Бойтесь равнодушных!

Ширин15 июня 2014 года на Ачинском НПЗ (Россия) при проведении пусковых работ произошел взрыв углеводородного газа. Пострадали 37 человек, 8 из них погибли. По результатам расследования среди множества причин, повлекших трагедию, назван человеческий фактор.

У многих при словосочетании «человеческий фактор» возникает образ ошибающегося человека. С этим трудно не согласиться, ведь вполне логично предположить, что именно ошибка, допущенная в ответственный момент, является причиной аварии. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь ошибка – это последнее звено в цепи причинно-следственных связей, итог которой – сбой процесса устойчивого управления. Или катастрофа.

Возможность для совершения ошибки открывает множество факторов. Одним из них является равнодушие. Это слово имеет не одно значение. Рассмотрим наиболее распространенное, равнодушие – безразличное, безучастное отношение к чему-либо, кому-либо. То есть человек занимает нейтральную позицию, ему все равно: пользу, а может быть, вред принесет его участие или неучастие в тех либо иных событиях.

На мой взгляд, красноречивее других о равнодушии высказался Бруно Ясенский: «Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершается все зло в мире». …Люди издревле понимали, что безразличное, бездумное, безвольное отношение к протекающим вокруг событиям приводят к бедам. Понимали они и то, как важно различать в непрерывном потоке происшествий те, которые действительно важны для безопасного существования не только отдельного индивида, но и общества в целом. Согласитесь, отдельный человек не может быть счастлив, если вокруг него творится беспорядок, и все остальные несчастливы. Простой пример: можно содержать свою квартиру в безупречной чистоте, но если в подъезде грязь, то прийти с улицы, не испачкавшись, невозможно, как и жить, не выходя из дому. Поэтому не трудно сделать вывод, что заботиться нужно не только о себе, но и о своей семье, соседях, своем коллективе, городе, стране и человечестве в целом.

Еще пример. В США для просмотра привезли фильмы сталинской эпохи. Просмотрев их, американцы в один голос высказали свое мнение: «Это какая-то другая цивилизация». И, действительно, это была другая цивилизация. Я помню, какими идеями руководствовались люди того времени: «Прежде думай о Родине, а потом о себе!», «Сам погибай, а товарища выручай!», «Заўсёды наперад, ніколі назад!». Я понимаю, что имел в виду Ю.А.Гагарин, когда говорил: «Человек может быть счастлив только вместе со своей Родиной».

Сейчас многое не так. С экранов телевизоров, мониторов, страниц газет, по радио звучат другие слова. Слова, формирующие потребителя. У нас в стране это выражено не столь ярко (и это замечательно), а вот в России один из прежних министров образования так и заявил на весь мир: «Наша цель – воспитать потребителя». Помолчал и добавил: «Квалифицированного».

Для современности очень характерны два рекламных слогана: «В жизни все надо попробовать» и «Бери от жизни все». И если такую информацию принимать безвольно, равнодушно, то она неизбежно формирует происходящие в жизни каждого события. А можно и даже нужно задуматься. Действительно ли надо пробовать ВСЕ? Может быть, опыт предков подсказывает, что некоторые вещи не стоит не только пробовать, а противодействовать даже самой попытке этой пробы? Давайте хотя бы представим, как отреагирует биосфера планеты на миллиарды «квалифицированных потребителей», заявляющих: «После меня – хоть потоп!» С помощью такой подмены понятий формируется Я-центричное мировоззрение. Это когда индивид считает себя главным персонажем своей личной Вселенной, признавая за другими живыми и неживыми объектами лишь право служить себе.

А ведь надо всего лишь остановить суету повседневных хлопот и трезвым взглядом посмотреть вокруг. Задуматься над тем, как протекает твоя жизнь. Почему она идет так, а не иначе? Все ли хорошо? Что можно сделать, чтобы ее улучшить? Причем не только свою, но и жизнь окружающих. Надо перестать быть равнодушным.

Особенностью мышления большинства современных людей является принятие ими в расчет событий, произошедших две недели назад, и возможного прогноза на две недели вперед. Таким образом создается подобие калейдоскопической картинки, никак не складывающейся в мозаику. Хотя еще Козьма Прутков говорил: «Почаще оглядывайся на зады, чтобы в будущем избежать знатных ошибок!»

…Возвращаясь к случившемуся на Ачинском НПЗ: не составляет никакого труда найти видеозаписи этой аварии. Просмотреть, проанализировать, обменяться информацией с коллегами, синтезировать новые для себя знания также не требует ни больших затрат времени, ни запредельных затрат умственной энергии. Польза от такой работы очевидна. Часто можно услышать возражения типа: «Это не мое дело! Есть специально обученные люди, пусть разбираются! Я человек маленький». На мой взгляд, такая позиция – проявление одного из видов социального идиотизма – нигилизма.

К счастью, в нашем обществе очень много людей, кому небезразлична не только его собственная жизнь. Очень хочется, чтобы количество их возрастало и возрастало. Ведь если каждый перестанет быть равнодушным в настоящем да еще проявит разумную инициативу, то многие проблемы исчезнут из нашего будущего. Исчезнут потому, что не появятся даже предпосылки для их возникновения.

Андрей ШИРИН,

оператор ОАО «Мозырский НПЗ».

 

Бойтесь равнодушных!: 3 комментария

  • 12.09.2016 в 11:06
    Permalink

    А мне понятно, о чем пишет автор. Все правильно: ничего хуже равнодушия нет.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09.09.2016 в 17:43
    Permalink

    Пример тут к тому, что на примере легче понять общий принцип. Большинство аварий во всех сферах человеческой деятельности происходят отчасти из-за равнодушия. Не дай Бог попасть к равнодушному врачу.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09.09.2016 в 13:47
    Permalink

    Так и не въехал, к чему здесь пример с Ачинским НПЗ.
    Авария произошла из-за чьего-то равнодушия? Но автор об этом умалчивает.
    Народ не хочет смотреть видео этой аварии? Так об этом надо писать в «Мозырском нефтепереработчике» — для специалистов. Врачу или оплетчику кабелей эти кадры ничего не скажут.
    Это ничего, что переговоры пилотов разбившихся самолётов обыватель тоже не слушает?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *