Покупатель, знай свои права!

В нынешнем году День потребителя в Беларуси, который отмечается 15 марта, пройдет под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху».

В преддверии этой даты на вопросы жителей региона ответила начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома М.Н.ЩЕРБИН.

– Мария Николаевна, на ваш взгляд, чем на этот раз обусловлена тема Дня потребителя?

– Тема взаимоотношений цифровой эпохи с потребителями сегодня не является новой. На протяжении последних лет она выражена достаточно остро, и для этого имеются объективные основания. К примеру, реализация товаров посредством сети интернет набирает все большую популярность, что связано, прежде всего, с удобством получения товара непосредственно по месту проживания и более низкой ценой товара.

Все чаще граждане приобретают различную бытовую и электротехнику (телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.) посредством интернет-ресурса.

– Интернет-торговля как-то регулируется?

– Безусловно. Сегодня торговля по образцам с использованием сети интернет регулируется законами Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (от 8 января 2014 г. №128-З) и «О защите прав потребителей» (от 9 января 2002 г.                                     №90-З); Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными Постановлением Совмина Республики Беларусь (от 22 июля 2014 г. №703) и Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (от 15 января 2009 г. №31).

– Что необходимо знать потребителю при приобретении товара в интернет-магазине? 

– Продавец на сайте интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию как о себе, так и товаре. Давайте разберемся с этим более подробно.

О продавце: наименование организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, сведений о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию); время работы магазина; дата внесения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь.

О товаре: наименование товара; место нахождения изготовителя и импортера; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже, срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара.

Дополнительно потребителю может предоставляться продавцом устная информация: сведения о сертификации товара, если товар подлежит обязательной сертификации; необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров; основные потребительские свойства товара и особенности предлагаемого товара.

Кроме этого, в том случае, если вы решили приобрести товар в интернет-магазине, в обязательном порядке нужно сохранить данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.

– Что должен знать потребитель при получении товара, приобретенного в интернет-магазине?

– При получении товара, приобретаемого в интернет-магазине, потребитель должен сопоставить информацию у курьера с полученной на сайте об интернет-магазине (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно установить продавца.

– А какие требования предъявляются к курьеру при доставке товара?

– Курьер должен обладать специальными познаниями для того, чтобы дать нужную консультацию; передать товар, который полностью соответствует образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной потребителю на сайте, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара; по требованию покупателя ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товаров сертификатом качества, удостоверением о государственной гигиенической регистрации и др. (ст.12 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»); выдать необходимые документы (технический паспорт; инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, содержащий отметку о дате продажи, сведения о продавце и сервисном центре, подпись продавца); провести проверку качества товара (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, установленным в розничной торговле), его комплектности (ст.11 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»); выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (пункт 11 ст.9 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»), – кассовый (товарный) чек либо квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Министерства торговли от 23.08.2011 №34 «О мерах по реализации Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №912», надлежащим образом оформленный технический паспорт; инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя; гарантийный талон; иные документы, в которых содержатся сведения о наименовании товара, стоимости товара, дате приобретения, продавце (полное наименование организации либо ФИО индивидуального предпринимателя, доменное имя), подпись продавца. Только после этого покупатель может удостоверить прием товара своей подписью в сопроводительных документах.

– Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в интернет-магазине?

– При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Так, в соответствии со ст. 28 потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар либо возвратить его, за исключением товаров, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона РБ «О защите прав потребителей». Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар не был в употреблении; сохранил свои потребительские свойства; имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца. В соответствии с пунктом 1 ст.16 закона, если при реализации товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от покупки без возмещения расходов, связанных с доставкой. Потребитель, в случае если ему был продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 20 закона: о ремонте; о соразмерном уменьшении цены; о замене некачественного товара на качественный; о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Согласно пункту 8 ст.20 Закона отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, так как подтверждением приобретения товара у данного продавца могут служить упаковочные материалы (фирменные пакеты, бумага и т.д.), запись в книге предварительных заказов и др. В соответствии с пунктом 3 ст. 20 закона потребитель вправе возвратить некачественный товар продавцу без потребительской тары (упаковки).

Уважаемые потребители! Свои вопросы на потребительскую тематику вы можете также задать 15 марта по телефонам: 32-54-54 и 32-91-80.

Наталья КОНОПЛИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *