Больше — не значит лучше

Почему дорожное хозяйство страны породило  социальную несправедливость.

Последняя встреча Президента с представителями СМИ еще раз подтвердила: дорожный сбор и, как следствие, финансирование дорожного хозяйства страны в Республике Беларусь оставляют желать лучшего. Чиновники, инициировавшие сбор за управление транспортными средствами в дорожный фонд, наверно, довольно потирали руки: возьмем с населения деньги, и наши дороги станут современными. Словом, решали проблему по пути наименьшего сопротивления, без четкого экономического обоснования, без учета социального аспекта.

Первоначально пенсионеры получали 50% скидки, люди платили исправно, поэтому, похоже, решили, что, отменив льготы, денежный ручей от дисциплинированных граждан не прекратится. Но что же получилось в итоге не на бумаге, а когда вспомнили о наличии оврагов?

Закон Республики Беларусь «О дорожных фондах» был принят в 1991 году. Основным источником его формирования были сбор с пользователей дорог, налог от продажи автомобильного топлива, сбор за проезд транспортных средств иностранных государств, налог на приобретение автомобилей, плата за проезд согласно Таможенному кодексу Таможенного союза. Данный закон предусматривал, что дорожные фонды являются целевыми бюджетными, их средства используются только на содержание, ремонт, развитие республиканских и местных дорог. Ежегодно на эти средства осуществлялось 500 км капитального ремонта автотрасс, 2200 км текущего ремонта, включая местные дороги. Неплохие показатели, верно?

Любимый аргумент многих чиновников: «Посмотрите, какие дороги в России и Украине». Мой им совет: не ищите соринку в глазу соседа, оправдывая этим собственные недоработки, лучше честно выполняйте свое дело. Приостановление в 2010 году этого закона в части исключения основных источников его наполнения привело к тому, что протяженность ремонтируемых дорог заметно сократилась. Медленно, но верно ухудшается ситуация с местными дорогами: напомним, что в Беларуси сеть автодорог общего пользования составляет более 86 тыс. км, в том числе около 15,5 тыс. км  — республиканских, по которым идет основной грузо- и пассажиропоток. Мозырский район  — один из немногих, где проблема дорог так остро не стоит. У нас имеются мощные производственные базы, дорожно-ремонтные службы, которые могут выполнить большие объемы работ на местном уровне. Вопрос номер один  — финансы. Республика и область выделяют средства по остаточному принципу, несмотря на то, что дороги в районах относятся к коммунальной собственности. При этом владельцы транспортных средств (ТС) не отказываются от участия в финансировании дорожного хозяйства. Но вполне резонно ставят вопрос о дифференцированном подходе к решению данной проблемы.

Пока получается следующая ситуация. Основной маршрут поездок пенсионеров летом — Мозырь—Загорины—Скрыгалов, потому что дачный сезон, а с осени по весну машина стоит «на приколе». Но при том налог надо платить и «за того парня», который в год наезжает свыше 55 тыс. км.

В своем Послании белорусскому народ Президент дал поручение народным избранникам, а также профильным министерствам и ведомствам в срок до 3 квартала 2017 года сделать все необходимые уточнения и разобраться в этом вопросе. Время идет, но движения в этом вопросе нет. Спросите у руководства станций техобслуживания, которые уполномочены проводить техосмотр. Я лично анализировал и наблюдал за количеством движения авто на СТО для техосмотра, и наши, мои и администрации станций, выводы совпали. Практически половина владельцев ТС ездит без техосмотра по сравнению с 2013-2015 гг. А если учесть, что владельцы ТС стараются оттянуть сроки уплаты средств до конца года, то о каком качественном ремонте в послезимний период может идти речь?! В результате дорожные организации весной и летом берут кредиты, чтобы как-то выжить и отремонтировать аварийные участки дорог, с последующим возвращением заемных средств с немалыми процентами. Вот к чему в итоге приводят необдуманные и непроработанные решения.

Хотелось бы обратиться к депутатам от Мозырского района: мы, депутаты Мозырского райсовета, готовы включиться в работу, чтобы решить этот очень важный вопрос для простого населения. Наполнение бюджета, несомненно, важная вещь, но не все средства для этого хороши.

На перспективу необходимо принять разработанный законодательный акт о дорожном фонде 1991 года (принятого), но с учетом реалий настоящего времени, и внести его на утверждение Президенту Республики Беларусь.

Николай ГАЙДУКОВ, депутат райсовета.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *