На вопросы мозырян ответила начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Мария Щербин

Звонки потребителей  — синтез работы отрасли

На прямую линию, проводимую в редакции газеты «Жыццё Палесся» начальником отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Марией Николаевной ЩЕРБИН, поступали вопросы различного характера. Но, как подтверждают ответы на них, все усилия специалистов направлены  на одно  — качественное обслуживание покупателей.

Надежда Владимировна: «Здравствуйте! Я звоню по поручению жителей п. Дружба. Всех нас интересует судьба закрытого магазина ТУП «Припятский Альянс»…»

Ответ. В настоящее время для обеспечения жителей данного населенного пункта товарами повседневного спроса возможность открытия торгового объекта  прорабатывается с руководителями частных организаций.

Андрей Иванович: «Планирую в ближайшее время заменить деревянные рамы на стеклопакеты. Как обезопасить себя от мошенников?»

Ответ. Часто потребители заказывают окна, балконные рамы, двери, мебель без заключения договора, без документов, подтверждающих факт оказания услуги. В данном случае решить положительно вопрос очень сложно, рекомендуем потребителям при оформлении любой услуги заключать договора и иметь документ, подтверждающий факт оплаты.

Покупатель должен знать свои права и уметь их защищать, поэтому отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома оказывает помощь потребителю в разрешении спорных вопросов согласно действующему Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Даниил Григорьевич: «Наш город интенсивно застраивается. Следовательно, растет и необходимость в торговых услугах. Появятся ли в ближайшее время новые сетевые продовольственные и непродовольственные магазины?»

Ответ. В новом микрорайоне 4А в перспективном будущем планируется открытие новых торговых объектов известных супермаркетов, таких, как «Алми», «Соседи», «Смак» (ООО «Агроинторг»).

Анжелика: «В какие сроки по определенным причинам я могу вернуть в магазин приобретенное платье или другую вещь?»

Ответ. Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель имеет право в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара возвратить или обменять его при условии, что вещь не была в употреблении, сохранены ее потребительские свойства и имеются доказательства факта приобретения у данного продавца (чек). Однако есть перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 в редакции от 14.01.2009 №26) (обои, паркет, ламинат, плитка, метражные изделия, изделия из драгоценных металлов, белье нательное и т.д.).

Федор: «Не секрет, что сегодня многие коммерческие организации проводят разного рода презентации, на которых предлагают приобрести товар (зачастую сомнительного свойства и качества). Законно ли это? Какие условия должны при этом соблюдаться?»

Ответ. Для проведения выставок-ярмарок, ярмарок, презентаций на территории заявленного населенного пункта необходимо согласование и разрешение местного органа власти, в нашем случае  — Мозырского районного исполнительного комитета. Заявитель обязан предоставить пакет документов, в который входит документ о санитарно-гигиеническом заключении от местного зонального центра гигиены и эпидемиологии, заверительное письмо от арендодателя о предоставляемых площадях, данные о внесении в Торговый реестр Республики Беларусь и сертификаты соответствия качества на товар, не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия. Любые мероприятия, проводимые без согласования с Мозырским районным исполнительным комитетом, считаются незаконными.

Дмитрий Федорович: «В городе постоянно наблюдаются факты несанкционированной торговли, причем «част-ники» предлагают свой товар не с прилавка, а «с земли». Какие меры принимаются?»

Ответ. Отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома на постоянной основе проводит совместные проверки по несанкционированной торговле с участием служб: Мозырского РОВД, учреждения «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии», инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Мозырскому району. В целях профилактики административных правонарушений по ч. 8 ст. 12.17. КоАП Республики Беларусь проводится и ряд других мероприятий. Потенциальные продавцы информируются об административной ответственности за нарушение правил торговли и оказания услуг населению посредством телеканала «Мозырь», газеты «Жыццё Палесся». Чтобы не попасть в разряд нарушителей, желающим что-то продать доводится информация о стоимости торговых мест на рынках города и предоставляемых льготах.

Надежда Петровна: «К нам недавно позвонили и предложили провести проверку качества оконных рам, ссылаясь на указание отдела строительства и архитектуры Мозырского райисполкома. Правомерны ли действия неизвестных специалистов, и как правильно вести себя в таких ситуациях?»

Ответ. Ваш дом  — ваша крепость. И впускать в него посторонних людей или нет, решать только вам. При проведении каких-либо официальных плановых проверок в ваших домовладениях в составе комиссии всегда будет присутствовать либо мастер ЖЭУ, либо председатель КИЗа. А впуская в квартиру незнакомого человека, представившегося индивидуальным предпринимателем либо представителем юридического лица, вы должны понимать степень своей ответственности, а при подписании предложенных документов  — тем более. Поставив свою подпись на документе, вы автоматически становитесь клиентом, согласным на все прописанные условия, даже если какие-то моменты в спешке не прочитали. Следовательно, прислушайтесь к моему совету: будьте бдительны и лишний раз перезвоните председателю своего КИЗа либо в ЖЭУ для уточнения ситуации.

Марина: «У нас красивый и ухоженный город. А где можно отдохнуть с детьми, поесть мороженого, выпить молочный коктейль в летние каникулы или просто в выходной день?»

Ответ. Этому вопросу со стороны нашего ведомства уделяется очень много внимания. И весьма радует, что мест отдыха, куда можно зайти с детьми, появляется больше. Так, в настоящее время вас приятно могут порадовать и удивить обслуживанием в кафе «Кокос» и «Джой», закусочной «Пицца Смайл», баре «Три пескаря», кофейне «Гурманс» и многих других заведениях общественного питания нашего города.

