Юлия Аверьянова, инструктор по вождению мозырской автошколы ДОСААФ: «Мне всегда хотелось работать там, где интересно»

Еще каких-нибудь 50 лет назад просто невозможно было представить женщину за рулем. А сегодня это стало обыденным явлением. Хотя, без сомнения, это сильно «огорчает» мужчин, традиционно полагающих, что у них «отбирают их территорию». Но времена меняются. И представительницы прекрасного пола не только уверенно водят автомобили, но еще и профессионально учат это делать мужчин. Сегодня мы поговорим о профессии инструктор по вождению или, как правильно ее называют, мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством.

 В автошколе ДОСААФ вот уже три года в этой профессии работает обаятельная Юлия Владимировна АВЕРЬЯНОВА.

– Все началось с соревнований по мотокроссу, которые проводила мозырская автошкола ДОСААФ, где я была в качестве зрителя, – рассказывает Юлия Владимировна. – Там я встретила своих друзей, которые познакомили меня с директором автошколы Анатолием Васильевичем Чубуковым. Мы с ним разговорились, и он предложил мне попробовать свои силы в качестве мастера производственного обучения управлению механическим транспортным средством. Если говорить проще, инструктора по вождению. Надо отметить, что в то время в Мозыре эта профессия была исключительно мужской. Но руководитель автошколы ДОСААФ решил сломать устаревший стереотип и привнести в процесс обучения что-то новое. После прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена летом 2014 года я приступила к работе.

– Не боялись быть первооткрывателем в этой сложной профессии? 

– Нет, мне всегда хотелось работать там, где интересно. И, несмотря на определенные сложности, за три года работы мой энтузиазм ни-сколько не угас. Ведь моя работа – это постоянное общение с людьми. Причем с людьми разного характера и склада ума. Но мне это общение доставляет истинное удовольствие.

– А какие еще плюсы есть в вашей работе?

– Обучение вождению – это не только педагогический подход к курсанту, но и важный психологический момент. Ведь в нужную минуту надо успокоить курсанта, чтобы тот не растерялся на дороге. Все-таки учебный автомобиль каждый день, словно губка, впитывает в себя негативную энергетику других водителей. Особенно в часы пик, когда за рулем находится еще совсем неопытный ученик. И здесь нужны крепкие нервы.

– С одной стороны, женщина-инструктор по вождению – экзотика, а с другой, в школах работают сплошь учителя-женщины. Как это можете объяснить?

– Правильно говорят: лучшие учителя – женщины! Мы лучше объясняем, мы терпеливее, мягче, спокойнее. Из своего опыта могу сказать, что девушки и женщины, впервые севшие за руль автомобиля, комфортнее себя чувствуют с женщиной-инструктором. Мы лучше понимаем друг друга и быстро находим общий язык. Впрочем, и с сильным полом у меня не возникает серьезных вопросов и проблем. Все мои ученики очень уважительно относятся как ко мне, так и к моей профессии.

– А как давно с техникой на «ты»?

– С автомобилем подружилась в 1999 году. И вот уже за плечами 18 лет непрерывного водительского стажа. Кстати, обучение проходила здесь же, в автошколе ДОСААФ. И теоретический, и практический экзамен сдала с первого раза. Видимо, оттого, что с детства душа лежала к технике, автомобилям.

– Глядя на вас, даже не верится, что вы нашли себя в автошколе.

– Сейчас я смело могу за-явить, что именно в автошколе ДОСААФ нашла свое призвание. Это моя третья работа. До этого 10 лет работала на таможне, потом 1,5 года в строительной компании. Но везде я не чувствовала себя счастливой. Придя в автошколу, поняла, что это мое. Я каждый день иду на работу, как на праздник. И даже в мужском коллективе мне работается комфортно. Вы не представляете, какое для меня счастье, когда мой ребенок (а всех своих учеников я именно так и называю) с радостью получает права и говорит «спасибо» за то, что научила. Приятно встречать на дороге или в городе своих бывших воспитанников. Каждый непременно поздоровается и спросит, как дела. Многие потом просто приезжают в автошколу, чтобы поздравить с тем или иным праздником.

– Неужели вам встречались только хорошие и способные ученики?

– Знаете, у меня никогда не было плохих и хороших курсантов. У меня все – молодцы! Я очень строга с ними, так как нам нужно добиться конечного результата. Уже на первом занятии я говорю им: «Мальчишки или девчонки, без обид. Все требования будете выполнять – все получится».

– Каким образом стараетесь донести до каждого необходимые знания?

– Инструктор по вождению должен быть хорошим психологом, он должен найти подход к каждому учащемуся и расположить его к себе. Обучение должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. От этого зависит не только быстрота обучения вождению, но и его качество. Поэтому без терпения здесь никуда. Важно не повысить голос и, не дай Бог, нагрубить. Что будет, если я закричу или загну крепкое словечко? Ничего. Результат будет нулевой. Моя главная задача – достучаться до каждого человека, чтобы он тебя понял. Если вижу, что возникают трудности, использую психологические приемы. Неважно, кто рядом сидит: девушка или парень, рабочий или директор. Я каждому говорю: «Ты меня любишь? Зачем меня обижать? У меня ведь слабое сердце, мне нельзя расстраиваться». После этих слов каждый старается изо всех сил (улыбается).

– Действительно ли женщины такие плохие водители, как о них говорят?

– Это все миф или, как модно сейчас говорить, стереотип. Я скажу так: женщина более аккуратна на дороге, потому что она мать и всегда будет заботиться не только о себе, но и о своем ребенке или о том, кто сидит рядом. Порой она будет ползти, как черепаха, но увеличивать скорость не станет, даже если за ней собралась вереница из автомобилей, и каждый при этом сигналит. Если говорить о мужчинах, то они по натуре очень рискованные, лихачи. А вот слабый пол обращается с автомобилем плавно, я бы даже сказала, женственно. Поэтому нельзя утверждать, что водитель – это чисто мужская профессия. Я знаю женщин, которые могут дать фору любому мужчине-водителю. Так что стереотип постепенно умирает.

– Тогда кого легче быст-рее научить: женщину или мужчину?

– Для обучения вождению пол учащегося значения не имеет. Одинаково сложно бывает как с мужчинами, так и с женщинами – все зависит от личных качеств курсанта. Поймите, одного моего сердца мало. Человек, пришедший в автошколу, в первую очередь, должен быть покладистым и послушным. Без этого никуда. Да, у каждого есть семья, работа, проблемы. Но, когда вы окунаетесь в этот маленький мир, вы долж-ны понимать, что пришли сюда учиться, а не показывать свой характер, и обязательно слушать мастера. Бывает, человек упрется, и дальше никак. Мы убьем уйму времени, а результата не будет. А все потому, что ученик стоит на своем: «Меня так учил дед». Если дед тебе так показал и научил, пусть он и принимает у тебя экзамен. Некоторые наблюдают за остальными водителями и повторяют те же ошибки, не понимая, что им такого делать нельзя. А есть такие, особенно это относится к женскому полу, кто может бросить руль посреди перекрестка, если что-то не получается, и сказать: «Все! Я ухожу!» Тогда я меняю тон. С ними разговариваю спокойно, но уверенно, чтобы убедить их в обратном: «Зачем бросать начатое дело? Впереди у тебя всего лишь одна ступенька. Ты уже заплатила деньги, потратила столько сил и времени, и, когда осталась самая малость, ты хочешь все бросить? Как это называется? Нам надо обязательно достичь цели. И мы будем идти к ней вдвоем». Сколько я девчат вернула обратно в автошколу, вам не передать (улыбается). Со всеми можно и нужно работать. Просто мне тяжело их поднять, чтобы они меня услышали. Но, когда это происходит, далее процесс обучения идет, как по маслу. Более того, после сдачи экзамена многие приходят и благодарят меня за мой сильный характер.

– А какой самый старший по возрасту  ученик был в вашей практике?

– Самый взрослый курсант – женщина 68 лет. Кстати, она с первого раза сдала и теорию, и практику. Молодежь! Берите пример! Был у меня еще мужчина пенсионного возраста. С ним возникали трудности, так как он до конца не понимал, что здесь нужно уступать, слушаться, подчиняться и выполнять указания инструктора. С мальчишками у меня вообще нет проблем. С ними процесс обучения льется, как песня. Они хорошо понимают, кто с ними рядом, и не позволяют себе ни хамского отношения, ни вальяжности, ни разгильдяйства.

– Некоторые курсанты жалуются, что сегодня в автошколах мало практических занятий.

– На мой взгляд, того времени, которое отводится на вождение, вполне достаточно. Просто есть такие люди, которые зацикливаются на чем-то одном и не дают себе хода. В таком случае человеку надо дать отдохнуть, сменить обстановку и род занятий. После они придут со свежей головой и с легкостью покажут то, что не могли сделать несколько дней назад.

– Что можете сказать про культуру современных водителей и пешеходов?

– Очень много претензий к водителям, которые в открытую хамят на дороге, видя, что за рулем находится курсант. Могут запросто подрезать, не уступить дорогу или лишний раз посигналить, если вдруг тот бедный ребенок заглох на перекрестке. Посему хотелось бы пожелать водителям набраться терпения и проявлять уважение ко всем участникам дорожного движения. Вот спрашивается: зачем сигналить? От этого разве что-то изменится? Нет. Мы быстрее поедем? Тоже нет. Просто своим нервным поведением вгоняют в ступор курсанта, который растерялся, казалось бы, в простой ситуации. Да и я стараюсь меньше вторгаться в процесс вождения. Таков мой принцип обучения. Словом, могу помочь, что-то подсказать, но не буду за них включать передачу или нажимать на газ. Иначе чему я их научу? В таких ситуациях всегда говорю курсанту: «Ничего страшного, пусть сигналят. Не обращай внимания. Делай то, чему тебя учили».

Что касается пешеходов, то и среди них есть некультурные граждане. Перебегать дорогу в неположенном месте да еще перед самым носом – для большинства обычное дело. А некоторые мамочки и вовсе с ребенком на руках могут выскочить перед движущимся автомобилем. В такой ситуации сам можешь растеряться, не говоря уже о курсанте.

– Какие курьезные или смешные случаи происходили в процессе работы?

– В нашей работе всего хватает. Хотя, как известно, с дорогой не шутят. Частенько бывает, что путают право и лево, педали тормоза и газа. Но больше всего мне запомнился ответ одной молодой курсантки, когда мы ехали с ней возле автовокзала. Подъезжая к кольцу, я ее спрашиваю: «Какое кольцо?» На что она мне без раздумий отвечает: «Обручальное». В тот день у меня больше не было к ней вопросов (улыбается). А еще мне нравится анекдот: «Бросить можно все, что угодно: жену, мужа, пить, курить, но сцепление бросать нельзя» (смеется).

– Что в процессе обучения вождению вызывает у курсантов особую сложность?

– Все сложности начинаются еще с автодрома. При первоначальном обучении для будущих водителей сложно все: эстакада, туннель, змейка, правая и левая парковка, диагональ. При заезде в гараж некоторые путают, в какую сторону необходимо повернуть руль, теряются в пространстве, так как много элементов. Даже приходя на 3-4 занятие, спрашивают: «А куда мы едем?» Курсы по подготовке водителей – это не столько процесс учебы, сколько развитие ряда качеств: логика, реакция, быстрота мышления, предугадать возможность внезапного выхода пешехода на проезжую часть. Я всех своих учеников готовлю именно по такому принципу. Не просто заучить, как парковаться или заезжать в гараж, а правильно и четко мыслить на дороге. Я им всегда говорю: «Вы везете с собой самое сокровенное на земле – своих детей, семью, родных и близких. Поэтому будьте предельно внимательными и осторожными на дороге. Ведь она, как известно, не прощает ошибок. Поэтому услышьте своего мастера и сделайте то, что вас просят. Когда получите права, потом придете и скажете «спасибо».

– И много таких благодарностей слышите в свой адрес?

– Да. Меня каждый мой ученик благодарит за работу. Я очень рада, когда вижу, что человек понял, научился. Значит, моя методика действует. И это здорово! А, когда благодарят и говорят человеческое «спасибо», для меня это высшая награда! Я надеюсь, что и дальше буду продолжать в том же духе и с еще большим энтузиазмом добиваться самых высоких результатов в своей любимой работе.

Сергей БОРОВИК

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *