Первый год работы: впечатления молодых педагогов Мозыря

Администрация проявляет отеческую заботу и норовит вмешаться в каждый шаг. Ученики внимательно присматриваются: ну как себя покажешь, педагог? Родители – те и вовсе могут принять за старшеклассника. В кино молодых учителей нам показывают именно так. Действительно, порой нелегко бывает принять новый для себя серьезный статус. Еще вчера ты веселый студент, сегодня уже наставник детей. Волнения не избежать.

Журналист газеты «Жыццё Палесся» решила поинтересоваться у молодых специалистов первого года работы – педагогов – о свежих впечатлениях от знакомства с нелегким учительским делом. Тем более что уже и конец учебного года  – первый опыт приобретен!

«Стараюсь справляться сама»

В 2016 году коллектив самой молодой школы Мозырского района пополнила молодая учительница немецкого и английского языков Мила Юрьевна ТУРЧИНА. Еще на государственном распределении на филологическом факультете Мозырского государственного педагогического университета, который она закончила, вопросов о направлении на работу не возникало: девушку пригласили в среднюю школу №16. Прекрасный вариант – получить распределение в школу в своем родном городе.

– Мне повезло с коллегами: коллектив довольно молодой, и все друг другу помогают. Меня сразу приняли, и я могу обратиться к своим коллегам, к своему наставнику по любому вопросу. Но, вообще, я стараюсь справляться сама, – делится впечатлениями Мила Юрьевна.

Иностранные языки в качестве профессии Мила выбрала осознанно. А вот по поводу профессии изначально сомневалась.

– Я думаю, когда тебе 17 лет, и ты только закончил школу, трудно представить себе, кем станешь в будущем. Лично я не знала, чего хочу, но с детства любила иностранные языки и поэтому поступила на факультет иностранных языков (сейчас филологический) по специальности «Немецкий язык. Английский язык». Поступить именно в МГПУ мне посоветовал один из преподавателей этого университета. Кафедры иностранных языков в нашем вузе очень сильные. Тот, кто хочет учиться, получит хорошие знания. Кроме этого, есть возможность в рамках студенческих проектов, организованных кафедрой немецкого языка, побывать в Германии. Общение с иностранцами дает незаменимую языковую практику.

– Вы молодой специалист. Ожидания от работы в школе совпали у вас с реальностью?

– Ожиданий было много. Хотелось скорее применить свои знания на практике и посмотреть, на что я способна. Надо сказать, что знания, полученные в университете, особенно в области методики преподавания, пришлись очень кстати. Хотя, конечно, реальность и ожидания не всегда совпадают. В моем случае, как я и ожидала, работа с детьми оказалась очень увлекательной, но в то же время и очень непростой. Тем не менее, дети дают стимул делать свою работу лучше, и мне это нравится. Скучать не приходится!

Хоть Мила Юрьевна и молодой педагог, но уже выработала для себя определенные учительские правила.

– Мои ученики для меня самые лучшие, и я стараюсь организовывать свою работу таким образом, чтобы им было интересно на моих уроках. Уникальность предмета заключается в том, что я как учитель не ограничена в творчестве и экспериментах: можно преподносить материал и организовывать свою работу на уроке и вне его так, чтобы учеба превратилась в увлекательную захватывающую игру. Я уже знаю своих учеников и знаю, что они воспринимают лучше, что им будет интересно и что принесет свои плоды. Конечно, я еще ищу себя как педагог и каждый раз при подготовке к урокам узнаю что-то новое. В конце концов, я только в самом начале своего профессионального пути, – улыбается моя собеседница.

«Университет формирует нужный тип мышления»

Виктор Игоревич ГОРБАЧУК – учитель русского языка и литературы Мозырского государственного областного лицея. В этом престижнейшем учебном заведении молодой специалист, видимо, оказался неспроста: он и сам был не просто студентом, а Президентским стипендиатом. О Викторе Горбачуке как об одаренном студенте наша газета уже писала. На этот раз попросили поделиться свежими впечатлениями от учительской работы.

– Лицею нужен был филолог, и моя кандидатура подошла, – объясняет Виктор. – Поначалу было очень сложно. Приходилось постоянно писать конспекты, составлять презентации, перелопатить гору справочной литературы, придумывать алгоритмы работы и так далее. Теперь уже легче, потому что накопилась прочная база знаний, установился контакт с учениками, коллегами и администрацией.

– Наверное, мотивировать учащихся лицея – не такая большая проблема. На то они и лицеисты…

– Да, с этим не возникало вопросов. К тому же это еще и ученики выпускных классов, которые настроены на поступление в вузы, и они понимают, что русский язык им необходим. Большинство абитуриентов, идущих в любой вуз, сдает централизованное тестирование по русскому языку.

Виктор Игоревич доволен и сложившимися хорошими деловыми отношениями с коллегами и администрацией: «Они, особенно филологи, всегда готовы дать профессиональные советы».

– Пригодились ли вузовские знания, или все же педагогическая теория не так важна?

– Здесь важно и другое. Вуз формирует определенный тип мышления, учит анализировать, сортировать информацию. После университета всегда знаешь, к каким источникам информации нужно обратиться. А методика преподавания дала общие представления о том, что такое урок, методы, формы и прочее. Но учителю, в первую очередь, нужна определенная гибкость, ведь каждый класс своеобразен. А это качество развивается с опытом…

«В вузе нужен курс по заполнению школьных журналов»

Ксения Игоревна ДАДАЦКАЯ – выпускница биологического (ныне технолого-биологический) факультета МГПУ им.И.П.Шамякина, по распределению работает в средней школе №10 г. Мозыря. Единственная из всего курса она получила направление на работу в Мозыре. Родом девушка из Мозырского района – деревни Творичевка. К учительской профессии, как и многие девочки, склонялась еще с детства и мечте не изменила.

– Почему я стала учителем? Наверное, как и любой ребенок, еще в детстве я играла в «школу». Моими учениками были подруги и сестры. Детство прошло в деревне, а вся культурная жизнь концентрировалась в школе. Учителя проводили много мероприятий и вместе с нами участвовали в них. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас хорошую зависть. Меня окружали прекрасные педагоги. Моя учительница начальных классов такая добрая, так располагала к себе. Очень хотелось стать на нее похожей, – вспоминает Ксения Игоревна.

Биология, по словам моей собеседницы, тоже покорила ее с детства.

– Мне очень нравятся уроки биологии. Это ведь так интересно – изучать строение клеток, виды живых организмов. Вообще, мне нравятся все разделы биологии. На ботанике мы подробно изучали строение клетки, виды растений. На зоологии – виды животных, насекомых. Ну, а предмет «Человек» вообще очень интересный, потому что на этих уроках мы узнаем о самих себе. Как же можно в жизни обходиться без этих знаний!

Во время учебы девушке приходилось сталкиваться с трудностями, характерными для столичных жителей. Когда твой дом в одном конце огромного города, а учеба или работа – в другом. Это придало школьным и студенческим годам Ксении своеобразный колорит.

– В Творичевке я закончила базовую школу, потом мы ездили на автобусе в Криничанскую среднюю школу. Детей в Творичевке мало, из-за этого старшие классы не открывают. Деревня находится в 10 километрах от Мозыря, но прямого автобуса из Творичевки до города нет. И, когда я поступила в университет, приходилось каждый день вставать в 6 утра, 3 километра идти пешком до трамвая. После учебы – на трамвай и обратно в деревню. Так каждый день на протяжении 5 лет.

Практику Ксения Игоревна проходила в средней школе №1: «Там у меня была очень хорошая куратор – учительница биологии. Она помогала мне, показывала, как лучше вести уроки. Меня отправили в 9 класс, большинство учеников в нем были мальчики».

– Каким был ваш первый урок уже в качестве полноправного учителя?

– Испытывала смешанные чувства: страх, переживание и радость. Но, к своей радости, заметила, что детям нравится биология, потому что я пытаюсь каждый урок разнообразить чем-нибудь интересным.

Старшие коллеги, по словам Ксении, охотно поддерживают молодого специалиста.

– С каким вопросом я ни обращусь, мне никто никогда не отказывал в помощи. Администрация школы всегда помогает: например, у меня возникало много вопросов по заполнению школьных журналов, так как в университете этому очень мало уделяется времени… В общем, со всеми журнальными вопросами мне помогла завуч по учебной работе, я к ней обращалась по 10 раз на дню, а она с улыбкой мне всегда подсказывала!

«Первая учительница – это вторая мама»

Из всех молодых педагогов, с которыми мне довелось пообщаться при подготовке этой публикации, учитель начальных классов средней школы №2 Ольга Николаевна ГОРБАЧЕВА – единственная закончившая не Мозырский государственный педагогический университет. Она родилась и выросла в Бресте и вуз выбирала тот, который находится в родном городе. Закончив Брестский государственный университет им.А.С.Пушкина, психолого-педагогический факультет по специальности «Начальные классы», уехала жить и работать в Мозырь.

– Мой муж военный, его направили в Мозырский район, и я поехала за ним, – поясняет улыбчивая Ольга Николаевна. – Место работы пришлось искать самой: поиски продолжались 2 недели. В итоге пришла работать в среднюю школу №2: там как раз требовался учитель начальных классов.

Как рассказывает девушка, ее встретили очень тепло: хороший дружный коллектив школы сразу принял молодую учительницу. Администрация помогает и делом, и советом.

С детства Ольга Горбачева мечтала стать первоклассным педагогом: на нее, как и на многих других детей, повлиял пример учительницы:

– Когда пришла в первый класс, у нас была очень улыбчивая, молодая, умная, добрая, справедливая, а главное – красивая (в младшем школьном возрасте это имеет значение!) учительница. И уже тогда она привила любовь к своей профессии.

Ольга Николаевна старается быть такой же учительницей и для своих ребятишек.

– Именно от того, как себя проявит первый учитель в классе, будет зависеть, насколько детям будет интересно учиться и развиваться в дальнейшем. Так что приходится всегда придумывать что-то новое, заинтересовывать, стимулировать, поощрять. А иногда даже быть детям и мамой, и папой. Да, первая учительница – это вторая мама, – улыбается Ольга.

– А что первым делом должен сделать учитель в коллективе первоклашек?

– Первым делом приучить детей к дисциплине. На это порой уходит время. Но мы успешно справились!

Можно представить, как волнуется молодой учитель, когда знакомится с родителями своих учеников. Те наверняка будут оценивать его с пристрастием. Но Ольга Горбачева, говоря о родителях, не скрывает радости:

– Больше всего меня удивило их отношение. Наши родители – такие умнички! Если какая-то проблема – сразу же откликаются, помогают с решением. Я им очень благодарна! Вообще, успех детей в учебе во многом зависит от родителей. Я бы даже сказала, что 50% этого успеха лежит на них. Мы с родителями работаем в контакте, и эта работа – одно удовольствие: отзывчивые, веселые, креативные люди!

Ожидания от профессии и реальность для Ольги Николаевны вполне совпали. Она была готова к такой сложной, но интересной деятельности, признается: «Приятно осознавать, что вместе с учителями, родителями, детьми мы делаем огромную работу!»

 Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото из личных архивов героев материала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *