Обращения граждан: услышать друг друга

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда для  решения проблемных вопросов необходимо было обратиться как в различные организации, так и в органы власти.

Впечатления от таких обращений у всех тоже разные: одного чиновника характеризуем как душевного и отзывчивого, другой – черствый и бездушный.

Мария ТрухановичЧто нужно делать, чтобы диалог с властью носил честный и открытый характер, рассказывает начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Мозырского райисполкома Мария Викторовна ТРУХАНОВИЧ:

– Главное требование в работе нашего отдела и других служб исполкома – быть ближе к людям, знать их проблемы, принимать все возможные меры по своевременному решению вопросов жизнеобеспечения населения, поднимаемых в обращениях жителями города и района. Председатель Мозырского райисполкома Евгений Буниславович Адаменко постоянно подчеркивает: «Если человек пришел ко мне на прием, обратился к другим специалистам исполкома за помощью – значит он доверяет местной власти». Поэтому задача нашего отдела – дать разъяснения на те вопросы, которые ставит гражданин. Если нет возможности дать положительный ответ, если проблему нельзя решить в ближайший период, нужно обязательно рассказать, в чем состоит проблема, какие меры принимаются и что уже сделано, поставить обращение на контроль. Среди тех обращений, которые стоят на контроле, лидируют относящиеся к проблемам благоустройства, наиболее рельефные примеры – улицы Мартиновича и Трудовая. Поэтому райжилкомхозу и другим организациям, упомянутым в обращениях граждан, предлагается обратить внимание на планирование своей деятельности – в первую очередь необходимо максимально учитывать те вопросы, которые стоят на контроле, как правило, это ремонты улиц и капитальные ремонты домов. Словом, действовать в соответствии с ленинским принципом: «Лучше меньше, да лучше».

Наша задача – не обмануть человека, каждый отдел и организация должны работать на то, чтобы дать разъяснения и чем-то помочь. Односложных категоричных ответов «нет… не знаем… ничего сказать не можем…» не должно быть в принципе.

Справочно: в І полугодии 2016 года в Мозырский райисполком поступило 348 обращений граждан и юридических лиц, что на 48 обращений меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Однако за 6 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечен рост количества поступивших коллективных обращений с 46 до 54.

Не секрет, что обращения бывают разные. Но необходимо добросовестно выполнять свои обязанности, быть честными с людьми, не давая невыполнимых обещаний и не скрывая проблем. Хочется пожелать своим коллегам из различных госучреждений не стараться побыстрее избавиться от посетителя, а постараться предоставить ему всю необходимую информацию. Чтобы согласно закону был дан емкий и обоснованный ответ, а не то, что в народе называется отписка, словом, исключить формальный подход при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, строго руководствоваться действующим законодательством, регламентирующим работу с обращениями граждан и юридических лиц. Потому что, когда этого нет, человек идет в другую инстанцию, и настроение его при этом будет уже испорчено.

Справочно: за январь-июнь 2016 года в Администрацию Президента Республики Беларусь с территории Мозырского района поступило 163 обращения. Анализируя тематику обращений граждан, поступивших в Администрацию Президента Республики Беларусь с территории Мозырского района за январь-июнь 2016 года, следует отметить, что наибольший удельный вес продолжают составлять обращения по вопросам деятельности судов, правоохранительных органов, прокуратуры и следствия. На втором месте находятся вопросы труда и заработной платы; на третьей позиции оказались вопросы ЖКХ и благоустройства; на четвертой позиции – вопросы жилья; на пятом месте находятся вопросы льгот и выплат; шестое место разделили вопросы здравоохранения и приватизации, пенсионные вопросы. Имеют место вопросы землеустройства, образования, услуг связи.

– Насколько глобальны вопросы, с которыми к вам обращаются? Например, в газету «Жыццё Палесся» звонили на прямую линию с предложением о переименовании улиц…

– Заниматься приходится многими вещами: канализация, кровля, ремонты и проч., хотя по законодательству мы должны только дать консультацию человеку и определить адрес для решения проблемы.

Реплика в сторону. Вспомнился звонок в редакцию: «Помогите, в доме нет воды!» На наш резонный ответ, что мы как бы не водопроводчики, и есть соответствующие службы, последовал вздох, что туда обращаться бесполезно.

Мы позвонили по нужным телефонам, нас заверили, что работы идут уже несколько часов, надо потерпеть. Не сомневаемся, что предпринимались все необходимые меры, но хотелось бы попросить на будущее информировать жильцов о возможных перебоях, что делается не всегда.

Сложны для разрешения вопросы межличностных взаимоотношений, что особенно характерно для сельской местности. Здесь позиция исполнительной власти района простая и открытая: местные руководители должны демонстрировать, что они представляют власть, самостоятельно на своей земле решая проблемы, потому что они ближе всего находятся к населению. Председателям сельисполкомов необходимо поддерживать постоянную связь с населением и с уполномоченными представителями сельских населенных пунктов с целью изучения проблемных вопросов на местах и оперативного их разрешения. Главное требование в этой работе – быть ближе к людям, знать их проблемы, принимать все возможные меры по своевременному решению вопросов жизнеобеспечения населения, поднимаемых в обращениях.

Конечно, и мы не отказываемся помочь, если ситуация заходит в тупик. Наша задача – оперативно отреагировать и взять на контроль, чтобы рассматривать обращения совместно с заинтересованными службами с привлечением депутатов всех уровней, общественности, находя подход к каждому заявителю, вникая в суть проблемы, с которой обратился человек, максимально учитывая законные интересы граждан, как того требует действующее законодательство.

Остры проблемы инфраструктуры новых микрорайонов индивидуальной жилой застройки, особенно это касается дорог. Можем сказать, что сегодня нет финансирования не только в районе, но и в области, но вопрос мы с контроля также не снимаем. Упор делается на то, чтобы при дальнейшем планировании выделенные средства шли на эти объекты.

Справочно: наибольшее количество коллективных обращений, поступивших в Мозырский райисполком, направлено на рассмотрение в КЖУП «Мозырский райжилкомхоз» – 18 обращений (І полугодие 2015 года – 28 обращений). Данные обращения относятся к вопросам сферы благоустройства, приватизации, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе разъяснений изменений в законодательстве по вопросам оплаты за услуги ЖКХ, вопросов текущего и капитального ремонта зданий.

В тематике обращений граждан, поступивших в райисполком в І полугодии 2016 года, продолжают преобладать вопросы жилищно-коммунального хозяйства, жилья, в т. ч. приватизации, архитектуры и строительства, в т.ч. качества строительства жилья, землеустройства, социальные вопросы и труда.

Есть рекомендация всем службам, участвующим в благоустройстве городских территорий, работать с населением через средства массовой информации, чтобы уменьшить количество обращений, которые поступают к нам.

Можно не сомневаться, что все организации хотят помочь в решении сложных вопросов, но не всё в наших силах и возможностях, зная ситуацию в экономике. Наша задача – объяснить это человеку.

В последнее время также возросло количество обращений по вопросам труда и трудоустройств.

Реплика в сторону. Гости Мозырщины из Украины восхищаются градостроительной политикой в Беларуси: «У нас просто получаешь участок, строишь дом, а все прочие коммуникации – это уже твоя забота. А у вас власти помогают с водой, электричеством, делают дороги в гравийном исполнении…»

– Увеличение обращений – это всегда плохо?

– Плохо с той точки зрения, что где-то недорабатываем. Если человек жалуется выше, значит нет доверия местным органам, где-то не так с ним поговорили. Но то, что люди обращаются к нам, хорошо. Бывает, что если служба находится рядом, в буквальном смысле отводим посетителя за руку, чтобы специалисты дали консультацию. Ибо неведение – одна из причин обращений.

Ряд дополнительных мер и организационно-практических мероприятий, принятых руководством Мозырского райисполкома, позволил пересмотреть систему работы с обращениями граждан в структурных подразделениях райисполкома и организациях района, активизировать информационно-пропагандистскую работу с населением по месту жительства и в трудовых коллективах, в средствах массовой информации (по разъяснению применения норм законодательства по наиболее актуальным и злободневным вопросам).

Наша задача не в том, чтобы люди к нам не шли, но, придя, получили исчерпывающую информацию. Работа с людьми – это не только наше дело, но и всех служб района. И, когда от нас посетитель уходит с улыбкой и улучшенным настроением, пусть он даже и оставил обращение, для нас это лучшее признание важности нашей работы.

…В ходе нашей беседы раздался звонок. Женщина жаловалась, что посадила во дворе три куста роз, которые ночью исчезли, а управдом не проявил интереса к ее жалобе. «Что ж, – резюмирует Мария Викторовна, – будем разговаривать с председателем дома, учить правильно общаться с людьми…»

Дмитрий КУЛИК

Фото Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *