Цех №5 ОАО «Мозырьсоль»: стабильность — показатель мастерства

Одним из первых впечатлений  для нас, приехавших по распределению в Мозырь, были разговоры мозырян о температуре в квартирах зимой. И в порядке вещей было с чувством превосходства ответить тем, кто жаловался на холода: «А у нас котельная сользавода отапливает, так что у нас жарко».

Тепло в домах – не единственная важная задача, которую решает подразделение с официальным названием «Цех №5 – котельная и межцеховые коммуникации». Цель нашего журналистского десанта – постараться узнать изнутри, как действует и по каким правилам и принципам живет эта производственная структура. Знакомиться с людьми и работой помогает начальник цеха №5 Сергей Николаевич Пабулы.

Одна из самых сложных журналистских задач – подобрать правильный заголовок к тексту, будь то интервью или репортаж. Вспоминая многие производства, поначалу решили воспользоваться известными штампами про «беспокойное хозяйство» и «работа кипит». Но как только оказались на территории подразделения, сразу поняли, что такие сравнения неуместны и даже по-своему обидны. «На эту должность я пришел из аварийной службы «Мозырьмежрайгаза», – словно угадывая наши мысли, рассказывает Сергей Николаевич, – где главной задачей было работать так, чтобы аварийных ситуаций с последующим устранением тяжелых последствий не возникало бы в принципе. Поэтому и здесь у нас, возможно, не получится красивой картинки на телекамеру, где все напряженно работают: у нас другая специфика, когда нужно все предвидеть, просчитать, обнаружить уязвимое место заранее, чтобы не допустить остановок в работе, а если уж случился отказ техники, то выйти из ситуации с наименьшими потерями. Конечно, все предугадать невозможно, достаточно вспомнить прошлогодний ураган с отключением электроэнергии, но здесь уже вступают в силу опыт и квалификация работников».

…Вспоминается, как на вопрос наивного новичка: «Какая драка самая крутая?» – ответил мудрый учитель каратэ: «Та, которая не состоялась».

Закончился Год культуры, который можно и даже нужно было трактовать расширительно, имея в виду и производственную культуру едва ли не в первую очередь. Первый шаг на территорию цеха №5, и сразу понятно, что здесь это норма жизни. Слева и справа встречают и создают позитивное настроение (у нас так на все время нашего пребывания в подразделении) малые архитектурные формы, говоря официальным языком. «Все сделали сами работники, – рассказывает Сергей Николаевич. – Начинал наш заслуженный работник Людвиг Иванович Городко, к сожалению, ушедший из жизни, потом подключились и другие. Сами придумали сюжеты, подобрали материалы, вписывали в наш ландшафт. Это добрый знак. Ведь на работе мы находимся едва ли не большую часть времени, наверно, даже больше, чем с родными. Поэтому желание сделать своими руками комфортную среду обитания, чтобы и на рабочем месте, в трудовом коллективе чувствовать себя, как дома, можно только приветствовать и поддерживать. Когда-то первые заводчане посадили здесь плодовые деревья – сегодня у нас настоящий сад, где растут яблони, груши, абрикосы, сливы. В порядке вещей без приказов выходить на уборку территории, будь то снег, листья, покос травы, уход за деревьями…»

…Известна теория «разбитых окон»: в доме, где люди постоянно видят одно разбитое окно, со временем выбьют и все остальные. Вывод: беспорядок вокруг порождает нарушителей, неважно, будь то закон или производство. Чтобы этого не было, надо ежедневно возделывать свой сад, что работники цеха №5 делают в прямом смысле слова. И тогда даже случайный гость постарается оставить за собой чистоту и порядок.

«Наша особенность еще и в том, что находимся отдельно от завода, своеобразное «государство в государстве», – продолжает начальник цеха №5. – Наша территория – 4 гектара. С одной стороны, есть понятное чувство гордости, что мы такие самостоятельные. Но если что-то непредвиденное случится, то жаловаться некому, обвинять можно только самих себя  и справляться надо самостоятельно. Поэтому необходимые качества для наших работников, помимо понятных профессионализма и квалифицированности, сознательность и умение работать в команде. Говорят, что легендарный капиталист Генри Форд любил периодически собирать руководителей подразделений и увозить их на несколько дней подальше от своего предприятия. Те, у кого подчиненная структура работала без перебоев и без начальства, оставались. Те же, у кого работа на участках без руководства останавливалась, немедленно увольнялись. Абсолютно уверен, что в случае моего вынужденного отсутствия все работы в нашем цеху будут идти по плану, ни-кто не займется посторонними делами».

Длинный ряд Почетных грамот, врученных за победу в заводских смотрах-конкурсах по охране труда, – лучшее доказательство слов Сергея Николаевича Пабулы.

