Директор СШ №9 г. Мозыря Ольга Хомутовская: ваше дело заслуживает вашей любви!

А именно в ней секрет успеха, считает директор средней школы №9 г. Мозыря Ольга Алексеевна ХОМУТОВСКАЯ.

Так уж повелось, что сфера образования у нас в стране – одна из самых гендерно неуравновешенных. Количество женщин, занятых в учительском деле, намного превышает количество мужчин-педагогов. Но, как говорят, профессионализм – понятие, которое точно нельзя связывать с гендерным критерием. Проще говоря, от пола он не зависит. Мужчина ли у школьной доски, женщина ли – обоим уважение учеников придется заслужить.

Директор средней школы №9 Ольга Алексеевна Хомутовская умеет это делать. Старается, чтобы урок был интересным, а оценки в журнал и дневник – справедливыми. С удовольствием поддерживает самые разные темы для разговора, заданные учениками, выслушает их истории с интересом. Любит шутить и улыбаться, а молодое поколение ценит энергичных и веселых людей рядом с собой. Такого учителя определенно школьники полюбят.

А руководить школой – это двойной груз ответственности. Но Ольга Хомутовская, без лести скажем, справляется, и этому подтверждение то, что говорят мозырские родители о школе №9. Она не зря считается одной из сильнейших школ города. Журналист газеты «Жыццё Палесся» поговорила с Ольгой Алексеевной о том, каким сегодня видится современный учитель. Наша собеседница в своих ответах напомнила о том, что самые важные учителя – это все-таки родители. Для нее самой было именно так. Но обо всем по порядку.

– Педагогом я стала совершенно не случайно. О другой профессии даже не мечтала: с самого начала знала, что буду только учителем, – признается Ольга Алексеевна. – Это было мне близко: мама тоже педагог, работала воспитателем в детском саду. Я закончила СШ №4, затем Гомельский государственный университет им.Ф.            Скорины по специальности «Белорусский язык. Английский язык». Белорусский язык в школе был моим любимым предметом, так что первая специальность никаких сомнений не вызвала. Что касается второй специальности, английского языка, то для меня она не была в приоритете, но хотелось чего-то нового (с улыбкой). А так вышло, что стала преподавать в школе именно английский. Трудовую деятельность начала в школе №7, затем перешла в школу №4, работала там заместителем директора по воспитательной работе. Пригласили на работу специалистом отдела образования, там трудилась некоторое время. И вновь вернулась в школу – директором СШ №9. Прошла все ступени, была и практиком, и администратором, сейчас приобретенный опыт очень помогает.

Запомнился нашей собеседнице ее первый урок – еще в качестве практикантки. Училась педагогическому мастерству на практике Ольга Алексеевна в своей родной школе №4. С теплотой вспоминает доброе и внимательное отношение к себе, студентке, своего куратора Натальи Борисовны Вегеры: «Это педагог, который меня многому научил, и благодаря ей я твердо убедилась, что правильно выбрала профессию». А от первого урока уже в качестве дипломированного специалиста, молодой учительницы, остались самые приятные воспоминания. «Это был восторг», – улыбается Ольга Хомутовская.

– Стремились ли вы к должности директора школы?

– Я считаю, что это случилось не зря. Признательна руководству отдела образования за веру в мои силы, ведь для того, чтобы быть руководителем, нужны определенные качества и способности. Но уверена, что самое главное – это все-таки быть учителем по призванию.

Наверное, сложно мне было бы справиться без своих заместителей. Это прекрасные, талантливые и энергичные люди, с которыми мы – одна команда: заместители по учебной работе Жанна Станиславовна Шпиц, Ирина Борисовна Калиновская, Наталья Николаевна Вегера, а также Надежда Андреевна Колос (сейчас в декретном отпуске), заместитель по воспитательной работе Елена Анатольевна Кабраль, заместитель по хозяйственной части Галина Тимофеевна Демидович.

Надо отметить, что девятая школа и до меня была на передовых позициях. Огромные слова благодарности в адрес моих предшественников – первого директора Ольги Ивановны Савенко, а также Александры Михайловны Карабань (она частый гость в школе, мы очень дружны, и у нее всегда можно попросить совет), Елизаветы Алексеевны Орловой (она сейчас живет в Минске). Всегда очень тяжело удержать высокую планку, которая была поставлена до тебя. Но благодаря дружному, сплоченному, профессиональному и грамотному коллективу мы ее удерживаем. О нас много и хорошо говорят, мы это знаем. И знать, что ты в числе лидеров, очень приятно!

– Когда только пришли на  должность директора, не было желания инициировать кардинальные перемены в работе школы?

– Всегда приходится меняться, это процесс непрерывный. Время не стоит на месте, и чтобы успевать за развитием общества, школе нужно брать на вооружение передовой опыт. Тем более приходится открывать для себя новое, когда работаешь с детьми, с молодежью. Когда ты энергичен, когда понимаешь детей и стоишь с ними на одной позиции в общении, тогда и дети понимают, чего от них хотят учителя. А вообще, для педагога, в первую очередь, важно любить своих учеников. И быть профессионалом: тогда детей можно заинтересовать. Учитель должен владеть своим предметом на высочайшем уровне. Это если говорить о составляющих успеха нашей школы. Секрет успеха – в профессиональном коллективе.

– В вашей школе много та-лантливых ребят, на которых смотришь – и понимаешь: да, это красивые во всех отношениях дети. Они с удовольствием учатся, имеют увлечения, прекрасно воспитанны, добры и смотрят на мир широко открытыми глазами. Вряд ли поспоришь с тем, что во многом это заслуга и их родителей, воспитавших таких прекрасных молодых людей. Но учителю приходится работать не только с увлеченными и одаренными учениками, но и с теми, кто без интереса относится к школьной учебе в частности и к саморазвитию в целом. Что учитель может сделать, чтобы его ученик, вопреки этому, вырос гармонично развитой личностью?

– Нужно начинать с малого возраста. У нас очень сильная начальная школа. К переходу в среднее звено дети уже адаптируются к тому, что учеба – это дело важное и нужное, и им уже немножко легче в дальнейшем, ведь самое главное – любовь к знаниям – уже заложено в них. И, конечно, прививать внутреннюю культуру. Неважно, из какой семьи ученик. Мы понимаем, культурные азы закладываются в семье. Но школа – это тоже окружение ребенка, и мы стремимся создать все условия для его развития. У детей могут быть совершенно различные склонности: кому-то интересна наука – у нас есть школьное научное общество учащихся; кто-то стремится заниматься творчеством – добро пожаловать в творческие объединения. Девиз нашей школы – в каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить. Каждого ученика мы стараемся увидеть, помочь ему найти в себе талант и развивать его в дальнейшем.

Но есть еще единая система, которая важна для такой работы: учитель–ученик–родитель. Это значит, что все мы заодно, мы слышим друг друга. Благодаря взаимодействию этих звеньев у нас все получается.

– Коллектив школы, как водится, преимущественно женский. О чем вы сказали своим коллегам, а также всем женщинам накануне 8 Марта?

– Я еще раз поздравляю всех нас, женщин, с праздником! Желаю здоровья, счастья, тепла, радости и уюта. Своему коллективу – слова признательности и благодарности за труд и любовь к своей работе. Все вместе мы добиваемся успехов.

Если разрешите, отдельно хочу снова поздравить свою доченьку (она сейчас учится в Минском государственном лингвистическом университете). А еще – свою маму. Многие качества, которые есть у меня, я взяла от родителей, я их очень люблю и горжусь ими. Мой отец – летчик, он замечательный, добрый и любимый, но много времени он проводил вне дома, так что основной груз воспитания нас с братом лег на мамины плечи.

И всем мозырянам в эту прекрасную весну – счастливых моментов и улыбок. Пусть в вашей жизни будет больше солнечных дней!

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото из личного архива О.А.ХОМУТОВСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *