Мозырянка Александра Чижик — прима-балерина Большого театра оперы и балета Республики Беларусь

Чтобы стать  артистом балета, который способен вести разговор на языке танца, жеста, нужно обладать особыми природными данными, одаренностью и учиться в специальной школе.

Александра ЧижикКогда на каком-либо телеканале транслируется балет, а в главной роли значится имя ведущей солистки Александры ЧИЖИК, то в Мозыре каждый раз за выступлением следят и волнуются не только ее родители Евгений Константинович и Нелли Владимировна, но и все горожане, искренне радующиеся успеху балерины, а также гордящиеся тем, что девушка прославляет родной город и Республику Беларусь на мировом культурном пространстве.

В беседе с корреспондентом нашей газеты прима-балерина Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Александра Чижик рассказала о своем творческом пути, а также призналась в том, что сцена требует от танцовщиц любви к профессии, твердого характера, огромной силы воли и грандиозного трудолюбия.

Представляем собеседницу:

*Александра Чижик — прима Большого театра Республики Беларусь;

*выпускница Белорусского государственного хореографиче-ского колледжа;

*с 2010 г. работает в труппе Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь;

*обладательница серебряной медали VI Открытых молодежных дельфийских игр государств-участников СНГ (Армения, 2010);

*лауреат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;

*лауреат III Международного конкурса балета в Астане (2016).

В богатом репертуаре балерины — партии в классических и современных постановках, такие, как Одетта/Одиллия в «Лебедином озере», Маша в «Щелкунчике», Фея Сирени в «Спящей красавице» П.И.Чайковского, Китри в «Дон Кихоте» Л.Минкуса, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Б. Астафьева, Эсмеральда в одноименном балете Ц.Пуни, Любимая в «Маленьком Принце» Е.Глебова, Солистка в «Шести танцах» В.А.Моцарта, Ядвига в «Витовте» В.Кузнецова и мн. др.

Любовь всегда находится в центре спектакля. Практически в  любом балете она — его душа. Там, где торжествует любовь, — там, прежде всего, женщина. И, так или иначе, балет во все времена ассоциировался, прежде всего, с женщиной: прекрасной балериной, грациозной и изысканной, царящей на сцене. Как тут не вспомнить знаменитое: «Одной ногой касаясь пола. Другою медленно кружит, и вот — прыжок, — и вот летит, летит, как пух от уст Эола…» (речь идет о знаменитых тридцати двух фуэте или взлете в воздухе в прыжке).

К слову, этот технический бум в женском классическом танце случился в конце XIX века, и повинны в нем итальянки, часто гастролировавшие в Петербурге. Для одной такой заезжей звезды, Пьерины Леньяни, выступавшей в Мариинском театре несколько сезонов подряд, в 1895 году был поставлен главный русский балет — «Лебединое озеро». Крепкая итальянка, блиставшая отличной пуантной техникой, как раз в то время сражала Петербург своим фуэте — невиданным типом вращения. Необыкновенным было само количество оборотов на одной ноге — никому и в голову не приходило, что такое возможно. Старик Петипа тут же пристроил новинку в коду — самый конец па-де-де Одиллии и Принца, подобрав для этого подходящую музыку (благо Чайковский написал с избытком). Так раз и навсегда было узаконено максимальное количество фуэте — 32 штуки, по количеству музыкальных тактов.

* * *

— Александра, в своем достаточно юном возрасте вы успели уже покорить зрителя как великолепная солистка. Когда и где начинался ваш путь в балет?

— Наверное, с раннего детства. По рассказам родителей, пританцовывала, сидя у папы на руках, под музыку Олега Газманова «Ты морячка, я моряк…». Было понятно мое неравнодушие к музыке и танцу. Родители присмотрелись к моим способностям и в 4-5 лет отдали в кружок бального танца. А с 6 лет в моем активе уже была детская школа искусств №2 по классу танца и игры на цимбалах. Параллельно овладевала знаниями в СШ №15.

— А тяга к балетному искусству как появилась?

— В нашей семье, как со стороны отца, так и со стороны матери, нет профессиональных музыкантов, артистов или танцоров. Правда, папа — творческая личность от природы: пишет тексты, музыку, играет на гитаре, хотя не имеет музыкального образования. Является победителем и лауреатом многочисленных конкурсов авторской песни не только в Беларуси, но и в рамках СНГ. И, наблюдая за его стремлениями, всегда появлялось желание тоже чего-то достичь. Прислушавшись однажды к совету педагога по классике в ДШИ №2, которая заприметила у меня незаурядные способности в плане гибкости, растяжки, родители решили отдать меня в хореографический  колледж.

— Попали туда  без проблем?

— Для поступления выдержала три  тура испытаний. Танцевать нравилось больше всего, особенно народный танец. В третьем туре танцевала «Арлекино» на песню Аллы Пугачевой. Было непросто, но я поступила. Однако впереди был самый главный экзамен — психологический барьер как для меня, так и для родителей. Сложно было домашнего ребенка оторвать от семьи. Теперь эту ступеньку преодолевает мой брат Святослав, у которого, глядя на меня, тоже появилось неравнодушное отношение к танцу.

— Как состоялось ваше первое свидание с балетом?

— Я не строила каких-то иллюзий насчет будущего, причем ни Уланова, ни Плисецкая вовсе не были моим идеалом, к которому я хотела бы стремиться. Я даже в принципе не имела представления о балете. И вот, будучи ученицей колледжа, в 1 классе нас повели на спектакль «Эсмеральда», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Было трудно, но постигать азы становилось все интереснее. Делала свои первые шаги на сцене. Училась стоять на пальцах, делать сложные элементы и знаменитые 32 фуэте.

— Вам повезло с педагогами?

— Я благодарна школе за то, что у меня были прекрасные учителя. Совсем небольшой период времени с нами работала Ирина  Савельева, а затем почти до самого выпуска — Нателла Дадишкилиани и Марина Петрова. Талантливые педагоги постарались передать нам, молодым, не только свою любовь к искусству, но и все секреты балетного мастерства. С этого периода благодаря им я почувствовала настоящую любовь к балету.

— С какими итогами подошли к завершению хореографического колледжа?

— С достаточно высокими баллами по всем предметам.

— Как вы попали в Большой театр?

— Считаю, что мне, как и моим одноклассникам, повезло. На экзамен по классике пришел художественный руководитель Большого театра Беларуси Юрий Троян и отобрал 4 девочки и 4 мальчика.

— Труппа приняла молодежь доброжелательно?

— Наверное, как и везде, к новичкам присматривались. Но смена поколений — это естественный процесс. Согласитесь, балет — это искусство молодых. И, скажем, Джульетту не сможет сыграть 40-летняя балерина, в какой хорошей форме она бы ни была. Где-то лет через 15 я тоже должна буду уступить место юным. Такова жизнь…

— Первое выступление запомнилось?

— Каждая балерина проходит путь от кордебалета к  солистке (танцует двойки-тройки) и затем к ведущей солистке. Выпускники колледжа попадают сначала в кордебалет, и если художественный руководитель видит в них какое-то зерно, то дает попробовать «сольный кусочек» в спектакле. Для меня таким кусочком стал русский танец в балете Елизарьева «Щелкунчик».

— Волновались?

— Несомненно. Но справилась успешно, и после этого стали давать роли двойки-тройки (маленькие лебеди) в «Лебедином озере». Через год перевели в разряд солистов, и через какое-то время я уже получила партию Заремы в «Бахчисарайском фонтане», которая до сих пор является одной из любимых.

— Александра, вы на сцене уже более 6 лет, что для вас танец?

— Балет — это моя жизнь. Очень важно прожить ее на сцене вместе со своей героиней, пропустить ее через свою душу, сердце, иначе до зрителя не дойдут смысл, эмоции, переживания…

— Как выглядит один из будних дней балерины?

— Каждое утро и у артистки кордебалета, и у ведущей мастер-сцены начинается одинаково — у станка. Классика, рутина, как ни назови, но именно эти ежедневные упражнения позволяют затем артистам порхать над сценой. Верх искусства — скрыть эту сложность. И это достигается путем огромного труда. Для нас не существует понятия «не могу».Есть одно — «надо».

— Какие качества характера присущи артисту балета?

— В первую очередь, нужна выносливость. Наша профессия, конечно, очень женственная, но отнюдь не женская. Труд балерины требует огромной силы воли. Но это то, без чего я уже не могу. Балерины только на первый взгляд кажутся хрупкими и изнеженными. На самом же деле это настоящие пахари. Алгоритм успеха артиста базируется на выносливости, трудолюбии, дисциплине. И только потом сюда добавляются музыкальность, пластичность и растяжка. Балет очень дисциплинирует плюс к этому дарит шанс выразить себя, посмотреть мир. Мне кажется, это прекрасная возможность расти в искусстве.

— Что вам доставляет удовольствие?

— Овации зала. Понимание того, что ты работал не зря, если зритель оценил твое выступление так эмоционально.

— Блистательная балерина, блистательная женщина, блистательная карьера. Насколько это долговечно?

— У всего есть свое время. Нам приходится себя ограничивать, чтобы не набрать лишний вес. От роста минус 120 — это формула для расчета идеального веса балерины. Его она обязана придерживаться на протяжении всей своей карьеры. Балерины уходят на пенсию после 20 лет стажа.

— Какими событиями для вас был примечателен этот год?

— Я вышла замуж — это самое яркое событие из моей личной жизни.

Не считаю правильным, что и тему материнства надо откладывать до пенсии. В профессиональном плане  произошло также не менее важное событие: я дебютировала в партии Гамзатти в балете «Баядерка» Л.Минкуса сначала на сцене столичного театра, а затем выступила в постановке художественного руководителя балетной труппы «Астана Опера» народной артистки России Алтынай Асылмуратовой в Астане. Партия волевой, ревнивой индийской принцессы, гордой красавицы Гамзатти наполнена мощными танцами и тонкой нюансировкой жестов и эмоций. Для ее исполнения потребовались истинная виртуозность, техничность и уверенность. Гамзатти — одна из сложнейших ролей в моем репертуаре как в физическом, так и в актерском плане. В сентябре посчастливилось выйти на сцену в Астане еще раз в рамках международного конкурса, в котором мы с ведущим артистом нашей труппы Константином Героником заняли 3-е место.

— Что в ваших планах на ближайшее время?

— Мы отправляемся в ежегодный рождественский гастрольный тур. С 10 декабря по 21 января «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в постановке Большого театра Беларуси увидят зрители Германии и Австрии. За время гастрольного тура планируется 15 раз показать европейской публике «Лебединое озеро» и 18 раз — балет «Щелкунчик».

— Александра, притяжение родины, наверное, сильнее всего ощущается за границей?

— Верно. Как бы там не было хорошо, всегда хочется быстрее вернуться в Беларусь, где тебя любят и ждут.

— А с чем у вас ассоциируется слово «родина»?

— С родным городом, где живут мои близкие. А еще, помните, в известной песне: «…С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может, она начинается с той песни, что пела нам мать, с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять…» И у меня для всего этого есть место в сердце.

— Дома часто удается бывать?

— К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Последний раз были с мужем на юбилее у моей бабушки Лидии Александровны. Наш приезд для нее оказался (по ее словам) самым дорогим подарком. Я безмерно горжусь тем, что я — мозырянка. Горжусь Мозырским нефтеперерабатывающим заводом, где работает мой папа Евгений Константинович, горжусь мозырянами: спортсменами, артистами, простыми тружениками, которые поднимаются на пьедесталы почета для награждения. И если, оказавшись где-то за границей, слышу гимн Беларуси, то не скрываю эмоций и мысленно оказываюсь на родине. Наверное, это свойственно каждому, кто связан с родным краем крепкими незримыми нитями.

Коротко о главном

— К чему стремитесь в профессиональном плане?

— К росту. Для совершенства нет предела.

— Ваш жизненный принцип или девиз, которым вы руководствуетесь?

— Помогать тем, кто в твоей помощи нуждается.

— Что бы вы посоветовали тем, кто стоит перед выбором профессии?

— Прислушиваться к своему серд-цу.

— У вас есть мечта?

— В профессиональном  плане — станцевать то, что еще не станцевала, а в личном, — чтобы все родные и близкие были здоровы и счаст-ливы.

— Зная все сложности балета, все грани этого искусства, своих детей вы отдали бы в эту профессию?

— Не настаивала бы. Важно, чтобы это было желание ребенка.

От автора

Прима в момент триумфа: она сияет в свете рамп, в руках — букет цветов. Она счастлива, и вмиг забываются все муки: слезы, кровавые мозоли и растянутые связки. Она счастлива, ведь только та, кто танцует сейчас, вправе называться царицей сцены! Ну вот и все. Мне пора на вокзал. Прощаюсь со своей обаятельной героиней. Еще раз оборачиваюсь и машу ей вслед рукой. Грациозная походка и красивая осанка сразу выделяют Александру  из густой столичной толпы. Кто эта девушка? Не балерина ли? Именно!..

2SY72P1J8XM06_baletb54B59x9oaQ z_0180c4db YBf9wnSExiQ YBbDVm1VlUo ssvoLOqY0fE SPr_mUBjS4s mDR-RLiI8n4 KLy8k6R0Nro image

Наталья КОНОПЛИЧ, фото из архива

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *