Специалисты Мозырской швейной фабрики «Надэкс»: «Главный модный тренд 2017 года — полоска»

Стратеги, промышленные «шпионы», информаторы, спасатели…

В книге «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла есть замечательная фраза, характеризующая работу одного из стратегически важных отделов любого предприятия, нацеленного на эффективную, рентабельную работу, – отдела маркетинга: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». Значит, нужно бежать еще быстрее, чтобы соответствовать всем требованиям и ожиданиям времени, – пожалуй, в этом посыле главный секрет эффективного маркетингового менеджмента.

О препятствиях на тех самых беговых дорожках, главных арбитрах и жестких условиях профессиональной игры мы говорим с начальником отдела маркетинга Мозырской швейной фабрики «Надэкс» Викторией Рустамовной ТАЛАНОВОЙ.

Виктория Таланова

Представляем собеседника

Виктория ТАЛАНОВА пришла на «Надэкс» в 2006 году в качестве инженера-программиста в отдел АСУП. Через 2 года была переведена в отдел продаж в качестве специалиста по продажам, занималась сбытом продукции в Российскую Федерацию, Витебскую область, северную часть Минской области. С апреля 2016 года – начальник отдела маркетинга. Имеет два высших образования: окончила физико-математический факультет МГПУ им.И.П.Шамякина и БНТУ по специализации «Экономика и управление на предприятии промышленности».

В профессии придерживается мнения американского модельера, дизайнера Ральфа Лорена: «Мода – это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас».

– Создание продукта само по себе еще не означает его реализацию, поэтому задача любого производства сегодня в первую очередь – не произвести, а продать. Охарактеризовав общую картину, в которой оказалась белорусская легкая промышленность и «Надэкс» в частности, какие общие проблемы в работе службы маркетинга можно выделить? С какими трудностями сталкивается рядовой маркетолог?

– Основные проблемы нашего Легпрома всем известны, это кризис перепроизводства и сбыта. Складские запасы велики ввиду высокой конкуренции, своевременно сбывать их не всегда получается, а остановить производство нельзя – у предприятий существует определенная социальная ответственность. Белорусские предприятия еще далеки до того уровня, чтобы показывать и диктовать моду. Реалии таковы, что мы догоняем мировые тенденции. Например, на недавней выставке в Москве «Сollection Premiere Moscow» (СРМ) компании показывали весну-лето 2017, 2018 гг., мы же демонстрировали осень 2016 года – зиму 2017 года. Так сложилось: нам нужно время, чтобы понять тенденцию, ее распробовать, внедрить. Но мы можем пойти и другим путем: не ухватывать, не следить, не стараться применить к своему производству. Но, боюсь, тогда останемся на задворках модного мира… Сегодня ситуация такова, что нужно очень стараться, чтобы оставаться на прежних позициях. Ну, а если фабрике удается увеличивать количество новых контрактов и клиентов, значит, мы, по книге Льюиса Кэрролла, бежали чуть быстрее, чем могли.

Службе маркетинга сегодня отводится особое место в производственной цепочке, с этого года отдел работает в расширенном составе. Главная наша задача – поиск возможностей для достижения более выгодных позиций нашего предприятия относительно конкурентов. По итогам работы службы маркетинга должны возрастать продажи, доход – это основные параметры оценок нашей деятельности. Фактически на отдел возлагается буферная роль между фабрикой и рынком, внутренней и внешней средой.

Классифицировать функции нашего отдела можно по-разному. Мы оказываем информационную поддержку продаж: снабжаем всеми необходимыми материалами, которые «кричат» о скидках, хитах продаж, делают товар заметным. Мы можем быть «спасателями»: от нас ждут информацию о векторе развития предприятия, мы должны чувствовать, что необходимо производить сейчас, а что – через год. Мы являемся своего рода промышленными «шпионами»: анализ внутреннего и внешнего рынка – тоже наша работа. Мы и «глашатаи»: о новинках, акциях нужно своевременно оповещать наших покупателей. Мы же «прометеи»: должны зажигать своими идеями. Но вести за собой бывает не так просто – все новое вызывает немало вопросов, а иногда и недопонимание ситуации… На наш отдел можно свалить все неудачи, например, остатки на складе – значит, маркетинг плохо проанализировал, дал не ту концепцию развития. Маркетинг видят как инструмент в «борьбе» со складскими запасами. Фабрика выходит на рентабельную работу: какова доля успеха в этом приходится на маркетинг? Сложно ответить на этот вопрос. Но именно в отсутствии видения роли нашего отдела в будущем успехе предприятия, на мой взгляд, и кроются многие проблемы нашего производства.

– Можно сколько угодно модернизировать процесс производства, приобретать качественные ткани, «шпионить» за конкурентами, но надо обо всем рассказывать своему покупателю, терпеливо выслушивать его претензии и исправляться – делать все, чтобы он был доволен и счастлив. Для этого, мое личное мнение, обеим сторонам нужно делать совсем не робкие шаги навстречу друг другу, только тогда потребности двух сторон – продать и купить – совпадут. Но насколько вы готовы потакать капризам покупателей, собирать и анализировать их мнения? Коллеги-мужчины, например, рассказывают, что не сумели к летнему сезону приобрести себе сорочку из натуральных тканей, я вот не могу найти для ребенка теплую рубашку – до начала отопительного сезона в детсадах она сослужила бы добрую службу…

– Работая на конечный результат – довольных покупателей нашей продукции, мы стараемся учитывать все пожелания. Газета «Жыццё Палесся» уже писала о том, что в этом году в детскую моду внесены определенные конструкторские изменения: вслед за мужской сорочкой теперь и в изделиях школьной группы появилось несколько силуэтных линий – классическая и приталенная. Это наш ответ на обращения потребителей. Нам важно мнение каждого покупателя, мы большую работу проводим по продвижению товара в интернете, в социальных группах, мы общаемся со своими покупателями в «Одноклассниках», «Вконтакте», «Инстаграме». Оставить свой комментарий, просьбу, пожелание легко – зайти на сайт предприятия www.nadex.by в раздел «Обращения граждан» и написать письмо. Все письма анализируются. Например, сегодня утром пришло письмо от женщины, у которой высокий (1 метр 94 см) и худой сын, нужна сорочка 39 см по вороту. Следует понимать, фабрика – это не ателье, а большая производственная машина, мы не занимаемся индивидуальным пошивом. Но, когда соберется еще несколько нестандартных заказов, мы их передадим дальше, в производство. По поводу теплых рубашек для детей: как тенденция они сейчас не пользуются активным массовым спросом, скорее индивидуальным. Производство нацелено на массового потребителя, выпускать малый «тираж» для нас нерентабельно. А с тканями много нюансов, иногда наши прогнозы и планы действительно не совпадают с возможностями. К слову, сейчас фабрика заканчивает «теплую программу» 2016 года, которая представлена изделиями из вельвета и новой ткани – экошерсти. А далее приступаем к производству коллекций весна-лето 2017 года, сейчас ведется эскизная разработка.

– В интервью один из директоров швейных фабрик Беларуси высказался, что беда белорусских предприятий в том, что в погоне за качеством забываем про сервис. Для конечного покупателя само по себе качество пошива такой ценности, как для иностранного заказчика, уже не имеет: покупатель оценивает продукт в целом, вместе с качеством сырья, внешним видом изделия и тем, как его представили в магазине, – и здесь начинаются проблемы… Вы согласны?

– Проблемы есть. В былые времена на закрытом рынке Советского Союза все было просто: емкость рынка ясна, конкуренция отсутствует, фабрикам было понятно, сколько надо изготовить и поставить магазинам, а там в любом случае продадут и заплатят деньги. Но не сейчас… Такие понятия, как «квота», «ассортиментный минимум», теперь не работают. Рыночная конкуренция! Хочешь, чтобы твой товар купили, сделай его лучшим по цене и по качеству. Но и здесь от нас как от производителей в конечном итоге мало что зависит. Все мы являемся покупателями и видим, что есть продавцы, которые добросовестно отрабатывают смену – с улыбкой, дружелюбием предлагают свою помощь в выборе товара, а есть те, кому абсолютно не интересно стоять за прилавком, и это видно… Торговля – тоже своего рода искусство, которому нужно учиться.

«Надэкс» в последнее время активно развивает свою торговую сеть, для нас это – быстрый способ продать нашу продукцию. Кроме Мозыря, наша фирменная торговля функционирует в Гомеле, Бобруйске, Калинковичах, Минске, Светлогорске. К слову, совсем недавно мы открыли 3 новых магазина. Помимо этого, успешно работает наш интернет-магазин «рубашки. бел», через интернет мы продали более тысячи изделий – это очень удобно и быстро для покупателя.

– Парадоксальная ситуация: мозыряне часто критикуют «Надэкс», допустим, за несмелый дизайн, некую традиционность, а, например, в столице прилавки с мозыр-ской «классикой» быстро пустеют. Как это можно прокомментировать?

– Мозырь находится совсем недалеко от границы с Украиной, которая манит наш народ дешевой турецкой и китайской одеждой. Покупатель голосует рублем – это не секрет. Жителям же столицы такие шоп-туры невыгодны: далеко и дорого. Их устраивает белорусская одежда и по цене, и по качеству. Ценят качественный пошив и все наши иностранные партнеры, особенно россияне. А для нас это стандарт, мы привыкли. Но критика подстегивает к развитию. Кроме традиционных классических изделий, сегодня фабрика предлагает одежду, которая не только по качеству кроя, но и по дизайнерским разработкам ни на йоту не уступит европейской. …Это очень сложно – говорить о том, что нужно быть чуть патриотичнее, даже в одежде. У каждого – свой вкус и кошелек. Буду говорить за себя: я люблю наши модели и с удовольствием одеваю свою семью и друзей в изделия нашей фабрики.

– Планируются ли показы изделий от «Надэкс»? На мой взгляд, для мозырской публики это было бы очень интересно, да и проблем с демонстраторами одежды на фабрике нет – взять хотя бы ваш отдел, хоть каждую – на подиум!

– Мы планировали показ детской коллекции на День города, к нему были готовы. Но за неделю до праздника, вспомните, стояла непогода: мы приняли решение не морозить ребятишек и отказаться от участия. Но при возможности на городских мероприятиях мы с удовольствием выступим – этот вопрос мы обсуждали с руководителями отделов Мозырского райисполкома. К слову, совсем недавно мы вернулись из Гродно с фестиваля моды «Grodno Fashion Show», там мы демонстрировали мужскую коллекцию сорочек.

– Быть стильным модно во все времена. Недаром говорят, что мода – в одежде, а стиль – в человеке, который ее носит. Какое впечатление произвело посещение выставки CPM? Расскажите, что модное сегодня предлагают европейские производители?

– Эта выставка – всегда событие в мире моды, здесь представляют более тысячи коллекций из разных стран мира.

Особенно запомнилась цветовая гамма немецких коллекций мужской сорочки: голубовато-синие оттенки, бирюзово-мятные тона, бледные кораллово-розовые цвета, черно-белая классика. В каждой коллекции разной фирмы были изделия под джинс. В отделке изделий использовались не только отделочные ткани, но и канты, надстрочные ленты, вышивки. Что касается фурнитуры, используются пуговицы под металл, под дерево, белые с синими ободками и наоборот. В сорочке – 2-3 вида пуговиц, например, вся сорочка с деревянными пуговицами, а внизу на планке или вверху на планке, или на манжетах дополнительно добавлена металлическая пуговка. В следующем сезоне все меньше используется изделий с локтями, этот отделочный элемент уходит на второй план. Во всех коллекциях мужской сорочки имеются модели со стойкой. Модели с коротким рукавом имеют не классический короткий рукав (точнее, не классическое завершение), а с маленькими патами, отделки на отвороте или декоративные пуговицы на самом рукаве.

В каждой женской коллекции были представлены белые блузы и блузы в полоску, полоска бело-голубая, бело-синяя. Силуэт свободный, не приталенный, модели с разрезами, полки разной длины, трапециевидной формы. Карманы большие. Длина блуз по колено или ниже колена. В некоторых моделях акцент на спину, например, за-стежка на спине. Классических воротников в блузах не было, это либо стойки, либо маленькие воротники, либо вообще изделия без воротников. Пуговицы в основном все металлические, похожи на шляпки от гвоздей (эта фурнитура осталась в тренде с прошлого сезона) или ракушки, или белые перламутровые четырехдырочные. Используется много надстрочного кружева как в платьях, так и в блузах.

Очень модны крупная клетка, особенно в сочетаниях черно-белого и наоборот, различные геометрические принты. Что называется, в тренде изделия с оголенными плечами, с баской (так называют широкую оборку, пришиваемую на линии талии к платью, блузке, жакету, юбке и даже к брюкам. Баска была традиционным элементом костюмов басков. – При. авт.). Модна полосатость, причем полоска чередуется как вертикально, так и горизонтально. Шифона мало. Изделия из льна, которые мы видели (Италия, Россия), в основном все стиранные или варенные в разные цвета, имеют свободный силуэт, мешковидной формы или прямой.

Палитра соответствует трендам весна-лето 2017 года. Это оттенки кораллового, розового, голубого, бирюзового, зеленого, желтого, коричневого. Франция, Германия имели более сдержанные оттенки этих цветов, Испания, Турция, Италия – более яркие, но не такие едкие, как в прошлом сезоне.

А к концу нашего интервью давайте вспомним знаменитую фразу Барбары Стрейзанд: «Диктаторы моды тоже иногда ошибаются, но всегда найдутся миллионы женщин, которые охотно за это заплатят». Ищите свой образ, будьте стильны и неповторимы в изделиях швейной фабрики «Надэкс»!

Ольга АРДАШЕВА

Фото Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *