моей практике бывали моменты, когда приходилось принимать довольно жесткие решения, и они были обусловлены недопущением появления определенных больших проблем. Да, хотелось бы научиться всегда отделять большие камни от песка, зерна от плевел, как рассказывается в притче, но вынужден констатировать, что также, как все, переживаю мгновения, когда ошибаюсь в этом… Главное, уверен, не бояться просить прощения. За свои поступки, которые, с твоей точки зрения, были неправильные. Почему? Потому что после душевного откровения с человеком приходит облегчение. Не надо озлобляться, а прийти и открыто поговорить. И сказать: «Давай по-доброму выясним истину».
А мое пожелание читателям такое: чтобы каждый осознал, что все в этом мире взаимосвязано. Посылаем в небо зло – оно же нам и возвращается. Посылаем добро – добро и получаем. Не надо огорчаться, если что-то не сложилось. И не становитесь на путь вражды, не стремитесь что-то разрушить, а сохраняйте в себе спокойствие, чистоту души и не вините кого-то другого в своих неудачах. Сначала посмотрите на себя: а судьи кто? И вспомните пословицу: в чужом глазу соринку вижу, а в своем бревно не замечаю. Исправьте себя и задумайтесь.
Пожелание мое – чтобы люди построже к себе относились. Прежде, чем что-то менять вокруг, начните с себя. А это – самое сложное. Кто самый сильный? Тот, кто победил себя!

От автора: жизнь есть возможность, используй ее. Жизнь есть красота, восхищайся ею. Жизнь есть блаженство, сохрани его. Жизнь есть мечта, реализуй ее. Жизнь есть вызов, встреть его. Жизнь есть обязанность, выполняй ее. Жизнь есть игра, играй ею. Жизнь есть ценность, береги ее. Жизнь есть богатство, цени его. Жизнь есть любовь, наслаждайся ею. Жизнь есть таинство, открывай его. Жизнь есть обещание, исполняй его. Жизнь есть печаль, преодолей ее. Жизнь есть гимн, пой его. Жизнь есть борьба, принимай ее. Жизнь есть приключение, рискуй. Жизнь есть счастье, заслужи его. Жизнь есть жизнь, защити ее. Если ваше сердце чувствует любовь – это Рождество. Если вы смогли простить виновного – это Рождество. Если вы действительно ищете Бога – это Рождество. Если вы за справедливость между людьми – это Рождество. Если вы подали руку упавшему человеку – это Рождество. Рождество – это когда мы милосердны, когда высушиваем слезы других, дарим улыбку, излечиваем боль… Рождеством является Любовь, всегда Любовь!

Лариса ЛАРИНА.
Фото Александра СОЛОДКОВА.

ПРИ МЫСЛИ ВЕЛИКОЙ, ЧТО Я ЧЕЛОВЕК, ВСЕГДА ВОЗВЫШАЮСЬ ДУШОЮ…: 1 комментарий

  • 26.08.2016 в 08:26
    Permalink

    В память об умершем друге и своем командире подполковнике Эдуарде Викторовиче:
    Ты помнишь о своих друзьях,
    Но к ним приходишь лишь во снах.
    Они тебя не позабудут
    Тебя ведь позабыть нельзя
    И в памяти навеки будет
    Улыбка добрая твоя.
    В такие моменты понимаешь, что не зря прожиты годы в этом грешном мире. Уже можно считать цыплят. На выпускном вечере наш любимый учитель математики так напутствовал нас с другом:
    «Ребята, из всего выпуска вы двое способны на поступки и для вас обоих любые жизненные преграды будут стимулом к действию, остальные свою жизнь разменяют на повседневную суету и рано уйдут из жизни». Он был прав. Слова моего учителя всю жизнь для меня были путеводной звездой и мои поступки к моим детям, к моим друзьям и моим ученикам базировались на его словах — о способности их совершать поступки. О моем друге и моем командире мой любимый учитель также бы сказал. Кстати, мой друг одноклассник несколько лет воевал в Афганистане, был политработником всей армейской разведки, совершил тысячу прыжков с парашюта, контужен. Годы, проведенные в Афганистане, считает самыми лучшими годами. Женат, на моей сестре, которая не выдержала судьбы фронтового офицера и умерла.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Обсуждение закрыто.