…Одна из примет работы цеха №5 зимой – постоянные визиты строительных машин-бетономешалок за горячей водой для растворов. Так что в том, что в городе растут новые дома, есть вклад и солевиков.

Как хороший учитель, понятно и доступно, объясняет журналистам предстоящее задание слесарь-ремонтник.  Василий Андреевич Чернявский: «Предстоит ремонт водомерной колонки. Вентилятором охлаждаем внутри барабана, где температура может доходить до 50 градусов. Там происходит отделение воды от пара: пар собирается, поступает в паросборную камеру и затем идет на производство. Задача на сегодня – произвести осмотр. Периодически проверяем, чтобы было все исправно и в рабочем состоянии. Если есть недостатки, будем их устранять. Работа знакомая, на этом участке уже 35 лет работаю».

«Приборы не подведут!» – гарантирует слесарь КИПиА Владимир Николаевич Понамаренко.

В ОАО «Мозырьсоль» в каждом подразделении есть свои истории карьерного роста, причем многие наверняка еще не закончены. Кирилл Федорович Бернацкий в 2010 году пришел на должность слесаря, затем стал машинистом котлов, а с 2016 года – мастер смены центрального теплового щита (ЦТЩ) руководит коллективом из 8 человек. Здесь располагается все оборудование, которое позволяет организовывать и контролировать работу котлов, насосных агрегатов и других механизмов и аппаратуры. Задача смены – обеспечить бесперебойную и безаварийную работу оборудования.

«Все коллеги по смене служили в армии, – улыбается Кирилл. – Поэтому долго объяснять и уж точно уговаривать не приходится. И армейская взаимовыручка: самый старший товарищ Виктор Алексеевич Анищенко, сам из бывших инженерных работников, всегда придет на помощь, все объяснит, даст полезный совет. Авторитет у нас идет не по возрасту, а по знаниям. Сам стараюсь не отставать, и то, что начинал с рабочей должности, стало хорошей школой: мой авторитет руководителя подкрепляется не только полученным за это время высшим образованием, но и опытом конкретной работы…»

Смена Б: машинист ЦТЩ Виктор Алексеевич Анищенко,  мастер смены Кирилл Федорович Бернацкий, аппаратчик ХВО Галина Анатольевна Мороз, слесарь КИПиА Игорь Викторович Карабин, электромонтер Петр Федорович Жукевич, машинист котлов Денис Михайлович Василенко.

Производственная задача, которую на своем участке решает машинист насосных установок Геннадий Владимирович Васильченко, бесперебойная подача мазута для котельных, основные параметры контроля – давление и температура. Сейчас экономически целесообразней работать на мазуте, раньше установки функционировали на газу, и в каждом виде топлива есть свои нюансы, признается Геннадий Владимирович. А еще работа на этом участке вырабатывает своеобразный производственно-музыкальный слух: это когда по рабочему гулу установок можно определить, насколько точно выдерживаются заданные параметры, и малейшие отклонения, чтобы в итоге произвести тонкую настройку всех механизмов.

Ремонт котла, замена труб. Поскольку участок труднодоступный, принято решение заменить сразу две трубы, чтобы уменьшить трудозатраты. За дело берутся электрогазосварщик Виталий Викторович Мишков и слесарь-ремонтник Александр Яковлевич Шубко.

Старший мастер участка по ремонту котельного оборудования Игорь Алексеевич Новик: В ОАО «Мозырьсоль» работаю уже 11 лет. Задачу нашего ремонтного подразделения можно постараться сформулировать поточнее следующим образом: упредить отказ техники и оборудования и сделать все работы с наименьшими затратами. Поэтому наши специалисты не ждут, когда где-то что-то остановится, а ежедневно проводят все необходимые мероприятия. Как и во многих сферах человеческой деятельности, принцип следующий: предупредить легче, чем устранить. Например, как только останавливается любой котел, приступаем к ремонту, в который входят обязательный осмотр и чистка поверхностей. Мы могли бы не браться за котел, ожидая, пока форсунки не забились или что-то не случилось, и вот тогда в «трудовом порыве» начать «героически» преодолевать трудности, но вместо этого у нас идет рутинная повседневная работа: раз в два месяца рабочий котел вскрывается, все приводится в порядок, и в итоге все заводские подразделения работают бесперебойно. Этим же принципом руководствуемся и на остальных участках нашего цеха.

А еще говорят, что отдых – это смена деятельности. Как видите, территория  у нас большая, поэтому в свободное время занимаемся ее обустройством  и приведением в порядок».

 Рабочий полдень. Достойные бытовые условия для работников – в центре особого внимания руководства предприятия.

«Обеденный перерыв – это и время для интеллектуальной разминки», – уверены слесари-ремонтники Константин Аркадьевич Машлякевич и Виктор Федорович Алесич.

Дмитрий КУЛИК

Фото Анжелы Кристя

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *