Культура поведения — зеркало души

Высота культуры определяется отношением к другим людям. Культура и внешний лоск —совершенно разные вещи

Там, где обывателю покажется все одинаковым и монотонным, журналист увидит неординарность поступков и фактов и найдет тему для обсуждения.
Вот и я хочу рассказать о нескольких случаях, которые заставили задуматься. Практически ежедневно пользуюсь услугами общественного транспорта, а где, как не там, можно понять менталитет нашего гражданина, его культуру, воспитание, настоящие человеческие ценности…

Вечером на одной из автобусных остановок в салон вошел мужчина с двумя детьми (по всей вероятности, он их папа), не отрывая руку с телефоном от уха. Девочка постарше (на вид лет семи) с рюкзачком за спиной все время пыталась ему чем-то похвастаться. Малышку (на вид года два) он держал на руках. Усадив детей на свободное сиденье, мужчина живо продолжал беседу с приятелем о предстоящей рыбалке (во сколько, куда, что взять…). Все попытки детей обратить внимание отца на себя (дергая его постоянно за рукав) остались незамеченными. Устав от невнимания папы, сестрички просто, взявшись за руки, стали смотреть в окно.

Тем, что наши сограждане не всегда бывают законопослушными в автотранспорте, никого не удивишь. И событие, разыгравшееся на глазах, не могло оставить меня равнодушной. Автобус двигался по маршруту №14. Кондуктор исправно выполнял свои обязанности: обилечивал пассажиров, интересовался наличием документов, позволяющих право бесплатного проезда. К одной прилично выглядевшей пассажирке кондуктору пришлось подходить трижды.
— У меня проездной, — уверяла дама и начинала копаться в сумочке.

Кондуктор, полагая, что она все же нашла документ, останавливался возле нее еще не раз, а та все продолжала поиски в надежде, что таким образом дотянет до выхода… В конце концов женщина, залившись краской, оплатила проезд с надменным видом, даже не извинившись перед человеком, у которого отняла рабочее время.

Следующий случай, произошедший в салоне автобуса маршрута №4, меня буквально поразил. Здесь в роли «главной героини» выступила женщина лет 50-ти. Завидев в окно на остановке юношу с явными признаками степени инвалидности, я тут же намерилась уступить ему место. Однако мой добрый жест был «зарублен на корню» женщиной, которая едва ли не оттолкнула меня, пожелав сменить свое «место дислокации» в силу неудобств со стороны соседей. Паренек, смутившись, что из-за его персоны в салоне случился переполох, через пару остановок вышел из автобуса. Зато дама и еще такая же персона, оказавшаяся рядом, долго не могли успокоиться, что это место ей было нужнее…

Постфактум немногих названных примеров: внимание к детям, обязанности пассажира, взаимоотношения в общественном транспорте и еще много других критериев, названных и не названных, формируют человеческую культуру. О ней некоторые наши сограждане чаще не забывают, а, скорее всего, ее просто не имеют. Ведь это качество впитывается с молоком матери в семье, воспитывается в школе, реализуется в ходе взаимоотношений на работе, учебе, службе и т.д. Когда однажды, беседуя с профессором М.Финбергом я поинтересовалась, что в его понимании быть культурным человеком, то маэстро ответил: «Нужно просто им быть!» Быть культурным везде: в делах, поступках, взаимоотношениях и даже помыслах. Чувствуешь, что «перегнул дугу», — извинись! Культура должна быть в нашей сущности, в нашем сердце, присутствовать в каждом шаге, в каждом действии на протяжении всей жизни. Хамство, к сожалению, имеет место быть в обществе. Однако не оно правит миром. Все мы в своем большинстве приветствуем уважительное и должное отношение.

Чтобы не пришлось переживать из-за того, что ты кому-то причинил зло или обиду, нужно сначала думать, прежде чем действовать. Не зря же говорят: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Наталья КОНОПЛИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *