В Мозыре растут новые дома. И давление у педагогов…

Такие смешанные чувства испытываешь, когда наблюдаешь район новостроек возле СШ №16.

Где прибывает…

Сегодня в шаговой доступности от самой новой школы города на подходе к вводу в эксплуатацию четыре высотки плюс заложены новые фундаменты. А есть еще индивидуальный жилой сектор Наровчизны и микрорайона Южный, который, что-то нам подсказывает, вряд ли в полном составе отправится в Козенскую среднюю школу.

Миролюбиво в жанре праздничного репортажа и неизбежными журналистскими штампами предположили, что «специалисты СШ №16 ждут строительства новых домов со смешанным чувством: люди исполнили свою мечту о собственном жилье, но придется думать, как принять новых учащихся, и за счет скрытых резервов появилась возможность…»

Нас поправили с мрачной грустью: «Ждем этого момента с ужасом…» Суровая проза жизни: естественно желание каждого родителя, чтобы его ребенок по дороге в школу переходил улицу как можно меньше, но ведь и учебное заведение, простите за банальное сравнение, не резиновое. Открыто 8 одних только первых классов, и это еще не вся проблема: надо, кроме учебы, организовать группы продленного дня, для этого найти помещения. «Нет повести печальнее на свете…», чем процесс зачисления в школу с ночными дежурствами и составлением разнообразных «списков очередников», и это не самое драматическое. Во все инстанции поступают жалобы, что «надо «дать на лапу», чтобы приняли ребенка… берут детей по блату… избивают… унижают…» В октябре открыли долгожданный детский сад по соседству, поэтому своим коллегам школьные педагоги советуют запастись седативными препаратами, а в идеале — обзавестись своими адвокатами, потому что они гарантированно столкнутся с аналогичными обвинениями и оскорблениями.

Заветная мечта не одного поколения руководства средних школ №№9 и 13 — поработать в не переполненной школе — вроде бы осуществилась в 2012 году с вводом в эксплуатацию СШ №16. Однако сегодня в СШ №13 при плановой мощности 840 учеников уже учатся 1010 учеников, СШ №9 тоже работает сверх плановой загрузки — 1184 ученика, открыто 6 первых классов. Слабое утешение, но в самой СШ №16 при мощности 960 учеников обучаются почти полторы тысячи школьников.

На уровне фантастики…

Идеальный вариант решения проблемы — возведение еще одной школы. Специалисты от архитектурно-строительной сферы заверили, что в генплане развития Мозыря строительство школ и детских садов предусмотрено, но — как все уже догадались — нет финансирования… Да и строительство школы — это не дом КПД, куда уже через полгода можно въезжать со всеми пожитками…

Поэтому пока есть робкая идея — закрепить за СШ №16 конкретные дома, отправив всех остальных детей в другие городские школы. На наш субъективный взгляд, это предложение нереальное и «нервоза-тратное». Конечно, можно переадресовать в Козенки школьников, живущих по крайней мере на территории между железной дорогой и ул.Тимофея Абрамова. Но ведь возможен и такой вариант развития событий, когда ребенку, имеющему проблемы со здоровьем, сегодня это, увы, не редкость, разрешат по медицинским показаниям учиться поближе — в СШ №16. Уверены на 101%, что факт болезни школьника «обчественность» пропустит мимо ушей и мозгов, и обвинения про «по блату и за деньги» вспыхнут с новой силой. Причем вполне вероятно, что родители побегут доставать нужные справки и для своих отпрысков. И хождение по административно-педагогическим мукам возобновится на более высоком уровне. Разве что, невесело фантазируя, можно потребовать от родителей давать расписку типа «К качеству и количеству полученных знаний претензий не имею», поскольку есть один пикантный момент. Набиваясь в маршрутку сверх меры, сложно требовать от водителя комфорта и безопасности в дороге. И случись непредвиденное, жертвы ДТП, до этого пламенно заверявшие, что «ничего, потерпим, ехать очень надо!», первыми шофера и обвинят. Поэтому лично нам непонятно, как сочетается желание иных родителей дать своему ребенку хорошее образование плюс требования к педколлективу обеспечить высокий уровень знаний в сочетании со стремлением любой ценой отправить ребенка учиться в переполненную школу… Впрочем, зная учительский максимализм, уверены, что педагогам вряд ли придет в голову такая фантастическая идея. По «привычке к труду благородной» догрузят свой воз обязанностей, прикрепив очередную, немаленькую, тележку.

А где убывает…

Работники педколлектива СШ №1 в задушевных беседах признаются: «Постоянно просим власти построить в нашем микрорайоне Пролетарский хоть пару новых домов.

Наш педагогический коллектив: 72% учителей с первой и высшей категорией — это очень высокий показатель. Есть история, традиции — через несколько лет отметим 100-летний юбилей. Сочетание «старая школа» всегда вызывает уважение и ассоциируется с опытом и преемственностью.Сегодня могли бы принять еще 150-170 учащихся. Если в СШ №9 наполняемость класса — 31 учащийся, то у нас — 23. Анализировали цифры на начало учебного года, по графе «прибыл/убыл» нас покинули около 30 учащихся— это все переехавшие в новостройки. Назад возвращаются единицы, как правило, старшеклассники. В городе, спасибо властям и транспортникам, прекрасное автобусное движение: можно планировать все свои передвижения заранее, на остановках указано расписание, например, от рынка «Славянский» автобус маршрута №21 доезжает до нашей школьной остановки за 15 минут. Есть еще понимающие родители, следующие верному принципу: «Выбирать надо не школу, а учителя». Но понятно и беспокойство мам и пап за безопасность своих детей. Поэтому нужны новые дома в нашем микрорайоне Пролетарский…»

Средняя школа №1— не единственная, испытывающая проблемы с набором первоклассников, куда острее обстоят проблемы в СШ №№2, 6, 8 (извините, если кого-то пропустили). И это все школы, имеющие достойные педагогические коллективы с огромным опытом работы и славными традициями. На Пхове еще и поликлиника есть. Да и ту же станцию Мозырь, по нашим наблюдениям, не накрывает периодически облако сложносочиненных ароматов из чего-то органического, предназначенного для огородов и сельзхозугодий, и элементов Таблицы Менделеева.

Пиррова победа

Вообще-то, несколько раз предпринимались попытки построить новые дома «на Пролете», но жители соседних домов добивались отмены этих планов, одолевая солидные строительные организации. Победа? Как сказать…

Если мы пройдемся по ул. Ленинской с ностальгическими воспоминаниями, то увидим, что в бывшем детском саду теперь расположен, проще говоря, отдел образования: дети выросли. Нет продовольственного магазина по ул. Ленинской, 7, который наверняка помнят старожилы, периодически на длительный срок закрывается магазин, который раньше назывался «Юбилейный» (ул. Ленинская, 75). Причина проста и грустна — нет должного количества покупателей… Малый и средний бизнес открывать торговые точки явно не будет, потому что, будем честны, цель любого предпринимательства — получение прибыли, а не благотворительность, она начнется, только когда денег будет совсем-совсем много. Государство тоже считает деньги, и с каждым годом все придирчивей.

Перенесемся в микрорайон Пролетарский. Во многих дворах стоят уже ненужные детские качели и песочницы, первый звоночек — закрыт продмаг по ул. Куйбышева, 55 — теперь здесь продается садово-парковая, строительная и мотовелотехника. В магазине «Светлана» (ул. Пролетарская, 73) отмечают и постепенное объективное снижение покупателей и понижение их покупательской способности — все-таки на пенсию покупается в первую очередь необходимое, и маленькие «праздники живота» с дорогими продуктами устраиваются все реже…

Район стареет, но при этом благодаря усилиям отдельных «активистов» усиленно отбивается от притока свежей крови. Самоубийственно — уж простите за такой вывод…

Что делать?

«Критикуя, предлагай!» — известный тезис. Конечно, в одночасье мы не изменим ни людской психологии, когда одним хочется тихо-мирно дожить свой век, а другим — чтобы их дети ходили в школу за 100, а не за 500 метров. И на вопрос о цене такого удовольствия, оплачиваемого из бюджетов различных уровней, где деньги порой находятся «наподскреб», возмущенно машут руками, вспоминая о своих правах. Равно как и солидные чиновники в министерствах, прочитав наши размышления, не подпишут моментально все необходимые бумаги на строительство новой школы…Но что-то изменить, пожалуй, можно. В средние века в населенных пунктах, страдавших от наводнений, действовало такое правило: «Кто не хочет строить плотину, тому нет места за плотиной». В нашем случае: кто не хочет принимать новые дома, того, например, передвигаем в конец очереди по благоустройству территории. Поскольку, что-то подсказывает, скоро нужно будет объявлять спецоперацию с общегородскими субботниками по спасению стадиона СШ №16.

А еще необходимо найти дополнительные человеческие резервы понимания и сочувствия к труду педколлективов, в первую очередь, СШ №16 и нового детского сада. Наши учителя и воспитатели за долгие годы работы в сфере образования уже привычные к тому, что нет необходимых учебников, пособий, планов, оборудования, технических средств и прочего, «но вы держитесь». Поэтому при всех неминуемых спорных вопросах держать в уме те условия, в которых наши педагоги работают сейчас и будут работать долгие ближайшие года.

Всем добра и взаимопонимания.

Дмитрий КУЛИК

В Мозыре растут новые дома. И давление у педагогов…: 5 комментариев

  • 31.01.2017 в 13:33
    Permalink

    Люди не виноваты, что получают квартиры не там, где есть садики и школы… Это «власть» должна продумывать благоустройство и планирование застройки города в соответствии с нуждами НАСЕЛЕНИЯ!!! А не наоборот: люди подстраиваются, терпят неудобства, и пьют седативные средства…
    А тем более дети не должны ехать через весь город (пусть это и 15 мин.) за знаниями. А как же родители: одного отведи в сад- на один конец города, другого-в другой, в школу, и самому успеть на работу- в трейтий??? Попробуйте рано утром проехать в автобусе (едущем точно по расписанию), тогда сами поймёте почему все стремятся отдать детей в сад и школу рядом с домом!

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

  • 28.01.2017 в 16:41
    Permalink

    «Большое количество детей для педагогов только в радость…»

    Вам это сами педагоги сказали? Не сочтите за переход на личности, но вы сами в школе работали, тем более в переполненной? Тем более администратором? Это когда надо втиснуть всех детей сначала в классы, потом в расписание, для всех найти кабинеты, чтобы не заниматься в столовой, раздевалках, учительской, актовом зале, коридоре… В СШ 13 есть бассейн, например. Не знали? Правильно, школа была загружена на 180%, и его переоборудовали для других целей.
    Есть разница, когда в «двушке» живут 3 человека, и когда 6 человек? А туалет и ванна по-прежнему одни, а краны крутятся в 2 раза чаще, вот только денег, чтобы всё это содержать, почему-то в 2 раз больше не становится. И это мы только один аспект рассмотрели.

    Рейтинг комментария:Vote +1+4Vote -1-1

  • 28.01.2017 в 00:47
    Permalink

    В 16 школу из-за хорошей нагрузки стремятся попасть педагоги со всех школ.
    Естественно отбирают лучших. Школа внутри, как санаторий. Большое количество детей для педагогов только в радость. Есть нагрузка и зарплата. С Дмитрием я не согласен.

    Рейтинг комментария:Vote +1+3Vote -1-6

  • 26.01.2017 в 15:44
    Permalink

    Андрей, в СШ №1 ещё не самая драматичная ситуация. Пока.
    И трагедия ещё и в том, что в этих школах, которые сейчас на грани исчезновения, трудятся прекрасные педагогические кадры.
    Их ведь тоже надо как-то сберечь.

    Рейтинг комментария:Vote +1+10Vote -1-2

  • 26.01.2017 в 09:55
    Permalink

    А ведь можно найти не одно решение проблемы. Но… Кому это надо? Ведь у тех, кто по долгу службы обязан предлагать решение таких вопросов, вернее обеспечивать такое планирование, чтобы они даже не возникали, такой проблемы нет.
    Можно же переориентировать здание школы №1 под другие социальные нужды, а в новых районах строить новые школы. Финансирование? А что может быть важнее воспитания и образования нашего будущего?

    Рейтинг комментария:Vote +1+8Vote -1-8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *