Мозырские мастера

521

В творчество – мелкими стежками…

Каждый народ имеет свои вековые традиции – в них наше точное отражение. А наиболее ярко эстетические устремления, взгляды на мир и особенности национального характера отражают дошедшие до наших дней исконные виды ремесел. Работники Мозырской фабрики художественных изделий бережно сохраняют эти традиции, создавая неповторимые произведения народного искусства, которые национальным колоритом несут собой необычайную силу. Продукция от мозырских мастеров – незаурядный хэнд-мэйд, то, что во всем мире ценят искусствоведы и просто эстетически развитые люди.

Узнаваемая мозырская керамика, уникальные изделия из лозы, необычайной красоты вышивка – все по традиционным национальным канонам и с ярко выраженным региональным колоритом: похожей в Беларуси не найдете. То, что умеют золотые руки наших мастеров, не по силе самому высокотехнологичному оборудованию многих фабрик. Изделия хранят в себе тепло рук их создателей, возможно, это и делает их особенными – душевными, характерными, неповторимыми.

Об искусстве вышивания Мария Петровна ШАРИНЕЦ может рассказывать, кажется, часами. И не потому, что знает об этом художественном народном творчестве буквально все, а за 20 лет работы на фабрике художественных изделий она постигла все профессиональные азы и буки.

– В ассортименте вышитых изделий – и столовое, и роскошное постельное белье, салфетки, рушники, льняная одежда и многое-многое другое. Заказы на них поступают из самых разных точек республики, расходятся на сувениры и подарки иностранным гостям, высоким делегациям, которые бывают в нашей стране. Конечно же, это приятно, когда говорят, что наша работа помогает дополнить, завершить впечатление о Беларуси как о самобытном, богатом своей историей и традициями государстве. Но больше всего радует видеть изделия наших мастеров в быту самих белорусов.

Что такое вышивка, настоящая, народная, Мария знает с самого детства. «За каждым орнаментом – сакральный смысл. Вышивальщицы лишь знали, что в них заключена неимоверная сила добра. Верили, что вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго определенных местах одежды, предметов быта. Например, обрамление икон вышивала хозяйка дома – это как «дополнение» к иконе, символ дома, даже оберег. Помню, как мама, уставшая, натруженная за день, – работала она дояркой в местном колхозе – брала в руки нить и, тихонько напевая, выводила цветок… Нас у мамы шестеро, тогда мы, еще малые, знали: беспокоить ее разговорами, отвлекать в такие моменты не надо – так она отдыхает. Я тоже свою работу воспринимаю… как отдых. От суеты. И от всего, что беспокоит, – рассказывает вышивальщица 5-го, высшего, разряда Мария Шаринец. – Приеду к маме, в родной Валавск (Ельский район), что-то по дому начну делать, помогать, а мамуля мне все: «Отдохни, завтра же на работу». А я ей все вспоминаю, как она за вышивкой переводила дух, находила силы. Вот и говорю, что отдохну скоро, когда возьмусь за пяльцы. Маме 76, она до сих вышивает иконы, картины – это ее самое любимое занятие и, как раньше, отдушина. В молодости она приходила устраиваться на фабрику художественных изделий вышивальщицей: умение у нее было, таланта не отнять. Но тогда ей отказали: штат был укомплектован. Так что я, можно сказать, реализовываю мамину мечту трудиться здесь. С тех пор, конечно, много воды утекло: многое поменялось и в технологиях, и в подходах. Из всей нашей группы (училась в витебском училище) в профессии осталась я одна: кто-то в строительную сферу ушел, кто – в торговлю, а кого-то просто сократили. Тогда, 20 лет назад, когда только на фабрику пришла, нас, вышивальщиц, было около тридцати, сейчас по факту трое.

Марию Петровну Шаринец по праву называют универсальным работником, «палочкой-выручалочкой»: оперативно, быстро она перестраивается с процесса намеловки (подготовительного этапа раскроя) на работу на автоматической, полуавтоматической, ручной вышивальных машинах – какие только есть на фабрике, все умеет! Трудной работы для нее не бывает – так она сама говорит. Бывает «только интересная». А дома снова творчество – вязание (Мария показывает кружевную салфетку, над которой трудится в обеденные перерывы).  А еще есть кофточки, свитера для дочки: все сделано аккуратно, с любовью. «Дочке уже 14, она и сама стала мастерицей, – с гордостью рассказывает женщина. – У нее много вышитых работ: и мишки, и цветочки, и птички – бабушка научила. Люблю смотреть, как они вместе сидят за рукоделием. Элеонора закончила художественную школу, учится в кадетском классе СШ №15. Я только рада, что в народном творчестве она тоже видит особый смысл».

Ольга АРДАШЕВА,

фото автора

Хочу все уметь!

Такое кредо в своей работе исповедует Виталий Валерьевич НАУМЕНКО, облицовщик-плиточник  СУП «Мозырская СПМК №42» ОАО «Полесьестрой».

Виталий родился и живет в Калинковичах, здесь же сегодня находится его рабочий объект. «Когда учился в школе и возникали проблемы с учебой, то учителя любили нас иной раз припугнуть, говоря, что нас даже заборы красить не возьмут, – улыбается наш герой. – Но после 9 класса поступил в Мозырское ГПТУ №68 строителей по специальности облицовщик-плиточник, штукатур, маляр – и ни одного дня об этом не пожалел. Отучился, прошел практику в СПМК №42, призвали в армию. После службы вернулся в родную организацию. В этом году уже 7 лет, как работаю на одном месте.

Учили нас хорошо, рассказывали все досконально, но все равно с работой на стройплощадке не сравнить. Первый объект – Петриковская ТЭЦ, там мы делали стяжку…»

Здоровое самолюбие – одна из основных черт характера Виталия Науменко: «Признаюсь, даже было иногда желание все бросить, настолько было поначалу трудно… Но хотелось показать, что я чего-то стою, что учился профессии не зря, и повысить свой разряд. Поэтому учился всему: и плитку класть, и стяжки делать, шпаклевать, штукатурить, многим другим строительным премудростям… Хотелось самому достойно зарабатывать.

Я люблю свою профессию, рад, что стал строителем. Рядом интересные люди, здоровое общение, новые города. Уже побывал по работе в Брагине, Комарине, Житковичах, Петрикове, Лоеве, Ельске – где уже я только не был, Гомельская область вся точно.

Времени прошло немного, но качество плитки очень сильно поменялось, появляются новые виды клея, рабочие «приспособы» – гребенки, уже работаем не с гидроуровнем, а лазерным прибором. От прогресса не отстаем».

Беседа со специалистом – это еще и шанс узнать что-либо полезное для себя и наших читателей, в данном случае – по вечно актуальной теме ремонта квартиры.

«На цемент уже давно плитка не кладется, есть качественные клеи, держаться плитка будет долго, – не сомневается Виталий. – Понимаю, что живут люди небогато, но при ремонте надо все-таки придерживаться принципа: «Дорого, да мило, дешево, да гнило». Поэтому лучше купить хорошую плитку, могу посоветовать нашу «Керамин», популярна и польская.

Решений по ремонту может быть много, сейчас все больше кухни заказывают и монтируют, обходясь без плитки, но в туалете и ванной плитка по-прежнему популярна – все-таки для этой среды это наилучшее решение. И красиво».

Всегда приятно, когда успешный специалист не забывает тех, «кто нас с тобой выводит в люди, кто нас выводит в мастера». Говоря о тонкостях профессии, Виталий признается: «Мне больше нравится работать на облицовочных работах по стенам. Мой первый бригадир Мария Владимировна Банетова, проработавшая 40 лет в нашей организации, всегда меня на эту работу ставила. Рядом живет Лидия Владимировна Древило, много с ней вместе проработали. После училища у меня были все четвертые разряды, но Мария Владимировна была строга, предложила сначала нам, новобранцам, два года поработать, и только через полтора года она мне поставила 4-й разряд. А перед уходом походатайствовала, чтобы нам присвоили 5-й разряд: «Чтобы хлопцы не пропали и смогли закрепиться в любой организации…» А это уже достойный уровень: кроме меня, только 3 плиточника имеют такой разряд. Есть и 6-й разряд, но это уже для тех, кто диссертацию по строительной науке пишет. Считаю, что это достижение и повод для профессиональной гордости».

Реалии сегодняшнего строительного рынка таковы, что рабочий специалист должен владеть несколькими профессиями. «По своей специальности могу делать любую работу: и ступени выкладывать, и колонны облицовывать, работать по стенам, полам, цоколям… – увлеченно рассказывает Виталий. – Хорошо бы освоить установку окон и дверей – тоже очень интересная работа. Хотя считаю, что каждый должен работать строго по профессии: плиточник кладет плитку, плотник занят дверями. Но сейчас не проблема найти в интернете обучающий материал, и если руки растут из правильно места, плюс упорство и старание, то все получится».

Одним из секретов успеха Виталий Науменко считает здоровый коллектив. «Не секрет, что положение сейчас у строителей сложное, – размышляет Виталий. – Но и в жизни не все так просто. Знаю много случаев, когда у работника зарплата вроде приличная, но коллеги такие, что хоть беги. Многие так и делают, возвращаясь туда, где им было комфортно. Сейчас сам бригадир, нас 7 человек. Поэтому если вдруг куда и ехать на заработки, то только со своими ребятами. В них я уверен, знаю, что не подведут, выручат, поддержат, с ними все получится. В бригаде не замыкаемся, вместе с коллегами отмечаем праздники: и День строителя, и Новый год.

Будем надеяться на лучшее».

Дмитрий КУЛИК, фото Александра СОЛОДКОВА

У заботливой доярки все коровы хороши

Людмила Николаевна ЛЕСКОВСКАЯ, оператор машинного доения КСУП «Козенки-Агро», трудится на молочнотоварной ферме в Творичевке.

Зачетный вес молока – 138,4 т, удой на одну корову – 1641 кг. К таким показателям пришла не сразу – понадобилось 30 лет опыта и освоения дела на практике.

«Смотреть коров» она начала в раннем детстве: в 6 лет уже знала, как подойти к рогатой красавице, чтобы она восприняла это спокойно, как подоить, покормить. Сельская девчонка таким премудростям обучилась благодаря стараниям окружающих: внимательно наблюдала за их работой, мотала на ус, спрашивала совета. Но профессию выбрала другую: романтизировала труд повара. Потому и после школы отправилась поступать на кулинарных дел мастера. Однако полного удовлетворения от своей работы так и не почувствовала. Искренне признается: «Ничего не могла с собой поделать – тянуло на ферму». 30 лет назад это место было не для слабонервных: всю работу приходилось делать вручную, условий не было ни для обеда между дойками, ни для того, чтобы просто пройтись по сараю. Грязь, неустроенность – одним словом, хрупкой женщине здесь приходилось очень трудно. Спасало одно, и это, как признается наша собеседница, было главным: «Я быстро привязываюсь к своим подопечным. Мне нравится с ними разговаривать, знакомиться, а потом и… дружить. Некоторые слушались меня с первого раза, к другим нужен был определенный подход… Еще очень мотивировало чувство ответственности: всегда понимала, насколько важна моя работа с точки зрения продовольственной безопасности. Все же молочные продукты, да и не только, делаются из молока. Без этого продукта прожить невозможно. Так что старались и тогда, стараемся и сейчас».

Годы пролетели незаметно… Наша собеседница уверяет, что  десятилетия пошли только на пользу сельскохозяйственной отрасли. Признается, что сегодня работать на ферме – одно удовольствие. Все создано для человека: и комната для принятия пищи, и душевые, и шкафчики, и просторные чистые коровники, и доильные залы. Сегодня практически вся работа сельского труженика компьютеризирована. Рабочий день оператора машинного доения – не исключение. Доильный аппарат делает основную работу. Задача доярки – правильно его подключить, бережно относиться к животным. «Все это время я с удовольствием работала. Никогда не рассматривала свою профессию как временную. Всегда со старанием бралась за всякое дело на ферме. Люблю животных, люблю с ними работать. Конечно, не буду говорить, что легко. Специфика профессии достаточно сложная. Уже одно то, что вставать нужно очень рано, поздно ложиться, по несколько раз в день бегать на ферму, у молодых представителей отрасли может отбить всякую охоту к делу. Но я уверена, что, если человек изначально настроен на добросовестный труд, он преодолеет любые сложности, с азартом будет искать ответы на все вопросы. Тем более, что в нашем коллективе наряду с молодежью работают профессионалы, которые всегда могут что-то подсказать и посоветовать», – делится своими мыслями работница КСУП «Козенки-Агро».

Людмила Николаевна – человек достаточно скромный. Вместо разговоров о себе начинает вести беседу о своих коллегах. Отмечает заслуги перед хозяйством еще двух работниц: Ольги Дмитриевны Скред и Светланы Николаевны Швед. «Активные, молодые, с задором», – улыбается наша собеседница. Подтверждает, что таких в хозяйстве – большинство. Люди живут своим делом, стараются выполнять работу качественно и в срок. А поучиться молодые кадры всегда могут у таких опытных сотрудников, как Людмила Николаевна.

Кстати, нашей сегодняшней героине хозяйство выделило благоустроенную квартиру, а это, как известно, для каждого человека – лучший стимул и поощрение.

Что уж говорить, на КСУП «Козенки-Агро» действительно есть кем гордиться. Потому руководство хозяйства считает, что хороших людей необходимо поощрять. Как вниманием, добрым словом, так и денежной премией. Не раз Людмила Николаевна была награждена всевозможными грамотами и подарками: «Все свидетельства моих награждений храню. Каждую грамоту было приятно получать. Такое внимание от руководства предприятия всегда побуждало меня работать еще лучше. Это дополнительная ответственность: приходится держать марку».

Уважаемая работница хозяйства подчеркивает, что терпение и ответственность – это основные качества, которые необходимо развивать работникам сельскохозяйственной сферы. Тем более животноводам. «Потому как они ухаживают за животными, которые чем-то напоминают детей: порой такие же непоседливые, требующие любви и внимания», – подводит итог Людмила Николаевна.

Руководство КСУП «Козенки-Агро» отмечает, что названная работница – одна из самых лучших в хозяйстве. Ею по праву гордится коллектив. На таких специалистов всегда можно положиться. Ответственные и добросовестные труженицы не подведут!

Юлия ПРАШКОВИЧ

Фото Александра ЩЕРБАКОВА

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: