Настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре священник Сергий Шевченко ответил на вопросы мозырян

1891

«Духовная жизнь предполагает наличие работы в человеке»

 Обязательно ли верующему ходить в церковь? Как относиться к социальным сетям? Возможно ли после Таинства венчания расторгнуть брак? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре священник Сергий ШЕВЧЕНКО.

«Здравствуйте, отец Сергий. Расскажите, пожалуйста, как нужно готовиться к Таинству венчания? И можно ли расторгнуть «венчанный брак»?»

Татьяна Сергеевна, прихожанка Свято-Михайловского собора.

Ответ. Во-первых, прежде чем венчаться, нужно пройти собеседование со священником. Естественно, венчание предполагает, что оба человека с началом супружеской жизни решают смотреть в одну сторону. Они приходят в храм, исповедуются и причащаются. Каждый из нас понимает, что в жизни можно оступиться, совершить какую-то ошибку. Поэтому с покаяния и начинается новая семейная жизнь.

Венчание предполагает то, что супруги будут выстраивать свое будущее с учетом взглядов духовной, церковной жизни, норм и правил Священного Писания. Если же человек с этим не согласен, а смотрит на свою жизнь только через призму своего собственного «Я», такой союз долго не устоит. А если принимать необходимые духовные законы, то и брак не распадется.

В связи с этим ваш второй вопрос отпадает сам собой. Конечно, существуют канонические правила, по которым церковный брак может считаться расторгнутым, но этот вопрос нужно решать непосредственно после беседы со священником. Однако особой службы для расторжения брака не существует.

«В последнее время на Радуницу на кладбище стало меньше людей, которые едят, пьют спиртное, поминая своих почивших близких. Но все-таки таких людей еще достаточно. А что говорит церковь по этому поводу? И еще: почему существует традиция выпивать на поминках именно 3 рюмки?»

Иван Францевич, пенсионер.

Ответ. Есть вера, а есть суеверие. Принцип веры такой: от натуры (природы) – к культуре. Вера воспитывает, формирует человека. Если человек становится более культурным, то некоторых вещей он просто уже не допускает. Не потому, что нельзя, а потому, что не может себе это позволить. Например, кричать, сквернословить в общественном месте и т.д.

Приведу такой пример. Есть суеверие у некоторых людей не здороваться через порог. Эта традиция берет начало с древних, языческих, времен. Известно, что язычники хоронили своих умерших родственников под порогами. Такого давно нет, но традиция держится, и мы ее, к сожалению, «свято храним».

А теперь давайте перенесемся в сегодняшний день. Если у язычников было такое отношение к умершим, то почему у современных людей принято на кладбище, где лежат наши предки, курить, пить, ругаться, плевать на землю? Культурно ли, красиво ли это? Человек, приходя на кладбище, должен понимать, что это особенное место. Здесь находится прах наших родственников, и я должен вести себя достойно.

Насчет трех рюмок… А почему не 7, не 9, не 40 рюмок выпить? Кстати, раньше традиции поминать умерших людей водкой не было. Конечно, отношение к этому суеверию у православного человека должно быть отрицательным. Церковная традиция поминания умершего – это, прежде всего, молитва за упокой его души. Можно приготовить безалкогольный стол – и это будет достойно…

«Чем по церковному значению отличаются слова «храм» и «церковь»?»

Ирина Александровна.

Ответ. Храм – это непосредственно здание, в котором собираются люди. А церковь в переводе с греческого языка означает «собрание людей». Т.е. тех, кто является членами определенного прихода.

«Как реагировать на людей, которые у храма просят милостыню?»

Сергей Золотников.

 Ответ. Есть абсолютно разные люди. В Священном Писании говорится: «В добродетели покажи рассудительность». Иными словами, если человек просит подаяние, мы должны спросить себя: как он распорядится им?

Появилось очень много людей, которые стоят у храма с табличками. Постоянно прошу их: принесите мне официальные документы, что ваши родственники больны. За 2 года пока еще никто не принес.

Другой момент. У нас в Мозыре хватает и инвалидов, и людей реально нуждающихся. Но они не стоят с табличками у храмов. И еще вы должны учитывать: если вы даете деньги людям, которые любят выпить, то большая вероятность, что они их пропьют. Поэтому, если хотите им помочь, лучше дать, например, им что-нибудь из еды.

«Все знают и почитают Рождественский, Великий посты. А вот Петров насколько важен для православного человека?»

Ирина Александровна.

Ответ. Дело в том, что для православного человека нет второстепенных вещей. Весь строй церковной жизни исключительно важен. Другое дело, насколько сам человек включен в церковную жизнь. Нужно самому себе поставить этот вопрос.

Пост предлагается церковью каждому человеку, но не навязывается. А ему решать, в какой мере, в каком объеме его выполнять. Не у всех есть возможность по-настоящему поститься. Но каждый из нас должен понимать: есть внешний, а есть внутренний пост. Очень желательно поставить перед собой цели и задачи, которые бы нас дисциплинировали. А отказ от определенной пищи важен, но второстепенен.

«Жена любит смотреть по телевизору программы про экстрасенсов, всякие паранормальные явления и т.д. Меня это часто выводит из себя, и зачастую я даже выключаю телевизор. Правильно ли я делаю?»

Сергей.

Ответ. Безусловно, да. Вот смотрите: если вы, например, будете смотреть фильмы ужасов, что с вами будет происходить? Или сцены насилия? Естественно, вы будете озлобляться, а душа черстветь. А ведь мы говорим о духовной жизни. Какую же духовную жизнь формируют эти передачи?

К примеру, церковь говорит: 40 дней после того, как человек отошел в вечность, нужно постоянно молиться за душу этого человека. 40 дней – это не какие-то мистические, символические дни, а время, когда имеет смысл встреча души с Богом. Вот и все. Поэтому 40 дней – это дни нашей усиленной молитвы.

Что же говорят экстрасенсы? 40 дней душа ходит, не знает покоя, стучится, заглядывает в дом. Нужно поставить водички, чтобы она попила. Полный бред! Вот мировоззрение, которое навязывается человеку через такие передачи.

«Отец Сергий, какие молитвы ежедневно нужно читать матери, у которой дети пьют?»

Галина.

Ответ. Понимаете, можно дать вам установку: вот будете читать такую-то молитву, и все у вас получится. Но это не так. В Священном Писании говорится о том, что молитва матери разбивает оковы. А что такое молитва? Это разговор человека с Богом. Поэтому важнее всего то, что вы собственными словами приносите Ему то, что лежит у вас на сердце. Не важно, где вы находитесь в данный момент. Это и будет самая сильная, самая искренняя молитва…

Есть много святых, которые нам в этой молитве помогают. Но нужно понять, что алкоголизм – это болезнь. И эта болезнь лечится очень долго. А первый шаг к выздоровлению – осознание того, что ты болен. Пока пьющий человек не поймет, какое это зло, никакого улучшения не случится. Некоторые люди обращаются к разным целителям, «знахарям», думая, что это поможет. Но, как правило, получают обратный результат. Путь к духовному выздоровлению нужно искать в изменении своей жизни. Но без Божией помощи, поддержки нам не осилить его.

«Отец Сергий, может быть, мой вопрос немного странный… В церкви иногда ловил себя на мысли, что брезгую причащаться с одной ложки после того, как с нее причащались многие люди. А вдруг можно чем-нибудь опасным заразиться?»

Геннадий Петрович.

Ответ. Нашей церкви более 2000 лет, но таких случаев не было и не будет. Кстати, в храме мы не только причащаемся, но и целуем одни и те же иконы.

Причастие Святых Христовых Тайн – это Таинство. На греческом языке это слово звучит как «мистерия». То есть, иными словами, именно она во время Божественной Литургии и совершается в храме.

Задайте себе вопрос: почему на Крещение освящается вода? Или почему вне пределов храма радиация есть, а в храме ее нет? И вы на эти вопросы не найдете ответ.

Причастие – это же не просто хлеб и вино, а под этими образами каждому человеку преподаются Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. И мы, вкушающие Его, смотрим на это именно так…

«2 месяца назад умерла моя любимая собака. И я до сих пор не нахожу себе места, все время думаю о ней. Она же была, можно сказать, членом нашей семьи. Как мне справиться с этой потерей?»

Мария.

Ответ. Все дело в том, что вы должны понять: это одна из форм неправильной привязанности. Можно привязаться к чему угодно: к машине, мобильному телефону, какому-нибудь артисту, кумиру и т.д. Тяжело, конечно, терять четвероногого друга, но жизнь-то продолжается. Тем более, что есть рядом люди, которые нуждаются в вашем внимании. Вот их и нужно любить.

«С какой молитвы нужно начинать свой рабочий день?»

Александр Васильевич, прихожанин Свято-Никольского храма.

Ответ. «Господи, благослови, Твоя воля!», «Господи, помилуй!» Самые короткие молитвы. Дело в том, что универсальной молитвы просто нет. А молиться можно везде и всегда: когда идешь на работу, занимаешься спортом… Самые простые, искренние слова для Бога наиболее важны. Здесь главное не форма, а расположенность к молитве сердца человека.

«Отец Сергий, а обязательно ли верующему ходить в церковь?»

Диана, мозырянка.

Ответ. А я вот хочу спросить: обязательно ли мужу приходить домой? Можно сказать: я люблю свою семью в своем сердце, поэтому мне не обязательно приходить домой. Абсурд? Люди постоянно делают для себя какие-то уловки. Один социолог написал: «Если человек в свободное время посещает театр, выставки и т.д., то такой человек называется культурным. Если человек приходит в храм, то этого человека мы называем духовным».

А если в свободное время мы посещаем только магазины и рынки и говорим: «У меня нет времени ходить в храм!» То такого человека мы называем… Продолжите сами. Это самообман!

 Надо себя «в плечи бить», чтобы стремиться к духовной жизни! Это же не рыбалка: пришел, сел, и хорошо тебе. Духовная жизнь предполагает работу в человеке.

«Как церковь относится к социальным сетям?»

Борис.

Ответ. Не скажу о всей церкви, но лично я отношусь отрицательно. Такое ощущение, что наша реальная жизнь постепенно перетекает в виртуальную.

Уже настало время, когда нужно просто вырывать оттуда людей. В социальных сетях формируются различные группы, секты, что весьма опасно. Это то место, где человеку навязывают определенный образ жизни, стандарты, модель поведения. Парадокс: и это становится более реальной жизнью, чем наша настоящая жизнь! К тому же возникает вопрос: сколько нужно иметь свободного времени, чтобы часами просиживать в социальных сетях? Если у тебя загружена реальная жизнь, если ты ответственен за свою семью, у тебя есть работа, то тебе некогда будет заниматься ничем подобным. Поэтому лично для меня социальные сети – мертвая зона. В любом случае, лучше открыть хорошую книгу и почитать. Пользы будет значительно больше.

«Как формируются цены в храме? Почему они постоянно повышаются?»

Денис Сергеевич.

Ответ. Есть понятие не цена, а рекомендуемое пожертвование. Каждый человек должен понимать, что любой храм существует за счет пожертвований: священники получают зарплаты, есть вопросы отопления, коммунальных услуг, ремонта, реконструкции храма и т.д.

Но бывает и так, что человек приходит в храм и говорит: нет денег. Тогда священник, например, крестит ребенка благотворительно.

И другой момент. Посмотрите, сколько некоторые люди тратят денег на водку, сигареты. И никто не возмущается! Вот что печально…

«Сын, когда был маленьким, с удовольствием ходил в церковь. Сейчас ему 16 лет, и в храм его нужно затягивать силою. Что делать?»

Анастасия Сергеевна, мать троих детей.

Ответ. И не надо насильно тянуть. Этим можно вообще отбить всякую охоту. Родителям нужно разобраться в ситуации, поговорить со священником. А потом уже потихоньку стараться исправить такое положение дел.

«Часто не могу побороть страх перед исповедью. Как подумаю, что мне нужно будет называть священнику свои грехи, так колени начинают дрожать… Что делать?»

Ответ. Здесь возникает аналогия с врачом. Если заболеешь, сразу идешь в поликлинику. Болезнь толкает к тому,                чтобы пойти по пути выздоровления. Так и здесь. Духовную болезнь тоже нужно лечить. Однако надо учитывать: исповедь – это только устное заявление о грехе. Но перед этим человек должен покаяться. Осознать, что он сделал что-то неправильно и желает исправиться. Этот момент очень важен. Поэтому исповеди без покаяния не бывает.

Если же страх перед исповедью все же существует, то можно сначала просто прийти в храм и побеседовать со священником. Сделать шаг, чтобы разрушить этот барьер.

«Мой друг купил новую машину и попал в аварию. И это уже не первый раз. Хорошо, что еще жив остался. Сколько ему ни говорил: освяти машину, повесь иконку, меня не слушал. Теперь вроде согласился. Может быть, вы что-то по этому поводу тоже посоветуете ему?»

Михаил.

Ответ. Верующий человек благословляет и освящает весь круг своей жизни: и на работе, и дома, и в машине тоже. У православных духовная жизнь продолжается на всяком месте и во всякое время. Человек живет с молитвой и все делает с ней. Это подразумевает и то, что нужно перекреститься перед дорогой, и освящение машины, и наличие иконки в автомобиле. Но если человек относится ко всему этому как к магическому действу, амулету (например, нужно освятить машину, потому что она часто ломается), это неправильно. В церкви нет магии. Поставил свечу, и автоматически у меня все хорошо! И деньги выиграл в лотерею, и родственник бросил пить. Так не бывает.

«Отец Сергий, вот у меня такой вопрос. Я не говорю про наших священников, но все-таки… Посмотришь по телевизору: на службе стоят упитанные священники с золотыми крестами, все ездят на дорогих машинах. Вот дал я деньги на храм. А какая гарантия, что они попадут по назначению?»

Анатолий Петрович, пенсионер.

Ответ. Думаю, что это просто пустые слова, поверхностный взгляд на духовную жизнь. Почему священники, как вы говорите, упитанные? Не все знают, что многие больны сахарным диабетом, у них нарушен обмен веществ. Нужно еще учесть, что иногда завтрак у священника начинается в 15.00, а в 17.00 – опять на службу. Так что далеко небезоблачная у священников жизнь. Есть вообще очень бедные приходы, где все поставлено на выживание. И священник живет только за счет своего хозяйства. А золотые кресты – это не золото, а церковная бижутерия.

Раскритиковать можно любого. Лично я никого не защищаю. И мне сегодня хочется говорить не о личностях в истории, а о самом христианстве. В этом и весь вопрос.

Александр ЩЕРБАКОВ

Фото автора

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: