Агроусадьбы Мозырщины: свадьбы не будет?

В агроэкотуризме грядут перемены.

Указ от 2 июня 2006 года №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» принес свои результаты: на конец 2006 года в стране работало 54 агроусадьбы, сейчас зарегистрировано больше 2 тысяч. В Мозырском районе  — 9. А теперь самое время вступления в силу закона развития всего материального мира (по гегелевской диалектике)  — закона перехода количественных изменений в качественные.

Министрество спорта и туризма выступило инициатором внесения изменений в Указ от 2 июня 2006 года №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» еще в прошлом году. Cвадебные, юбилейные и другие торжества, ритуальные мероприятия, которые сегодня проводят в стенах агроусадеб, предлагается признать предпринимательской деятельностью. Соответственно, она должна осуществляться с учетом требований законодательства и подлежать налогообложению в установленном порядке  — так отмечается в документе.

Как информирует БелТА, в проекте указа обозначено, что общее количество агроэкотуристов, которых могут принимать хозяева усадьбы одновременно, не должно превышать 20 человек, но с оговоркой, что ограничение не касается экскурсионных групп и участников событийных мероприятий. В указе также предлагается закрепить то, что услуги в сфере агроэкотуризма должны оказываться при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, а в доме должно быть не более 10 жилых комнат (по нынешнему законодательству  — не более 5). Еще одно важное новшество  — преференции для агроусадеб распространят и на объекты в курортной зоне. Сейчас действие Указа от 2 июня 2006 года №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» не касается агроусадьб в курортной зоне Нарочанского региона. Обновленный указ, как предлагается, должен заработать с 1 января 2019 года (ранее его предлагали ввести с 1 марта 2017 года). Напомним: проект  — в стадии рассмотрения.

Предполагаемые изменения вызвали некий резонанс: одни считают корректировку как нельзя своевременной и объективной, другие говорят о неприятных последствиях, которые неминуемы со вступлением в силу нового законодательного акта.

Николай Леонтьевич ЛИПСКИЙ, зам. начальника отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома:

— Для Беларуси, страны, где отрасль туризма развита не на таком высоком уровне, как у наших географических соседей  — стран Прибалтики, в Польше, Украине, агроэкотуризм стал «красивой национальной идеей», привлекательным социальным и экономическим проектом, благодаря которому значительно похорошело село, создались новые рабочие места, приехал иностранный турист. Белорусы издавна славились госте-приимством, и, наконец, об этом широко заговорили извне.

Самыми решающими факторами развития экотуризма стали не только живописнейшая белорусская природа, желание и умение вкусно приготовить и подать, но и очевидные экономические выгоды для самих владельцев усадеб. Были созданы  невероятные экономические условия для развития и укрепления усадеб: указом Президента Республики Беларусь предусмотрено предоставление кредитов ОАО «Белагропромбанк» субъектам агроэкотуризма для реализации проектов в сфере агроэкотуризма в 2010-2020 годах в сумме до 2000 базовых величин на срок до 5 лет (физическим лицам  — до 7 лет) с уплатой 5% годовых, уплата разового годового сбора (всего 1 базовая величина). Со временем проект сельского туризма стал благоприятным прикрытием для устроителей банкетов и свадеб в коттеджах, мало похожих на сельские дома. Если на примере Мозыря это мало заметно, то коттеджные поселки в районе Минска явно наталкивают на мысль о том, что белорусская «хата» стала терять лицо, фактически «агроусадьбы» стали субъектами ресторанного бизнеса с сельской пропиской. Поэтому логично, что теперь они должны подчиняться совсем другому налогооблажению. Проект с идеей возрождения села стал бизнесом, который приносит миллиардные прибыли. Все понимают, что назрела острая необходимость законодательных изменений.

И вот еще важный момент: если в усадьбе есть кухня, то, считаю, санитарным нормам в этих субъектах хозяйствования тоже нужно уделять особое внимание: за здоровье туриста мы не должны беспокоиться. И особенно учитывая тот факт, что агроусадьбы посещают не только взрослые, но и дети. Но пока в этом плане агроусадьбы бесконтрольны. Спрос с агроусадьб минимален, что это считаю нечестным в отношении тех, кто также принимает гостей, например, в городских ресторанах и кафе. На заседании совета по туризму, который действует в Мозырском районе (в совет по туризму входят представители различных отделов и управлений Мозырского райисполкома, представители гостиничного бизнеса, субъектов питания и агроэкотуризма), сошлись во мнении: это несравнимые величины — те налоги, которые выплачивают, скажем, гостиничный комплекс «Припять», развлекательный центр «Спутник», любой городской ресторан, и то, что в доход государства исчисляют субъекты мозырского агроэкотуризма. Налоговая нагрузка отличается в разы!

Совсем скоро из новой редакции Закона «О мерах по развитию агроэкотуризма Республики Беларусь» мы узнаем, как будет регулироваться этот сегмент экономики. Но очевидно, что в усадьбах по-прежнему можно будет предоставлять жилые комнаты, обеспечивать питанием с использованием продукции собственного производства, ознакамливать агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями, проводить спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, катать на животных и гужевом транспорте, предоставлять инвентарь для спорта и отдыха, транспортно обслуживать агроэкотуристов.

Зоя Николаевна ЗМУШКО, директор центра поддержки предпринимательства ООО «Бизнесцентр»:

— Принесут ли запреты и ограничения пользу, не подорвут ли экономику усадьб? Государственный подход к этому вопросу в любой стране, на мой взгляд, понятен: максимально увеличить доходную часть бюджета и при этом не потерять туриста. Убеждена, что будет разработан удобный для всех механизм, который позволит достойно выйти из конфликтной ситуации с минимальными потерями: турист останется довольным, рынок приспособится к новым условиям на основе честной конкуренции, а бюджет при этом пополнится новыми поступлениями. По замыслу законодателя, у владельцев усадьб будет 2-годичный переходный период для приведения своей деятельности в соответствие с новыми нормами указа. Думаю, этого времени будет достаточно, чтобы сориентироваться в новых обстоятельствах. В целом же я сторонник того, чтобы правила игры устанавливались на ближайшие 5 лет и не изменялись.

Для большинства владельцев агроусадьб  — простых сельчан  — преобразование в юрлицо или переход в предпринимательство будет не просто и может привести к за-крытию их небольшого бизнеса. Для ведения дел необходимо освоить строгие правила документоведения и отчетности. Не все же владеют этими навыками и нюансами ведения бизнеса, а ошибаться в некоторых моментах недопустимо  — это наказуемо.

Считаю, идеально для нынешней ситуации в корень не менять существующую структуру агроэкотуризма. Возможно, стоит разумно увеличить налоги. Владельцы агроусадьб, скорее всего, с этим согласятся: 1 базовая величина в год, которую они платят, это не так уж и накладно для них. Причем подойти к этому вопросу стоит индивидуально: налог для тех усадьб, которые расположены недалеко от Минска, областных городов и курортных зон, на мой взгляд, должен быть выше. Разумна также идея привязать ставку налога к размеру усадьбы.

По поводу свадеб: проведение тех или иных праздников в различных странах имеет свои этнические особенности. Если в агроусадьбе проводят свадьбу по всем народным традициям Беларуси, если она познавательна и не превращается в банальный банкет, лично я не вижу в этом ничего предосудительного. Думаю, не стоит запрещать проводить такие свадьбы. Наоборот, это тоже популяризация всего белорусского: не только иностранцу будет интересно быть гостем на таком празднестве, но и наша молодежь посмотрит традиции и обычаи Беларуси.

Агроэкотуризм и ресторанный бизнес сегодня рассматриваются как конкурирующие стороны. Возможно, это так, но для обычного потребителя это только плюс, у нас есть возможность выбора по ценам и по качеству. Это великолепно, когда есть выбор!

Считаю, что введение пятидневного безвизового режима для граждан 80 стран будет только способствовать развитию белорусского сельского туризма. Сегодня мы должны еще больше говорить о своих возможностях, а именно о наших туристическом продукте, услуге. Владельцы агроусадьб  — люди инициативные, но, приходится констатировать, не настолько продвинутые в вопросах маркетинга, как хотелось бы. Было бы здорово видеть на информационном пространстве интернета красочные и наполненные необычными материалами сайты об усадьбах. На месте иностранца я бы с удовольствием отправилась в белорусскую глушь, чтобы отведать необычные блюда, поучаствовать в аутентичном обряде, даже просто порыбачить и посидеть у костра. Агроэкотуризм  — это настоящая белорусская фишка, в европейских странах такого нет, там процветает либо придорожный сервис, либо растут, как на дрожжах, фешенебельные туристические комплексы. И налоги в этом сегменте бизнеса намного выше, чем у нас.

Марина Михайловна ЖУК, заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Мозырскому району:

— Пропагандируя агротуризм, государство определяло цель  — развить сельскую инфраструктуру, привлечь горожан, ино-странцев, наконец, инвесторов к отдыху в глубинке. Агроусадьба стала удобным инструментом для создания положительного имиджа белорусской деревни, нашей культуры, быта сельского жителя. Перед посетителями агроусадьб открылась великолепная возможность познакомиться с природой и национальными традициями Беларуси. Но эта идея отчасти была дискредитирована: гостей у нас сегодня принимают не в аутентичных сель-ских домах, а в загородных коттеджах, где вместо народных обрядов  — банкеты, празднование различных торжеств. Произо-шла подмена понятий  — назрели изменения в Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

В 5 пункте указа перечислено, какие услуги вправе оказывать субъекты агротуризма: «предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов», «обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства)», «организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ» и «иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов». Видимо, формулировка «иные услуги» в какой-то момент получила слишком широкую трактовку.

Нужно понимать: оказание услуг в агротуризме и проведение корпоративов  — это различные виды деятельности. Ставка сбора для владельцев агроусадеб составляет на сегодня 1 базовую величину в год. А корпоративы, свадьбы  — это уже предпринимательская деятельность. Не вижу проблем: владелец агроусадьбы имеет право зарегистрироваться в качестве предпринимателя. При этом ему нужно будет вести отдельный учет доходов.

Сложно комментировать проект указа и говорить о том, «как было бы лучше». Нельзя всех «под одну гребенку» (я о ставке налога), ведь функ-ционируют совершенно разные агроусадьбы: те, кто только начинает принимать гостей, являясь истинным патриотом и энтузиастом в продвижении всего белорусского, и те, кто зарабатывает миллиарды, приглашая в банкетные залы. Четкую грань между самобытной сельской жизнью с подсобным хозяйством и ресторанным бизнесом, уверена, проведет новый законодательный акт.

Вячеслав Васильевич ЩЕРБИН, владелец ресторана «Славянский»:

— Конкурентная среда предполагает равные условия, но не в случае с агротуризмом. Совершенно уверен: ни одна агроусадьба сегодня не сможет работать в условиях индивидуального предпринимательства, хотя бы исходя из той позиции, что требования к объектам общественного питания строги: проверки санитарной эпидемиологической службы без спецподготовки им точно не выдержать. Еще один момент: субъекты агротуризма за газ и электроэнергию оплачивают по тарифам для физических лиц. А это уже значительная экономия. Это не считая просто фантастических налоговых послаблений, льгот… Давайте признаем: агротуризм стал для многих отличным коммерческим проектом  — ресторанно-гостиничным бизнесом. Можно говорить о нездоровом демпинге: усадьбы, сбивая цены, лишают рестораны и гостиницы клиентов, при этом, повторюсь, не уплачивая почти ничего. Но ведь изначально агроэкотуризм  — это нечто иное. Полностью согласен с законодателями в том, что свадьба  — это абсолютно предпринимательская деятельность, и все, что касается ее организации,  — питание, музыкальное сопровождение  — должно облагаться в соответствующем порядке. Надеюсь, новый указ поставит нас в одинаковые условия. Чтобы вы понимали: мы не просим проверок или чего-то в этом роде для агротуризма, мы просим равных условий, честной конкуренции, раз нам доводится работать в одном сегменте.

Если не предпринять никаких мер, сложно сказать, что будет завтра. Что скрывать? Зарплаты либо упали, либо держаться на месте  — посетитель редко идет в ресторан, экономит — года два назад субботы были расписаны на полгода вперед, пятницы — на 2-3 месяца. За последнее время в городе закрылось три ресторана: «Папараць-кветка», «Зебра», «Кабачок». Будем надеяться, что ситуация усугубляться не будет.

Сегодня идет жесткая борьба за каждого клиента, предпринимается множество мер, чтобы привлечь внимание новых посетителей: снижаем цены, готовим бизнес-ланчи, проводим различные развлекательные мероприятия с нашими гостями  — делаем все, чтобы отдых в нашем заведении был запоминающимся. Кроме того, у нас два магазина кулинарии, работает кондитерский цех, кондитеры предлагают изумительную выпечку, а наш тирамису будто вчера привезен из Италии спецрейсом.

Наша компания  — это маленькое предприятие, где трудятся 45 человек. И, естественно, у меня есть определенные социальные обязательства перед ними. В первую очередь, речь идет о достойной зарплате. Вполне нормальны, объяснимы беспокойства о возможности содержания такого количества штата и в целом нормальных условий хозяйствования, получения прибыли. Если будут созданы равные условия, волнений, считаю, поубавится не только у нашего коллектива  — у всего белорусского ресторанного бизнеса.

Александр Дмитриевич ХАРЬКОВ, владелец агроусадьбы «Калинка»:

— Когда узнал, что грядут большие перемены в агроэкотуризме, честно скажу: пропало всякое желание работать. И так у многих — такое мнение сложилось в ходе переписок на форуме. Проведение свадеб, корпоративов  — это дополнительная доходная часть агроусадеб, позволяющая содержать этот сезонный бизнес с приемлемыми ценами для туристов. Считаю, что не стоит запрещать проводить у нас эти мероприятия. Иначе указ приведет к катастрофическим последствиям. Многие брали льготные или обычные потребительские кредиты, думали, что до 2021 года, как было прописано в законе, ничего не будет меняться. А как теперь их отдавать? На мой взгляд, разумнее всего в сложившейся ситуации увеличить налоговый сбор и сделать это дифференцированно. Например, «Калинка» находится недалеко от города, с меня можно взять побольше, Лельчицы  — маленький городок, там и свадеб-то проводится немного  — с них поменьше, а с тех, кто «сидит» возле Минска и собирает самые сливки, и спрос должен быть соответствующий.

Мы говорим о конкуренции. Но к чему она привела? Рестораны впервые за последние годы не подняли цены, впервые разрешили приводить своих музыкантов, приносить свое спиртное и что-то из продуктов к столу. К клиентам стали подходить индивидуально. Впервые рестораны начали придумывать что-то новое для привлечения клиентов, что, несомненно, отметили простые посетители. Я не скрываю, что в агроусадьбах, в том числе и в нашей, цены ниже ресторанных. Со мной даже поторговаться можно  — все то, что касается стоимости, у нас очень гибко. Мы согласны платить такие же налоги, как и в ресторане, ведь разница в налогах между нами только в том, что ресторан платит 5% от прибыли, а мы одну базовую в год, все остальные налоги в одинаковом порядке: тот же подоходный, тот же ФСЗН. То же касается и тарифов по комунальным услугам, ибо тарифы для физических лиц ограничены нормами, а дальше платить приходится по тарифам, как и ресторану. Так что затратная часть примерно одинакова, но ресторан имеет преимущество по расположению: находится в месте большого скопления людей  — обычно в городах.

Двух лет переходного периода для меня будет достаточно, чтобы довести до ума кухню, территорию, составить строительный проект и перейти в разряд ресторанно-гостиничного бизнеса. Изначально было понятно, что на таких условиях мы долго работать не будем. Но скажу: если бы не был принят Указ №372, не было бы и всего того, что сейчас имею. По самым скромным подсчетам открыть этот бизнес в соответствии со всеми нормами Республики Беларусь стоит около 500 тысяч долларов. А все начиналось с того, что в 2009 году мы приобрели сельский Дом культуры в деревне Гурины (он шел под снос)  — дерзнули себя попробовать в роли хозяев, начали принимать посетителей. Указ позволил мне и таким, как я, не имея огромных сумм, постепенно наработать необходимые средства для реконструкции здания под данные нормы. Ведь только проектные работы для разработки такого объекта для юридического лица стоят десятки тысяч долларов. В декабре 2010 года мы уже принимали гостей, к нам приезжали и французы, и немцы, вся Беларусь гуляла на наших свадьбах. Агроусадьбы строили не крутые бизнесмены. Энтузиасты, которые поверили в идею и свои силы. Любой бизнес предполагает риски, а бизнес в деревне вдвойне, ведь село — это не проходное место. Нужно было привлекать клиентов доступными ценами, хорошей кухней, интересной программой, мы понимали, что народ устал от ресторанов и готов пробовать новые «изюминки», и мы работали.

Я понимаю, что будет очень сложно чисто технически перестроиться к новым требованиям даже тем, кто как бы попадает в название «настоящая агроусадьба», многие просто за-кроются. Например, предполагается, что кухня должна быть изолирована от жилого помещения. Как это осуществить в обычной деревен-ской «хате»? И еще множество «но», которые прояснятся в новой редакции. Мало того, если не зарабатывать на корпоративах и свадьбах в нашей не туристической и сезонной стране, то цена для туриста станет такой, что Турция и Египет будут в разы дешевле, и тогда проще закрыться. Что, собственно, может и произойти. Многие просто перейдут в разряд сдачи домиков в наем, что приведет к исчезновению самого понятия «агроэкотуризм», где туристам показывалась национальная сельская жизнь.

Многие рестораны сейчас говорят о равных условиях между ними и агроусадьбами, но ведь это совершенно разные направления деятельности, и попытаться уровнять их просто невозможно. Чтобы теоретически их уровнять, их надо по меньшей мере расположить рядом, что уже невозможно. Агроусадьбы не имеют гостей, которые в любой день приходят отдохнуть, покушать, в агроусадьбы едут только группами, в основном в летний период и только на выходные. В сравнении с ресторанами среднегодовая посещаемость агроусадьб очень низкая, и уменьшать цену за счет увеличения туристов не получится, что с легкостью могут делать рестораны. Рестораны не имеют сезонности. Также рестораны имеют возможность торговли на вынос, спиртными напитками, создавать магазины кулинарии, торговать кондитерскими изделиями, что запрещено агроусадьбам. Поэтому попытка уровнять эти два совершенно разных направления деятельности, хоть и похожих друг на друга, как может показаться на первый взгляд, приведет просто к исчезновению одного из них.

Недавно «National Geographic» назвал Беларусь лучшей страной в Европе для агротуризма. Это чистая правда. Но условия меняются…

А КАК У НИХ?

В Германии, Австрии, Италии, Чехии занятие сельским туризмом считается предпринимательской деятельностью и облагается налогами на равных условиях с другими субъектами хозяйствования. Аналогично в Польше и Латвии, однако существуют незначительные налоговые льготы. В Италии и Украине заниматься агроэкотуризмом можно только в условиях деятельности личных сельских хозяйств. При этом в Украине услуги по размещению и питанию туристов не освобождены от уплаты НДС, а доходы от аренды жилья и других помещений усадьбы облагаются по общей ставке налога с доходов физических лиц — 15%. В Латвии в случае проведения развлекательных мероприятий в сельских усадьбах налог на добавленную стоимость взимается в полном размере, так как считается, что в данном случае предоставляется услуга аренды помещений. По такой же ставке рассчитывается налогообложение, если предоставлены услуги питания и развлечений.

(Использован интернет-контент).

Ольга АРДАШЕВА

Фото автора и Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *