Журналист? Почините мне телевизор!

Юлия ПрашковичНе проходит и дня, чтобы в редакцию «Жыцця Палесся» не обратилось хотя бы несколько местных жителей.

Нам всегда приятно вступать в диалог с нашими читателями. Кто-то делится своей случайной радостью, кто-то рассказывает о хороших людях, кто-то сообщает об интересном событии, для кого-то важной становится определенная проблема, которую впоследствии удается решить в том числе и с нашей помощью. А кто-то уверен, что разобраться в сложившихся обстоятельствах обязана исключительно редакция. Причем абсолютно неважно, что обозначенная проблема не находится в компетенции журналистов. Если об этом попытаться сказать, рискуешь услышать в свой адрес обвинения в равнодушии и бездеятельности.

Приведу несколько примеров.

Пожилая жительница одной из деревень района расстроена тем, что соседка «покрала на суп всех кур». Интересуюсь, имеются ли доказательства преступления. «А то як жа!» – отвечает звонившая. Объясняет, что уже не в первый раз видит, как женщина из соседнего дома чуть ли не ползком с большим пакетом пробирается на территорию «вражеского» двора. Засвидетельствовать «настоящий беспредел» не смог ни участковый инспектор, ни председатель сельского Совета, потому как к ним наша читательница просто не обращалась. Почему? «Так то ж вы можете решить. А если не решите, напишу Президенту!» – вот такой ответ. Можно было бы объяснить столь странный звонок, скажем мягко, не очень хорошим психологическим самочувствием женщины. Однако чуть позже выясняется, что представившаяся гражданка проблем со здоровьем не имеет: находится в отличной форме в самом расцвете своих молодых сил. Приятно, конечно, что она убеждена во всемогуществе газеты, однако тратить свое время на решение подобных «проблем» журналисту совсем не хочется. Вместо того, чтобы встревать в какой-то странный, должно быть, личный конфликт соседей, сотрудники редакции могут помочь кому-то в решении действительно сложной проблемы, написать интересный материал, встретиться с хорошим человеком, история которого «подстегнет» других к чему-то действительно важному.

Но… этого не удалось объяснить и Николаю А. Пожилой человек убежден в том, что редакция газеты каким-то образом может повлиять на соседских собак, которые «брэшуць и днем и ночью». В конце достаточно длинного и сложного разговора наш читатель уточняет: «Так, когда вы приедете разбираться?» Наш отказ от поездки его сильно разочаровывает. «Никому сегодня нельзя доверять!» – резюмирует сельский житель и кладет трубку.

Кстати, большинство звонивших в редакцию пытаются с нашей помощью решить проблемы личного характера: конфликты между односельчанами в последнее время все чаще побуждают людей обращаться с достаточно странными просьбами в самые разные учреждения, в том числе и к нам. Злоба, агрессия, обида – вот только некоторые эмоции, которые отравляют жизнь нашим землякам. И практически в каждом таком случае человек отказывается идти на мировую со своими односельчанами, соседями, родственниками, коллегами. Объясняют это просто: «Терпеть их не могу!» Порой кажется, что подобные ссоры для людей становятся единственным развлечением в жизни – тем самым стимулом, который рождает в людях активность, желание жить. Правда, это желание основано исключительно на том, чтобы, встретив новый день, отомстить своим «обидчикам». Любой ценой.

Как-то в пятницу после обеда снова раздался телефонный звонок. Женщина, категорически отказавшаяся представиться, в течение достаточно длительного времени перечисляет «преступления» одного из председателей сельского Совета: «Бегает, командует, а сама огород свой запустила – трава по пояс». Это последний и, по мнению звонившей, самый главный аргумент. Чего же она хочет от редакции газеты? Все просто: желание говорить о других гадости пересиливает здравый смысл. Объясняем, что «на произвол» руководителя всегда можно пожаловаться вышестоящему лицу. Да и для начала следует хотя бы представиться. Как минимум половина жалобщиков отсеивается после просьбы оформить свое обращение письменно, указав личные данные. Объясняем, что подобные меры прежде всего принимаются для того, чтобы редакция могла послать обращение на реагирование в ту или иную организацию. Но даже этот аргумент не убеждает людей назвать свое имя. И жалоба становится самой обычной клеветой, за которую, к слову, предусмотрена административная, а то и уголовная ответственность.

Определенное количество читателей рассматривает газету как информационный центр, где можно получить справку по любому поводу. Отсюда большое количество читательских вопросов. Часть вопросов касается не только их автора, но могут заинтересовать и других.  Например, проблемы юридического порядка, работы бытовых служб и многие другие. В таких случаях мы обязательно привлекаем специалистов для организации в газете квалифицированных консультаций. Но бывают обращения, которые просто сбивают с толку. Так, звонит как-то нам молодая женщина. Раздраженным голосом дама интересуется: «Почему у меня не работает телевизор?!» Признаюсь чест-но, не сразу нашлась что ответить. Наша читательница лучшим способом решения своей проблемы посчитала звонок в редакцию. В службы, которые непосредственно могут решить указанную проблему, женщина не обращалась. Точно так же, как и наш постоянный читатель Василий П., который попросил подсказать телефон автовокзала. На наш комментарий о том, что вы звоните в редакцию газеты, а не в справочную службу, звонивший отреагировал достаточно интересно: «А вы что не можете позвонить в справочную службу, а потом перезвонить мне?!»

Безусловно, звонок читателя может дать повод для интересной командировки, подтолкнуть к злободневной дискуссии. Диалог с нашими подписчиками обогащает как журналиста, так и всю редакцию. Звонившие рады, если по их сигналу будет проведена хоть какая-нибудь работа. Однако читатель должен понимать, что сотрудник редакции не обязан выезжать по первой просьбе читателя. Какое-то сообщение журналист может посчитать интересным с точки зрения написания будущего материала. В этом случае он обязательно отправится в поездку по району. Но тогда звонивший ни в коем случае не должен представляться анонимом, да и сообщить он должен что-то действительно интересное. Также журналист может составлять для себя так называемые «закрытые» обзоры: если участился поток жалоб по определенной теме, для редакции это сигнал для командировки.

Вместе с тем для журналиста существуют и другие способы услышать мнение аудитории. Речь идет о постоянных рубриках газеты: блиц-опрос, круглый стол, прямая линия. Да и прийти в редакцию может каждый. Кстати, в этом случае речь будет идти о честном разговоре: когда собеседник журналиста не прячется за злобным шипением в телефонной трубке, а искренне и правдиво говорит о наболевшем при личной встрече.

Радует, что наряду со странными просьбами «не по адресу» в редакцию дозваниваются действительно со стоящими предложениями. Не раз таким образом нашим журналистам подсказывали темы для интересных материалов, замечательных людей, о которых у наших авторов получилось здорово написать. Многие благодарят за ту или иную статью. Другие искренне рассказывают свои жизненные истории: просто так, не для печати. И это – дружба. Большая теплая дружба редакции и преданных читателей, которых мы искренне благодарим за внимание к газете!

Юлия ПРАШКОВИЧ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *