Мозырское подземное хранилище газа: почему метан будет популярнее бензина?

Одним из направлений деятельности Мозырского подземного хранилища газа является оказание услуг по заправке автомобилей компримированным природным газом на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

агнс

Использование природного газа в качестве моторного топлива на транспорте позволяет решать ряд важнейших задач, связанных с уменьшением транспортно-эксплуатационных затрат и, как следствие, снижением себестоимости перевозимой продукции. Экономическая целесообразность использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива определяется разностью цен на газовое и нефтяное топливо. Посудите сами: стоимость КПГ в 2 раза меньше бензина марки АИ-92, при этом 1 л бензина эквивалентен по расходу 1 куб. м газа.

Компримированный природный газ — экологически чистый вид моторного топлива. Его производство осуществляется на АГНКС, заправляющих автомобили и другие транспортные средства, двигатели которых рассчитаны на работу на сжатом (компримированном) природном газе и имеют соответствующую систему. Для использования в качестве автомобильного топлива природный газ не требует никакой химической переработки и готов к применению в том виде, в котором существует в природе. Благодаря этому КПГ всегда будет дешевле нефтепродуктов.

Основным компонентом природного газа является метан, это — самый безопасный вид моторного топлива, при этом оборудование автомобиля обеспечивает безопасность технической эксплуатации. Метан легче воздуха и при утечке сразу улетучивается, не создавая взрывоопасной смеси. Благодаря этому свойству и высокому порогу воспламенения он отнесен к наивысшему, четвертому, классу без-опасности среди горючих веществ. Для сравнения: у бензина — третий класс, а у пропан-бутана — второй.

Он не концентрируется и не скапливается в приямках гаражей и боксов. Если сесть в любой исправный автомобиль с двигателем, работающим на метане (подчеркнем: исправный!),  то никаких посторонних запахов в салоне не бывает. Наличие запаха газа в салоне — верный признак серьезной неполадки в системе, требующей немедленного обращения в специализированный сервис.

В колонках АГНКС также предусмотрены защитные меры по предотвращению аварийных ситуаций: автоматическая остановка заправки при давлении газа в баллонах автомобиля более 19,6 МПа (200 кгс/см2), аварийная расстыковка шлангов без их повреждения, упрощенный процесс расстыковки шланга с автомобилем при начале движения автомобиля с неотсоединенным заправочным шлангом.

Использование КПГ в качестве моторного топлива позволяет снизить в сравнении с использованием бензина удельный выброс оксида углерода более чем в 2 раза, углеродов в 1,5-2 раза. В отличие от традиционных видов моторного топлива,  при сжигании КПГ отсутствует выброс сажи, диоксида серы и других вредных веществ.

Существует ошибочное мнение о том, что метан взрывоопасен. Для опровержения этого мифа европейские исследовательские центры провели специальные испытания. Автомобиль, оснащенный газобаллонным оборудованием, подвергли двум проверкам: краш-тесту с имитацией удара сзади на скорости 70 км/ч, а также имитации возгорания. Краш-тест автомобиль выдержал с честью: ни баллоны, ни крепления не пострадали, герметичность системы нарушена не была. Впрочем, чему удивляться, ведь газовое оборудование обязано выдерживать давление 200-300 атмосфер. Те же результаты продемонстрировало испытание огнем: автомобиль горел на открытом полигоне в течение 15 минут, но ожидаемого взрыва не произошло. Это благодаря тому, что газовое оборудование автомобиля оснащено специальной противопожарной системой, которая при возгорании моментально стравливает весь газ из баллонов.

Для водителя основными правилами являются своевременное техническое обслуживание и техническое освидетельствование (1 раз в 5 лет) баллонов, установленных на автомобиле.

Залог общей безопасности — соблюдение правил охраны магистральных трубопроводов

Мозырское подземное хранилище газа является филиалом ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», которое обеспечивает бесперебойное газоснабжение потребителей Республики Беларусь и является надежным партнером в международной системе транспортировки газа. Основными функциями филиала «Мозырское ПХГ» являются регулирование сезонной неравномерности газопотребления; хранение резервов газа на случай аномально холодных зим; обеспечение подачи газа потребителям в случае нештатных ситуаций в системе магистральных трубопроводов; создание долгосрочных резервов газа на случай форс-мажорных обстоятельств при транспортировке газа.

ВАЖНОЕ О ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Природный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Чистый природный газ не имеет цвета и запаха! Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — от 70 до 98%; также в его состав входят  этан, пропан и бутан. При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Природный газ легче воздуха, горюч и взрывоопасен!

ОХРАННАЯ ЗОНА ТРУБОПРОВОДА, СКВАЖИНЫ

Для чего нужна охранная зона трубопровода? Все мы прекрасно понимаем, что трубопроводы и технологическое оборудование, работающее под избыточным давлением и газом потенциально опасно. Потенциально опасными производственными факторами трубопроводов и технологического оборудования под газом являются взрыв; разлет осколков грунта и разрушившегося трубопровода; открытый огонь, пожар; повышенная температура воздуха, предметов; пониженная концентрация кислорода; дым и продукты сгорания; повышенный уровень звукового давления;  высокое давление; экологическое загрязнение окружающей среды.

Для того чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию газопровода и станций подземного хранения газа,  в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1998 г. №584 «Об утверждении «правил охраны магистральных трубопроводов» устанавливаются охранные зоны:

-вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

— вдоль трасс многониточных трубопроводов — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

— вдоль подводных переходов — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;

— вокруг станций подземного хранения газа — в виде участков земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны;

— вокруг газовой скважины — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий скважины на 50 метров во все стороны.

В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ТРУБОПРОВОДА, СКВАЖИНЫ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-перемещать, засыпать, повреждать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты;

— возводить любые постройки и сооружения;

— проникать на территорию или открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, блок-боксов систем телемеханики, ограждений узлов линейной арматуры, радиорелейных станций, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, зданий и сооружений трубопроводов, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

— устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

— разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;

— бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

— разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;

— производить самовольные, не согласованные с предприятиями трубопроводного транспорта раскопки и земляные работы, а также осуществлять всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, средств технологической связи и телемеханики либо привести к их повреждению;

— высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;

— сооружать и совершать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать огороды;

— производить мелиоративные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

— производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта;

— производить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов);

— производить фото- и видеосъемку.

ДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН (ОЧЕВИДЦЕВ) ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

  1. Сообщить об аварии в местное подразделение МЧС Республики Беларусь по тел. 101; диспетчеру «Мозырского ПХГ» по тел.: 37-56-17, +37544-727-68-22. При наличии пострадавших дополнительно позвонить по тел. 103.
  2. Вывести пострадавших из опасной зоны, не рискуя собственной жизнью. Отключить все бытовые приборы, котлы от электросети, погасить свет, источники открытого огня и искрообразования. Эвакуироваться из опасной зоны в наветренную сторону на расстояние не менее 300 м.

Материалы подготовила Ольга АРДАШЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *