Решения собрания — в жизнь!

Николай Гайдуков«Государство для народа, справедливость, защита простого человека — это то, на чем стояла и будет стоять белорусская государственность»

Отмечу сразу: для выработки анализа сложившейся ситуации нельзя говорить только о последней пятилетке и V Всебелорусском народном собрании. В этом году исполняется 25 лет нашего суверенитета. Нет необходимости идти в архивы — все происходило на наших глазах.

Крушение СССР было крупнейшей геополитической ката-строфой ХХ века. Для белорусского народа это было настоящей драмой. Обесценились денежные накопления простых людей, рушились идеалы и вера в справедливость. Бедность, преступность, паника стали восприниматься как норма жизни.

Учитывая, что БССР была сборочным цехом всего Союза, то в условиях, когда начали рваться все связи, руководители предприятий уже стали забывать, что такое экономика. В тот сложный период важно было не запаниковать, не растеряться. Мы подошли к тонкому льду, когда двигаться можно было только без права на ошибку.

Тогда было сложно поверить, что Беларусь может стать независимым государством, способным все эти годы отстаивать свой суверенитет. Страна теряла управляемость, КПБ, к сожалению, быстро растеряла свои позиции, сдав страну на откуп БНФ и другим партиям. Верховный Совет погряз в междоусобицах по дележу власти. Правительство Кебича еще пыталось что-то делать, оглядываясь на Россию, но у россиян хватало собственных проблем. Можно по-разному относиться к первому президенту России Б.Н.Ельцину, но, на мой взгляд, нам, белорусам, надо отдать ему должное, даже несмотря на то, что в развале СССР он сыграл немаловажную роль.

Давайте объективно оценим 1994 год, когда первым Президентом был избран А.Г.Лукашенко. В то время БНФ в лице его лидера Зенона Позняка набирал влияние на умы белорусов. Если бы не откровенное отрицание советского периода, переходившего в антироссийскую истерию, неизвестно, как повернулась бы история развития современного белорусского государства. Наш народ проявил мудрость, почувствовав всю опасность раздора между славянскими народами Беларуси и России, и поверил А.Г.Лукашенко, цель которого была политика тесного сотрудничества с Российской Федерацией. И Б.Н.Ельцин в то самое драматичное время протянул руку помощи малоизвестному молодому Президенту.

Конечно, не все шло гладко в отношениях с восточным соседом, но мы это прошли, выстояли, преодолели. Отдельная тема: что сама Беларусь пережила на пути к обретению своей независимости, чему мы сами были свидетелями.

В кулуарах идет много споров: нужны ли эти всеобщие собрания? Думаю, большинство белорусов ответит утвердительно. Не поддержи тогда на I и II собрании курс Президента на эволюционное развитие вместо навязываемой шоковой терапии и без-удержной приватизации, удалось бы нам выбраться из той смуты — вопрос риторический. Кроме этого, мы остались один на один с последствиями чернобыльской катастрофы, один из результатов которой — потеря 235 млрд. долларов, а это 32 бюджета БССР 1985 года. Не менее сильно влияло на экономическое и политическое развитие страны давление Запада, требовавшего от нас сменить приоритеты в своей политике.

Не спорю, было немало ошибок, особенно в кадровой политике, но в том и ценность этих пяти собраний, что можно было посоветоваться с народом о правильности избранного курса. Нас постоянно упрекают в ориентации на Россию, но Беларуси удалось доказать, что наша внешняя политика носит многовекторный характер, и это сотрудничество со всеми странами мира уже приносит свои плоды.

Теперь уже политики мира не ищут на карте «эту Беларусь», потому что она стала авторитетным независимым государством, что подтвердило избрание Минска переговорной площадкой по урегулированию ситуации в Украине.

Несколько слов о моем понимании Программы развития на 2016-2020 годы и результатов V Всебелорусского народного собрания. Какие проблемные вопросы обсуждались, что мешает движению вперед?

1. Невысокая производительность труда (примерно 20 тыс. долларов на одного работающего) не меняется уже три года.

2. Низкая инновационная активность. Почти трехкратное отставание от высокоразвитых стран по доле высоких технологий в промышленности.

3. Недостаточно эффективная стратегия предприятий и целых отраслей.

Вопрос менеджмента на многих предприятиях сильно отстает: сначала выпускается продукция, и только потом ищется потребитель. Правильно говорилось: нужно дать больше самостоятельности в управлении предприятиями и АПК.

Мозырский район вновь занесен на Республиканскую доску почета, что говорит о том, что у нас много грамотных руководителей. Тот же агрокомплекс района — это не только общепризнанный совхоз-комбинат «Заря» с его директором О.М. Слинько, но и такие специалисты-руководители, как В.В.Жилин, Ю.Н.Боженков, да и другие стараются достойно держать марку.

В докладе, выступлениях участников говорилось о модернизации госуправления, государственного аппарата. В настоящее время под оперативным управлением министерств, концернов и департаментов (их у нас на 9,5 млн. белорусов аж 29) находится 1005 организаций, почти половина активов экономики. Результаты показывают: вклад в общую выручку составляет примерно 25%. Это говорит о низком качестве управления и большой численности управленческого аппарата. В докладе подчеркивалось, что работа госаппарата недостаточно эффективна, нужны новые профессиональные управленцы, которые не будут бояться брать на себя риски за конечную работу предприятий.  С.Б.Шапиро дано поручение в течение 1-2 лет оптимизировать численность и эффективность работы Минского обл-исполкома. Посмотрим, что из этого получится.

К сожалению, у выступающих не нашлось времени и желания обсудить «Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Почему меня он волнует? В своей депутатской деятельности, в должности председателя КТОС микрорайона Молодежный я вижу большую роль местного самоуправления. Благодаря деятельности председателя райсовета С.А.Гвоздя и при поддержке райисполкома нам удалось повысить роль КТОСов в деле жизнеобеспечения и привлечения жителей, молодежи к самоуправлению. Во всех микрорайонах работают общественные приемные, поэтому жителям не обязательно идти в райисполком со своими проблемами и пожеланиями, и согласно закону они получат ответ на месте. В таком диалоге, на мой взгляд, и должна идти работа вертикали власти, идеологического актива и общественных формирований с населением.

Но в последнее время пошла тенденция сосредоточения власти в столице и областных центрах. Например, все банки права юридического лица за-брали в Минск. Да и бюджетные организации: налоговая, ФСЗН, статистика, экология, охрана окружающей среды и ряд других — функции в Гомеле. Спрашивается, почему? Ответ: оптимизация управляемости. С оптимизацией согласиться можно, но управлять из Гомеля в Мозыре — в голове как-то не укладывается. Да и годовой бюджет должен формироваться: район — область — Минск. У нас наоборот. Район может распоряжаться только налогом на домашних животных.

Наверно, именно такая схема управления, как подчеркнул Президент на собрании, действует неэффективно. По его словам, мы иногда работаем по-советски не в лучшем значении этого понятия. Из любого министерства едем в областное управление, потом в городское, затем в районное… Ведь если мы посмотрим, для примера, реформу армии в разных странах, то один из принципов — сокращение лишних звеньев для повышения управляемости, когда распоряжение проходит как можно меньшее количество инстанций. Также важно разумно и умело пользоваться такой информационной технологией, как видеоконференция, позволяющая существенно сократить командировочные и транспортные расходы.

А еще было бы полезно перенять такой россий-ский опыт, когда Президент отвечает на вопросы граждан. Тем более, что наша страна компактная, лежит в одном часовом поясе и меньше по населению. Заодно нерадивые чиновники будут держать в уме, что об их управленческих грехах могут рассказать в прямом эфире. Но это уже пожелание к VI Всебелорусскому народному собранию.

Николай ГАЙДУКОВ,

 депутат районного Совета депутатов.