Варвара Ильинична: «Я довольна торговым обслуживанием в нашем городе, но вот обратила внимание, что от пребывания в отделе, где реализуется лакокрасочная продукция, в магазине «Хозтовары» (ул. Притыцкого) начинает болеть голова. Виной тому, на мой взгляд, очень сильный запах химической продукции. А ведь там продавцы работают на протяжении целой смены! Нельзя ли как-то улучшить условия труда людей в данном торговом объекте?»

Ответ. Данный вопрос будет проработан с руководством магазина в ближайшее время. (На момент публикации стало известно о том, что в магазине функционирует два кондиционера. Есть возможность проветривания и через открытые окна.)

Настя Осипова: «В настоящее время стало популярно делать покупки в интернет-магазине. Тревожит факт, что покупаешь вещь без примерки. А что делать, если покупка окажется неудачной? И в каком случае потребитель вправе отказаться от приобретения товара, не возмещая продавцу расходов?»

Ответ. В том случае, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.

Ольга: «Имеют ли право в интернет-магазинах указывать цены на товар в долларах или другой валюте?»

Ответ. Цена товара указывается исключительно в белорусских рублях. Указание цены в условных единицах или иностранной валюте, в том числе рядом с ценой в белорусских рублях, не допускается.

Максим: «Обязан ли продавец интернет-магазина принимать и рассматривать претензию потребителя? И если продан товар ненадлежащего качества, то можно потребовать его замену?»

Ответ. Продавец обязан принять и рассмотреть претензию в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». А в случае, если товар оказался некачественным,то у потребителя есть выбор:

-замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

-соразмерного уменьшения покупной цены товара;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

-возмещения расходов по устранению недостатков товара;

-расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков, причиненных потребителю, в полном объеме.

Диана: «Хочу узнать ваше мнение по поводу выставления товара на полках магазина «на уровне глаз» (конкретно  — детских игрушек). Заходя в магазин, дети устраивают родителям истерики, требуя им что-то купить. Насколько правилен такой подход к обслуживанию, и как с этим бороться, если магазин не является специализированным, а такой товар не является сопутствующим?»

Ответ. Лучшими будут продажи тех товаров, которые расположены на уровне глаз покупателя. Товар, предназначенный для ребенка, должен быть на уровне его глаз, а не взрослых. К сожалению, это элемент современной маркетинговой политики, который согласовывается в соответствии с действующим законодательством. Выход один: убеждение!

Людмила Прокофьевна: «Недавно столк- нулась с такой проблемой: купила тушенку, на этикетке которой было написано «свинина кусковая, рубленая». Когда открыла, то обнаружила в банке какую-то жижу непонятного цвета с включением сальных кусков. Где можно произвести экспертизу такого товара?»

Ответ. При возникновении вопросов по качеству продовольственных товаров необходимо обращаться в зональный центр гигиены и эпидемиологии. На основании вашего заявления будет произведена экспертиза и сделано соответствующее заключение.

Елена: «Однажды мы с компанией пришли в кафе за 15 минут до закрытия. Мы вполне могли успеть выпить по чашечке кофе, но админист-ратор нас не впустила. Правомерно ли она поступила?»

Ответ. Вход в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, а в другие объекты общественного питания  — за 15 минут до их закрытия. Это регламентируется Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания.

Алексей: «С какого времени исчисляется гарантийный срок товара?»

Ответ. С момента передачи товара потребителю. Если дату передачи товара установить невозможно, то срок гарантии исчисляется с момента его изготовления. Однако в случае, если указаны только месяц и год или только год, то днем изготовления товара считается, соответственно, последний день месяца или года. Для сезонных товаров срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Например, в отношении обуви: для зимней  — с 15 ноября, весенней и осенней  — соответственно, с 1 марта и 15 сентября, летней  — с 1 мая. Однако если человек стал носить обувь и только тогда обнаружил недостатки, то гарантийный срок будет действовать со дня начала использования такого товара. Что касается товара, полученного через интернет-магазин, то сроки исчисляются со дня реальной доставки в виде посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений. Если потребитель не может пользоваться товаром, например, когда его нужно подключить, либо требуется специальная установка или сборка, а также если отсутствуют необходимые для использования товара детали, информация или обнаружен недостаток, срок гарантии исчисляется с момента прекращения обстоятельств, препятствующих использованию товара по назначению.

Денис Дорошко: «Делаю капитальный ремонт квартиры и многие вещи решил приобрести через интернет. На что стоит обращать внимание, получая долгожданный заказ от курьера?»

Ответ. В этом случае потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте об интернет-магазине, с информацией в документах на товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца).

При доставке товара курьер обязан выдать товарный и кассовый чеки, гарантийный талон. Если доставлен товар, не соответствующий заказанному, вы вправе отказаться от него, не оплачивая ни товар, ни доставку.

Если вы отказываетесь по каким-то иным причинам, не связанным с ненадлежащим исполнением своих обязательств продавцом, вы обязаны оплатить стоимость доставки.

В присутствии курьера необходимо проверить товар по внешним признакам, его комплектность и работоспособность. Инструкция пользователя должна быть вам предоставлена на русском и/или белорусском языках.

Наталья КОНОПЛИЧ

Фото Александра СОЛОДКОВА

На вопросы мозырян ответила начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Мария Щербин: 1 комментарий

  • 18.07.2017 в 23:20
    Permalink

    И зачем нам надо этот отросток бюрократии в торгов
    ле?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -1-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *