Компьютерные игры: вред или польза?

Эх, жизнь моя, «стрелялка»
Да ну ее в «бродилку»!

Развитие искусственного интеллекта, в частности, игровой индустрии не дает покоя нашим спорщикам: что несет компьютерная игра,  чего от нее больше — пользы или вреда?

Юлия ПрашковичЮлия ПРАШКОВИЧ

Информация для размышления: «Игра престолов» — самый популярный телесериал в мире, который получил десятки престижных премий и наград. В каждом сезоне «Игры престолов» убивают от 59 до 246 человек, среди которых несколько женщин и детей. Есть статистика самых результативных убийц сериала. В каждом сезоне показывают от 7 до 12 сексуальных сцен, причем число их участников вовсе не находится в отношении 1:1. По этому сериалу была создана также пользующаяся большой популярностью компьютерная игра. Видимо, для нашего развития…

Глупо прятать голову в песок, отгораживаясь от окружающего мира: нужно учиться жить в условиях сегодняшних реалий. А они таковы: дети даже на улице, в лагерях, у бабушки в деревне — везде играют в компьютерные игры. И с этим нужно как-то жить: к сожалению, изменить окружающий мир по мановению волшебной палочки не получится.

А как бы хотелось! Чтобы вместо унылых, порой пугающих пейзажей «Сайленд хил» дети наслаждались чистым лесным воздухом. Вместо навязчивых дум о том, как бы скорее лишить компьютерной жизни вооруженных врагов, — командная подвижная игра. Слово «игра» пахнет детством, радостным волнением: песочница, качели, залитый солнцем двор, скакалка, мячик, стол с яркими картонками и кубиком, школьная сцена… Бесспорно, во всех электронных играх также есть азарт, напряженность чувств. Но где спряталась радость живого общения? Ведь именно в дворовой игре забывались обиды, находились настоящие друзья, получались интересные разговоры. В то время, пока мы сидим за монитором, очень быстро проходит реальная жизнь, которая гораздо богаче и интересней…

Полезность компьютерных игровых боевиков отметаю напрочь. Даже если меня в нужности подобного рода развлечений будет убеждать десяток дипломированных специалистов медицины, педагогики, психологии — НЕ ВЕРЮ! Потому как стрелять в компьютерного человека — это убийство «понарошку», которое при определенных обстоятельствах может стать «всамделишным». Десятки примеров — тому подтверждение: прогуглите данную тему.

Мы в детстве нянчили кукол для того, чтобы в будущем стать хорошими родителями. Играли в учителя, чтобы потом сделать свой профессиональный выбор. Тренировали свое тело в спортивных играх на свежем воздухе, чтобы быть здоровыми и выносливыми. Убиваем компьютерных монстров, чтобы спасти планету Земля от нашествия инопланетян? Калечим созданного компьютерной графикой человека, чтобы отрепетировать свой фирменный удар, который, возможно, пригодится и в реальной жизни? Лихачим на ярко-красном «Феррари» по горным дорогам Испании для того, чтобы и в реале ставить на место обнаглевших водителей? Чему нас учат компьютерные игры?! О каком таком развитии идет речь?! Не с деградацией ли мы путаем подобное «движение вперед»?!

Бесспорно, виртуальные миры открывают нам огромные возможности: мы можем побывать в роли супергероев, автогонщиков, полководцев… Но не опасно ли подобное перевоплощение, если в реальной жизни мы далеки от компьютерных идеалов? Не лучше ли тратить свои силы и время на развитие себя настоящего?

Знакомый уверяет, что, например, популярная игра в танчики тренирует ум: «Решаю логические задачи в игре, а, значит, развиваю свой интеллект. Заодно и отдыхаю». Не соглашусь со смелыми утверждениями о так называемом развитии. Интересно, что 90% игр развивает не столько интеллект, сколько специфические навыки. Например, навыки владения мышью и клавиатурой, умение одновременно работать двумя руками, но все это вам может пригодиться в большинстве случаев при игре в компьютерные игры. Редкая игра нацелена на развитие интеллекта игрока. И, к большому сожалению, такие игры почти никогда не становятся популярными.

Между тем специалисты установили временной отрезок, который ребенок 9-15 лет может с пользой провести у монитора. Внимание: речь идет о 30 минутах! Для взрослых это время увеличено — 50 минут. Кто из нас способен ограничить свое время, проведенное на компьютерном стуле? Кстати, если этого не сделать, проблемы со зрением вам гарантированы, точно так же, как и нарушение сна, ухудшение памяти, рассеивание внимания. Психологи бьют тревогу: у человека, нарушающего умеренный временной лимит, отведенный на компьютерные игры (а это 95% играющего населения), формируется психическая зависимость.

Часто происходят изменения в поведении, так как постепенно человек начинает делать в реальной жизни то, что он привык делать в игре: воровать, грубить, решать все проблемы с помощью грубой силы. Пугает и тот факт, что количество ссор в семьях, иногда даже приводящих к разводу, значительно возрастает там, где злоупотребляют компьютерными играми. Ведь на компьютерные «стрелялки» в ущерб семье тратится много времени, формируется дефицит живого общения — происходит так называемая десоциализация (отрыв от общества), затормаживается психическое развитие.

Еще один минус: у многих подростков теряется ощущение смерти. Компьютерные игры внушают мысль о том, что жизнь — это что-то второстепенное: знаете, как волосы, которые после стрижки обязательно отрастут. Рискуют собственной, пренебрегают чужой — вот такие последствия ночных бдений у монитора…

Может, стоит, наконец, вместо того, чтобы тратить свою жизнь пусть даже на развивающие компьютерные игры, выйти в мир, чтобы найти себе там занятие по душе, познакомиться с интересными людьми, узнать что-то новое?! Обнаружить, что сегодня осень яркими красками раскрасила листья деревьев, дождь задорно стучит по подоконнику, а воздух стал прохладным и свежим… И что рябина красная, и лужи у подъезда. И это все для нас. Просто так. Здесь и сейчас.

Ольга АРДАШЕВА

АрдашеваОставлю моральный мазохизм, связанный с размышлениями о том, насколько «унылы» и логически скудны компьютерные игры, в стороне. Начну с фактов. Общий экспорт Беларуси в этом году сократился почти на 20%, а вот продажи компьютерных услуг на внешних рынках показывают уверенный рост. По оценкам экспертов, очень скоро ежегодный экспорт услуг белорусских ІТ-компаний превысит миллиард долларов. ІТ-индустрия — одна из немногих отраслей белорусской экономики, которая сегодня генерирует рост экспортной выручки. За ней — будущее. Иными словами это то, что будет питать нашу экономику твердой валютой: инвесторы готовы вкладывать деньги в разработки белорусов. Единственное, что сегодня может ограничивать возможности Беларуси наращивать экспорт компьютерных услуг, как считают эксперты, — это трудовые ресурсы. Поэтому очень важно пересматривать приоритеты в экономике и образовании таким образом, чтобы у нас были новые квалифицированные работники и ресурсы. Я веду к тому, что, если рассматривать детский интерес к компьютеру как профессиональное начало, почему бы не сесть за эту машину вместе с ребенком? Но здесь главное не перегнуть палку: каждому — по способностям…

Не соглашусь, что компьютерные игры ничему не учат. Ведь существуют не только аркады, шуттеры и гонки, но также логические игры и стратегии, которые тренируют способность к логическому мышлению, пространственному воображению, планированию и умению учиться на ошибках. Педагоги пишут, что с помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества. Погуглите эту тему.

А если подростку давать возможность изливать свою агрессию на мнимых «врагах», уверена, и в жизни он будет более сдержанным. Компьютерная игра — достойное, увлекательное занятие, которое в один ряд с бесцельным блужданием по дворам, дискотекам со спиртным и сигаретами не поставишь. «Стрелялка» сегодня — это не цитадель лиха, и, если говорить о всякого рода зависимостей, это меньшее из всех зол. Ребенок дома, сыт и тепло одет, не нужно вызванивать и выдергивать — все под контролем. А от получасовой-часовой игры жизнь перед монитором не пройдет, да и о времени ведь всегда можно договориться! Между тем компьютер может стать хорошим действенным стимулом: сделал домашнее задание, выполнил то или иное поручение — пожалуйста, играй, нет — будь здоров! Компьютерные игры становятся настоящим киберспортом, по ним проводятся турниры с весьма серьезным призовым фондом. Так что, если это по-настоящему, по-взрослому, почему бы не помочь (не разрешить) ребенку развиваться в этом направлении?

А в полном ограничении, ограждении от игры смысла не вижу: ребенку хочется быть на равных со своими сверстниками. Может быть, это и прозвучит несколько крамольно, но раз существуют некие идейные страхи, стоит не полениться и понять, что так тянет его в ту или иную игру — поиграйте вместе с ним! Чересчур агрессивная, нелогичная — посоветуйте другую. Станьте для него экспертом, направьте. Испытываю наслаждение, когда разгадываю с сыном-дошкольником филворды — венгерские кроссворды, к тому же для нас это отличный способ закрепить материал из букваря.

Возвращаясь к теме кадров: БГУИР с недавнего времени ведет набор на новую специальность — «Информационные системы и технологии в игровой индустрии», обучение на инженера–системного программиста–геймдизайнера пока предусмотрено только платное. Игровая индустрия, а если смотреть шире, Парк высоких технологий —  это белорусский интеллектуальный бренд. Самая известная наша «фишка» — компьютерная игра «World of Tanks», созданная минской студией-резидентом Парка. Белорусские «танчики» буквально заразили весь мир, нашей программой пользуются на всех континентах, она входит в число самых популярных игровых проектов интернета, имеет престижные награды и в короткие сроки стала сверхпопулярной киберспортивной дисциплиной — не повод ли для гордости?! В игре в точных деталях прорисованы  боевые машины СССР, Германии, США, Франции, Великобритании и Китая — разработчики «Мира танков» консультировались с известными историками, при создании моделей учитывались мельчайшие детали конструкции боевой техники, а архитектуру зданий и руины бомбежек воссоздавали по кинофотодокументам из архивов и музеев. Должно быть интересно и познавательно. Откровенно не понимая бурчания жен «танкистов», захожу в группу «Жены против World of Tanks?» — да-да, оказывается есть такая и именно с вопросительным знаком. Название группы можно было бы перефразировать так: «Жены, вы уверены, что выступаете именно против World of Tanks?» Историю каждой присоединившейся в сообщество можно начать со слов «Мой муж играет в танки» — большинство из них корень всех семейных проблем видят именно в них, а не в разладившихся отношениях, обостренных разговорами о данной компьютерной игре. Сама же создатель группы признается в интревью: «Нам просто нужно признаться, что нам не нравится, когда на нас не обращают внимание. А еще мы обижаемся не на то, что муж играет, а на то, что у него есть свободное время это делать, а у нас — нет». Но в таком случае это легко исправить, поменяв условия домашнего быта. Как? Ну, а это тема уже другой спор-площадки… А если серьезно: мужчина — это мальчик, только взрослый. Зачем лишать его любимой игрушки?

 

Компьютерные игры: вред или польза?: 1 комментарий

  • 17.10.2016 в 18:17
    Permalink

    Компьютерные игры, за редчайшим исключением, это практически совершенный инструмент биороботизации населения с детства. С их помощью программируется психика как ребёнка так и взрослого. Программируется на выполнение вполне определённых действий. Выявить эти алгоритмы не так уж и сложно.
    А насчёт экспортной выручки прибыли и так далее… К сожалению, это стало идеологией РБ. Только и слышишь: прибыль, выручка, экспорт, деньги. А как же человек? Не какой-то отдельный и абстрактный, а каждый, конкретный. Его благо? Что важнее, прибыль или здоровье, психическое и физическое, нации?
    Многие родители готовы защищать компьютерные игры только потому, чтобы оправдать собственный эгоизм. Ведь так просто, дал ребёнку в руки планшет и делай что хочешь. Но, ведь, если не сам воспитываешь ребёнка, значит его воспитывает среда, так ведь? Про содержание игр и, вообще, сети умалчиваю, и так всё ясно.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *