Под властью рекламы

Юлия ПрашковичРеклама в последнее время работает и развивается с неимоверной скоростью, радуя постоянно новыми проектами.  Но как же легко попасть в зависимость от этого мощного инструмента маркетинга.

Пятилетняя дочь моей приятельницы, София, в магазине требует сок исключительно под брендом «Фрутоняня». Когда видит на прилавке знакомую упаковку, тут же пытается воспроизвести песню из популярного рекламного ролика. Да и мама убеждена, что детское питание этой фирмы — самое полезное и подходящее для ее дочки. Состав, указанный на упаковках детских продуктов не изучала, аргументом полезности для мамочки является рекламный слоган «Вкусно и полезно». Вполне возможно, что вкусно и полезно. Речь не о том.

Мама Софии просьбу ребенка о приобретении голубенькой коробочки выполняет сразу же. Смущенно признается: «Я сама такая же. Мне важно, чтобы одежда, обувь, мебель в квартире были известных брендов. Одно дело купить диван, сделанный на никому не известной мебельной фабрике, и совсем другое дело приобрести мебель у производителя, имя которого у всех на слуху. Это статусно, это престижно».  Интересуюсь у молодой женщины, важна ли ей качественная составляющая приобретаемого изделия. Ну, скажем, купите вы отличный диван из натуральных материалов, произведенный на мебельном производстве, работающем в глухой провинции, о котором вы и не слышали. «Нет, такой я не куплю. Кто-нибудь еще спросит, где покупали. А что ответить-то?» – честно призналась моя собеседница.

Действительно, в нашей ментальности реклама создает потребности, которые могут даже стать мечтами, навязчивой идеей, составляющей счастливого будущего. На то, чтобы заполучить ту или иную разрекламированную вещь, мы порой готовы потратить целую жизнь. Или не готовы, но все равно тратим…

Новый разрекламированный айфон на целых 5 г легче старого гаджета. Об этом Сергей узнал совершенно случайно: в столичном метро по телевизору увидел соответствующий рекламный ролик. Вернулся домой, нашел вторую подработку, купил новый телефон. И как-то случайно, прямо на моих глазах, уронил его. Треснул экран, дала трещину жизнь… Еще бы! Несколько месяцев трудился до позднего вечера, без выходных для того, чтобы купить очередное чудо техники, и вдруг такое ЧП. Это не просто обидно – это настоящая трагедия. Всего лишь телефон – жменя дорогого пластика, металла, микросхем – в каком-то смысле руководили жизнью молодого человека. Когда шок от пережитого прошел, знаете, какое обещание дал себе Сережа? Не смотреть по сторонам в столичной подземке?  А может быть, не судить о человеке, определяя модель его телефона? Отнюдь. Парень пообещал в течение полугода купить себе новую модель. Ту, с которой «уже давно все ходят». Кстати, об этом ему сообщил продавец-консультант одного популярного магазина.

Действительно, мы каждый день видим огромное количество рекламы: телевизор, радио, газеты и журналы, интернет, в конце концов билборды на улице и многочисленные рекламные листовки в наших почтовых ящиках: как минимум, около 50 рекламных объявлений за день – восприятие рекламы стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Наверное, это нормально, так как именно реклама является двигателем прогресса: без достойного и регулярного маркетинга бизнес не сделаешь. Но выбор всегда остается за нами, покупателями. И ценность какого-то предмета, явления, отношений  человек должен определять для себя сам, а уж никак не идти на поводу у ушлых маркетологов. «Ценности», которые они нам представляют, вряд ли можно вообще назвать ценностями: постоянные образы довольных, улыбающихся (к слову, обязательно молодых) людей с рекламируемыми продуктами в руках провоцируют материалистический взгляд на вещи и продвигает простую идею: чтобы стать по-настоящему счастливым, тебе нужно покупать. Реклама пропагандирует идею удовлетворения, говорит нам концентрироваться на своих сиюминутных желаниях вместо главного: построения наших отношений с окружающими, духовного развития, полезных дел.  Теперь проявление любви и дружбы реклама нам показывает, как преподнесение дорогих подарков. Еще свеж в памяти один неприятный эпизод. В жизни молодой семьи – знаменательное событие. Не будем вдаваться в подробности, но решила молодая пара отметить его с размахом. Размах – это невероятное количество приглашенных, которые по задумке счастливой парочки должны были одарить семью «несметными сокровищами». Неважно кто и что подарил. Настроение испортили «смотрины» подарков, свидетелем которых я стала. Все те вещи, которые были известны нам по рекламным роликам, оценили по высшему разряду. А вот отечественный «ширпо-треб» по вкусу парочке не пришелся. И уж точно на повышение «оценки» не влияло  ни хорошее настроение друзей, ни сам факт их присутствия, ни внимание к своему дому.

Психологи сходятся во мнении: удержаться от ненужной покупки после просмотра навязчивой рекламы человеку поможет… собственный интеллект. Чем он выше, тем меньше на человека влияет общественное мнение. И скрытый «приказ», формирующий наше подсознание с помощью ярких картинок рекламных роликов в том числе. Человек, занимающийся своим духовным развитием, уделяющий время чтению, постоянно идущий вперед не в плане покупки очередного ноу-хау, а в отношении собственных увлечений вряд ли пойдет на поводу у рекламы. Разве что если она будет исходить от близких людей, которые на собственном опыте убедились в привилегированности определенного предмета.

И напоследок. Как вам такой факт: просмотр рекламных роликов мешает развитию интеллектуальных способностей у детей. Детское сознание постепенно превращается в хранилище штампов и стереотипов, которые позже воспроизводятся в неизменном виде. Иными словами, неограниченный просмотр роликов в буквальном смысле отупляет детей: три часа, проведенные перед экраном телевизора, перенасыщенного рекламными роликами, снижают не только объем «оперативной памяти», но и скорость мышления у человека. Наверное, стоит об этом подумать, прежде чем развлекать ребенка подобным рекламным чудом.

Юлия ПРАШКОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *