Дожинки: от ритуала к современному празднику

Обряды и традиции, которые сохранились на белорусской земле, живо, ярко характеризуют наш народ.

Белорусская культура занимает свое особое место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки – в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований, которые очень органично вплелись в христианскую веру, в результате чего получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

– Культура белорусов тесно связана с землей, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут свое начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарем. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников. Этот древний обряд известен практически всем народам, которые занимаются земледелием. С давних времен Дожинки означали конец жатвы, горячей уборочной поры и тяжелой работы, поэтому и праздновали его всегда с размахом. В по-следний день жатвы на поле собиралась толока – добровольные помощники, среди которых были родственники, друзья, соседи. Самая старшая и уважаемая женщина показывала, где кому жать и первой начинала жатву. Каждый взмах серпом сопровождался специальными обрядовыми песнями, – рассказывает Ольга Николаевна  Ляскевич, директор Мелешковичского  СДК. – Когда дело близилось к завершению, проводился обряд «завивания бороды». Этот древний обычай связан с поклонением духу поля, который скрывается в последнем несжатом снопе. На Полесье, например, этот обряд проходил так: внутри несжатого куска поля оставляли хлеб и соль, над которыми связывали колосья – «завивали бороду». Потом эту «бороду» срезали серпом и добавляли в последний сноп, а на голову старшей жнеи надевался венок из колосьев этого снопа.

Подарок труженикам КСУП "Мозырская овощная фабрика" от творческих коллективов Мелешковичского и Каменского СДК (2015 г.).

Подарок труженикам КСУП «Мозырская овощная фабрика» от творческих коллективов Мелешковичского и Каменского СДК (2015 г.).

После завивания «бороды» жнеи начинали кататься по земле, по полю. При этом они просили сжатую ниву вернуть их силу. После этого последний сноп красиво наряжали и несли в дом хозяина поля. Среди всех жней выбиралась самая красивая девушка, которая возглавляла шествие с дожиночным снопом. Хозяева встречали жней хлебом-солью, а дожиночный сноп занимал свое почетное место под образами. В некоторых регионах во дворе или на поле купали хозяина – проводили обряд очищения водой.

Дожинки представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Этот обряд пережил христианизацию и советскую секуляризацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня.  Эта традиция – проводить Дожинки – оказалась такой сильной, что ни годы, ни войны, не смогли ее уничтожить. В 1996 году в Беларуси появился новый праздник – Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни. Или республиканские Дожинки. Проводятся они в самых разных уголках страны. Вспомним: самые первые Дожинки были организованы в Мостах Гродненской области. Торжественно, красиво праздновал их и Мозырь. Этот праздник начинался с шествия участников по центральной улице города-хозяина. Песни, танцы, национальная кухня, современная и народная культура – празд-ник получается масштабным и красочным. Проходит он обычно в несколько дней. Вначале всегда награждают лучших хлеборобов страны – комбайнеров, водителей и т.д. Проходят концерты и выставки народного творчества, демонстрируется сельскохозяйственная техника и продукция… Столь масштабное празднование Дожинок характерно лишь для Беларуси. Больше ни одна страна на постсоветском пространстве не празднует окончание жнива с таким размахом.

Использованы материалы интернет-ресурса (probelarus.by).

Ольга АРДАШЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *