Наталья Рудаковская, зам. директора СШ №1 г.Мозыря: «Профессия учителя – сознательный выбор»

Определение склонностей ребенка к конкретному виду деятельности, а значит, и к будущей профессии, – дело довольно тонкое и важное. Все чаще психологи говорят о взаимосвязи раннего выявления задатков человека и его успешности в будущей профессии. Так ли это?

На базе средней школы №1 с 2016 года действует республиканская экспериментальная площадка «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования». Мы встретились с заместителем директора по учебной работе Натальей Николаевной РУДАКОВСКОЙ для того, чтобы подробнее узнать о сущности проекта, его перспективах и личной значимости для его участников.

– Проект разработан Центром непрерывного педагогического образования, который базируется в главном педагогическом вузе страны – Белорусском государственном педагогическом университете им.М.Танка. Руководят им ректор, доктор педагогических наук, профессор Александр Иванович Жук и начальник центра развития педагогического образования университета, кандидат педагогических наук, доцент Александра Валентиновна Позняк, – рассказывает Наталья Николаевна.

Проект начал апробацию с сентября 2016 года согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь об инновационной и экспериментальной деятельности на базе школы, объясняет собеседница. Основная цель – создание условий для учащихся, ориентированных на педагогические профессии, для освоения основ педагогики и разновозрастной психологии, подготовка к целенаправленной работе со старшеклассниками на III ступени общего среднего образования по их осознанному выбору профессии педагога и поддержка имиджа педагогической профессии.

В БГПУ им.М.Танка состоялось расширенное заседание координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, на котором было принято решение о присвоении нашей школе статуса школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, и вручен сертификат, – отмечает Наталья Николаевна.

– Как это будет реализовано в школе на практике?

– Через два направления. С одной стороны, будут проводиться факультативные занятия, цель которых – сформировать у учащихся мотивацию к приобретению познавательного опыта, интерес к профессиональной деятельности в 5-7 классах. Наша задача – сделать так, чтобы для учеников это приобрело лично-стный смысл. В 8-9 классах планируется углубленное получение знаний о сущности педагогической профессии и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также развитие способностей, определяющих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах.

Содержание факультативов достаточно интересное, мотивирующее участников проекта на дополнительное изучение особенностей учительского труда, собственных возможностей, познание самого себя как организатора, человека, способного увлечь своими идеями и делами. Работают с учащимися на таких факультативах наши опытные педагоги Анжелика Геннадьевна Коткова, Людмила Павловна Миронович, Елена Викторовна Пусикова, Галина Валерьевна Квитченко, Наталья Николаевна Кудласевич.

Второе направление – первичные профессиональные пробы, т.е. проведение мероприятий, позволяющих учащимся попробовать и увидеть себя в роли учителя, воспитателя. В школе создан педагогический отряд «Светочи», которым руководит педагог-организатор Людмила Владимировна Ульянская. Учащиеся этого отряда занимаются волонтерской работой в младших классах, помогают в организации и проведении дней самоуправления, создали виртуальный журнал «Мир педагогических профессий», и не только. В летний период они будут основными помощниками учителей, работающих в школьном оздоровительном лагере, при проведении подвижных игр, экскурсий, спортивных и творческих мероприятий с учащимися младшего возраста.

– Какие перспективы у ребят, включенных в эксперимент?

– Отметим сразу, что данный эксперимент проводится не ради эксперимента: он имеет реальную перспективу для самоопределения выпускников школы с осознанным выбором будущей профессии. В старшем звене (10-11 классы) планируем эту работу продолжить на базе педагогического класса, где изучение особенностей педагогической специаль- ности выносится на факультатив «Введение в педагогическую профессию». В классе уже идет подготовка учащихся по выбранной педагогической специальности. А педагогические пробы будут осуществляться не только на внеурочных мероприятиях, но и при проведении учебных занятий. Это очень важно, т.к. для учащихся, планирующих связать свое будущее с интересной, хотя и достаточно трудной, профессией учителя предоставляется возможность в течение 2 лет готовиться к поступлению в педагогические университеты республики.

Со стороны государства данный проект подкреплен законодательно: согласно Указу Президента Республики Беларусь от 9.01.2017 №4 учащиеся педагогических классов, имеющие в аттестате 8 баллов по предметам выбранной специальности и 7 баллов по остальным предметам, имеющие рекомендацию педагогического совета школы, поступают в вуз без экзаменов и ЦТ. Более того, за выпускником педагогического вуза закрепляется постоянное место работы сроком на 5 лет. Согласитесь, что сегодня это немаловажно, тем более что к данной специальности молодые люди пришли сознательно и видят себя в профессии учителя не на 1 год.

– А как вы взаимодействуете с педагогическим вузом нашего города?

– Нас связывают многолетние партнерские отношения: педагогическая практика студентов на базе школы, рецензирование разработанных преподавателями университета учебных пособий нашими опытными педагогами, участие учителей школы в научных конференциях, проводимых в университете, выступление преподавателей университета перед старшеклассниками и другое.

Сегодня эти рамки расширяются. Заключены договоры о сотрудничестве с кафедрами биологии, белорусской и русской филологии. На базе школы будут функционировать филиалы данных кафедр, что даст дополнительные возможности нашим учащимся работать непосредственно с преподавателями вуза, ближе знакомиться с оснащением и деятельностью университета, студенческой жизнью.

Елена Мельченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *