Маэстро

Накануне Дня города Михаил Яковлевич ФИНБЕРГ – белорусский дирижер, профессор Белорусской государственной академии музыки, художественный руководитель – директор Государственного концертного оркестра Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств БССР, народный артист Беларуси и Почетный гражданин города Мозыря – искренне признался в любви к малой родине, Мозырю, музыке и открыл секрет, где хотел бы сыграть один из своих юбилейных концертов в следующем году.

финберг

Скажу честно, непросто было великому музыканту в его тесном графике работы найти время для встречи с журналистом. Но, когда он сказал, что «…в 7.00 я к вашим услугам», то, безусловно, купив билет на ночной поезд, я отправилась в столицу. На часах – 6.50, и я уже в офисе маэстро. Михаил Яковлевич вежливо приветствует меня, одновременно предупреждая о том, что, к сожалению, времени у нас не так много, как хотелось бы…

Наш разговор начинается не с вопроса к собеседнику, а с моего признания ему, что я испытывала огромную гордость, когда в Витебске на Площади лауреатов специальной награды Президента Республики Беларусь «Через искусство – к миру и взаимопониманию» в этом году открывалась именная звезда народного артиста Беларуси Михаила Финберга и Национального академического концертного оркестра Беларуси под его управлением. С моего восхищения тем, что наш земляк не просто талантливый музыкант, Почетный гражданин нашего города, а великий маэстро, прославляющий Родину на мировом пространстве. Очень важно, чтобы новые поколения мозырян не забывали, где взяла исток дорога к славе великого маэстро.

– Историческая родина моих родителей – деревня Мелешковичи. Я родился в многодетной и абсолютно не музыкальной семье. Моя мама была прачкой, стирала белье в Мозырской воинской части, – так Михаил Яковлевич Финберг вспоминает свое послевоенное детство. – Это теперь Мозырь – большой современный город, известный на мировом пространстве благодаря нефтеперерабатывающему заводу. Тогда столица Полесского края была сплошь деревянной. Маленькие кирпичные пятиэтажки казались гигантами по сравнению с разбросанными, как грибы, старыми домиками с маленькими огородами, небольшими садами и палисадниками…

В Мелешковичах сегодня только старожилы помнят то место, где жила семья Финбергов, а в Мозыре на Пушкина, 8 домик окнами в сад опустел для Михаила Яковлевича навсегда еще в юности.

К музыке его потянуло в раннем детстве. Начинал со скрипки, а потом, будучи школьником, в духовом оркестре при мозырском Дворце пионеров переиграл на всех инструментах. Однако несколько попыток попасть в Минское музыкальное училище увенчалось неудачей. Тем не менее, как он сегодня вспоминает, ему в жизни везло на учителей. Возможно, если б все давалось легко, то он и не добился бы ничего. Большую роль в становлении его личности сыграл начальник Курского военного оркестра Алексей Каплан. Таким образом, в судьбе будущего маэстро тесно переплелись две стези – военная и музыкальная. Воспитанник военного оркестра штаба Белорусского военного округа не отлынивал от строевой подготовки и одновременно штудировал нотную грамоту. В военном оркестре он остановился на тромбоне и вскоре поступил в Курское музыкальное училище, где был замечательный педагог, пианист, выпускник института имени Гнесиных Константин Титор, сделавший для него многое. Тоска по Беларуси через несколько лет привела Финберга в оркестр Белорусского военного округа и в Минское музыкальное училище, покорившееся ему наконец-то с пятой попытки. Здесь ему вновь повезло на учителя. Михаил Яковлевич не скрывает, что формировать будущее ему помогали замечательные люди и музыканты. Поэтому он сам сегодня так внимателен к молодым. Будучи учащимся, он стал лауреатом первого белорусского конкурса молодых музыкантов, поступил в Белгосконсерваторию. Окончил ее экстерном по классу тромбона, был круглым отличником. На втором курсе уже начал играть в оркестре Белорусского радио под руководством Бориса Райского. Окончил аспирантуру по специальности «Дирижер». С этого момента для него началась новая страница жизни в оркестре.

– Мне все время хотелось быть ближе к оркестру, тянуло к дирижерскому делу, – рассказывает Михаил Яковлевич. – Но тогда я даже мечтать об этом боялся. Попасть в дирижеры было непросто…

Впервые за дирижерским пультом Михаил Финберг оказался в Белорусском госцирке. Там он стал главным дирижером, проработал почти два десятка лет, создал оркестр. Для оркестра цирка стали писать известные композиторы, прежде всего, народные артисты СССР Евгений Глебов, Игорь Лученок. Оркестр работал с выдающимися мастерами советского цирка Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным (к сожалению, недавно ушедшим из жизни), знаменитым Карандашом. Финберг сам делал для них аранжировки. Работа в цирке не ограничивалась игрой во время спектаклей. Готовилось много концертных программ, звучавших и перед началом спектаклей. Было записано 5 больших пластинок на фирме «Мелодия». В цирке закладывался фундамент будущего государственного большого оркестра.

В этот период с легкой руки Финберга в Беларуси возродился джаз. Именно его оркестр, сначала цирковой, а потом и Национальный концертный, стал продолжателем дела великого джазмена Эдди Рознера. Теперь джазовые музыканты во всем мире знают про февральский джаз в Минске. Именно в этом зимнем месяце уже много лет в столице Беларуси проходит джазовый фестиваль, организатор и вдохновитель которого – маэстро Финберг со своим биг-бэндом.

Многие помнят, как молодой дирижер, которому тогда было едва за 20, собрал лучших музыкантов едва ли не со всего Союза. Многим было за 50, кто-то прошел войну, иные работали в свое время в коллективах Шанхая. Финберг учился у них. И главное, чему научили его музыканты, это то, что для молодежи нужно создавать такие условия, чтобы она могла раскрыть свой талант и полюбить настоящую живую музыку.

Совершенно неожиданным событием в биографии Финберга после многочисленных проверок в день рождения (21 февраля) в 1987 году стало назначение на должность художественного руководителя и главного дирижера нового оркестра, именуемого тогда «Концертный оркестр Беларуси». Это потребовало кардинальных изменений в творческой деятельности, физических сил и времени для административной работы.

Сегодня имя Михаила Финберга и профессионалы, и любители произносят с уважением, а сочетание «оркестр Финберга» уже стало именем собственным. Что за этим стоит? Огромный труд всего коллектива, отвечает обычно маэстро. А я добавлю – труд команды, которую Михаил Яковлевич лепил, можно сказать, по человеку, невзирая ни на какие препоны, которых было немало. Маэстро смотрит на это философски: Ее Величество Музыку никаким недоброжелателям отобрать у него не удалось. Когда он начинал работу, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня их более трех десятков: Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Владимир Короткевич, Адам Мицкевич. Благодаря огромному труду создана антология белорусской                эстрадной песни.

Финбергу довелось тесно сотрудничать с человеком-легендой, оставившим нам богатое наследие, Владимиром Мулявиным, руководителем ансамбля «Песняры», которому в январе исполнилось бы 75 лет, если б не автомобильная авария.

– Вот на этом самом месте, где вы сидите, и сидел Владимир Георгиевич… Помню, это был 2001 год – он пришел сюда, сел на диван, снял свою фуражку и сказал: «Помоги мне. Поехали в Москву на за-кладку моей звезды. Я ни минуты не раздумывал – мы стали готовиться. Программа, с которой мы поехали, и сейчас есть у моего оркестра. Под песни Мулявина и наш аккомпанемент мы закладывали его звезду на Площади звезд эстрады, и, когда на концерте ведущий объявил его имя, весь зал встал. Это многое говорит о том, кем Мулявин был для музыки… В Молодечно мы провели большой гала-концерт светлой памяти выдающегося артиста нашего времени.

Мне было интересно узнать, делит ли Михаил Яковлевич культурное пространство на белорусское и российское…

– Не делю, – ответил он. – Для меня оно единое. Разве можно разделить музыку по странам? Мы с одинаковым пиететом относимся к хорошим произведениям как отечественных, так и российских композиторов, наш оркестр был первым исполнителем множества мелодий, про которые сейчас трудно сказать, чьи они. Может, поэтому и наградили меня премией Союзного государства. Конечно, я осознаю, что родился в Беларуси. Знаю каждую белорусскую интонацию, каждую белорусскую песенку. И это живет во мне всегда, пока будет биться мое сердце. С гордостью могу сказать, что в Москве были сделаны программы, посвященные закладке 33 звезд на аллее Звезд: композиторам Максиму Дунаевскому, Александре Пахмутовой, Андрею Петрову, исполнителям, среди которых – Алла Пугачева, Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, молодым российским композиторам. В Москве провели конкурс «Ступень к Парнасу», записали на телевидении 678 программ «Угадай мелодию». А сколько новогодних «огоньков» записали на НТВ, на российском канале! Плюс авторские вечера таких выдающихся композиторов, как Андрей Петров, или фестиваль «Золотой шлягер». Все ведущие композиторы работали с оркестром. И этим нельзя не гордиться.

30 апреля 2004 года над Москвой взошла и звезда Михаила Финберга.

33 российских артиста ходатайствовали перед московским правительством о том, чтобы на Площади звезд появилась именная звезда маэстро. Народная артистка СССР, композитор Александра Пахмутова называет встречи с оркестром – праздником для души, а Алла Пугачева колектив Финберга назвала «лучшим гранд-оркестром Европы».

Главными же друзьями Михаил Яковлевич считает своих музыкантов, а оркестр называет семьей. Кредо коллектива – пропаганда и популяризация белорусской национальной музыки и песни. Богатейшее музыкальное наследия наших предков маэстро Финберг определил еще четверть века назад. Оно воплощается в многочисленных фестивалях камерной музыки в малых городах Беларуси: Заславле, Несвиже, Мсти-славле, Турове, Мире. И таких фестивалей за прошедшие годы наберется больше сотни. Каждый возрождает музыкальную и духовную среду, из которой вышли многие извест-ные в Европе и мире композиторы. М.Я.Финбергу принадлежит и рождение знаменитого и популярного «Славянского базара в Витебске».

– Кроме открытия колоссального количества новых имен, «Славянский базар в Витебске» рассказывает о национальных ценностях народов Беларуси, России, Украины, Балканских и других европейских стран. Фестиваль показывает, как надо делать концерты, прививает зрителям и гостям певческую культуру славянского народа. Практически это единственный на постсоветском пространстве фестиваль, сохранивший живой звук в конкурсе. Фестиваль, на котором конкурсанты поют под настоящий большой оркестр, каковых не так много не то что в Европе, в мире. Вот почему даже в трудные для экономики нашей страны времена Президент Беларуси сделал все, чтобы сохранить этот певческий праздник, – говорит маэстро.

Отрадно, что в этом году на аллее славы в Витебске появилась звезда нашего земляка Михаила Финберга, дорога к которой заняла 25 лет. За эти годы он вместе со своим оркестром делал все, чтобы фестиваль в Витебске приобрел всемирное звучание. Этот коллектив, стоявший у его истоков, стал своеобразным брэндом форума искусств. Он выполняет важную миссию по сохранению белорусского музыкального наследия и популяризации мировой классики.

Конечно же, с огромной любовью и теплотой Михаил Яковлевич говорит о Мозыре – городе своего детства, красивейшем и неповторимом крае, где живут замечательные люди, судьбы которых тесно переплетаются с его творчеством и его жизнью.

К примеру, дружескими узами на протяжении ряда лет он связан с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом и бывшим генеральным директором Анатолием Куприяновым – человеком и руководителем с большой буквы, руководителем художественной студии при ДК ОАО «Мозырский НПЗ» Светланой Куприяновой, воспитанники которой рисуют сюжеты на фестивальные темы. Он чувствует поддержку благодарных мозырян, особенно коллектива нефтепереработчиков, присутствующих на его традиционных концертах. Он признается, что каждый раз, приезжая в город, его душа наполняется каким-то особым чувством, силой, желанием жить и творить…

Интересуюсь, как выглядит распорядок рабочего дня маэстро. Михаил Яковлевич, улыбаясь, уточняет, что дирижер должен быть человеком собранным, много работать над собой, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Этой профессии, по его мнению, надо отдавать всю свою жизнь. Наверное, поэтому маэстро не ощущает возраста.

Он встает раньше рабочих первой заводской смены. И в районе улицы Захарова, где живет, в такую рань его можно встретить гуляющим в любую погоду. Смею думать, что именно в эти предрассветные часы родились идеи его лучших музыкальных и песенных программ для оркестра. Утро в офисе (7.00) – чтение деловых бумаг, короткие совещания, распоряжения. Ведь он – директор, художественный руководитель и дирижер оркестра в одном лице. А сегодня оркестр – это настоящая филармония. Со множеством коллективов, с напряженным гаст-рольным графиком: государственному коллективу надо зарабатывать деньги. С десяти утра – репетиции в большом зале. Маэстро строг, ворчит, иногда даже поругивает музыкантов, но те не обижаются: тяжело в учении, зато какое чистое звучание потом в концерте! Перерывы коротки, отрабатывается каждая нота. После обеда – снова офис: бумаги, звонки, прием посетителей. А ведь есть еще совещания в Минкультуры, заседания жюри, концерты, поездки на многочисленные фестивали. Неуемность «человека-оркестра» не знает границ. И он будет служить Ее Величеству Музыке, пока будет биться его сердце. «Моя любовь – музыка, моя семья – оркестр», – такую черту в завершение нашего диалога подвел великий маэстро.

Коротко о главном

– Что для вас значит быть культурным человеком?

– Нужно просто быть культурным.

– Ваш совет тем, кто хочет реализовать себя.

– Много трудиться.

– Какая ваша главная мечта?

– Сыграть концерт для земляков на своей исторической родине.

– Каков ваш жизненный девиз?

– Ставить цель и достигать ее.

Наталья КОНОПЛИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *