Какие твои годы, водитель?

Все мы помним старое изречение о том, что, если женщина за рулем, – берегись автомобиля! А еще надо бояться на дороге молодежь, байкеров и военных.  А как насчет пенсионеров? Престарелые водители, как выяснилось, также становятся виновниками ДТП.

В отделе ГАИ Мозырского РОВД нам предоставили информацию о нескольких случаях дорожно-транспортных происшествий с участием водителей-пенсионеров, произошедших за последние два года.

Так, в ноябре 2015 года житель г. Мозыря, 1952 г.р., двигаясь по ул. Интернациональной, напротив д.№54 совершил наезд на мужчину, который переходил дорогу слева направо по ходу движения по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП последний получил телесные повреждения.

Еще одно дорожно-транспортное происшествие произошло в декабре 2015 года в центре города. Житель г. Мозыря, 1953 г.р., управляя автомобилем «Toyota Land Cruiser» и двигаясь по пл. Ленина, в районе магазина «Евроопт» совершил наезд на двух пешеходов, переходивших проезжую часть по пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомобиля. В результате ДТП оба пешехода получили серьезные травмы и были доставлены в больницу.

В мае 2016 года водитель, 1951 г.р., управляя личным легковым автомобилем, двигаясь по ул. М.Сузько в д. Наровчизна со стороны ул. Т.Абрамова, на равнозначном перекрестке с ул. Ракицкого совершил наезд на двигавшегося по проезжей части слева направо по ходу движения велосипедиста, 2002 г.р., который получил травмы и был доставлен в больницу…

Как видим, во всех трех эпизодах за рулем транспортных средств находились мужчины пенсионного возраста. В чем причина подобных происшествий? Это просчеты, которые могут произойти с любым водителем, или все-таки сказывается преклонный возраст? В этом мы и попытались разобраться.

Нам в Беларуси в это поверить трудно, так как наши дедушки и бабушки по большей части живут на скромную пенсию, передвигаются на общественном транспорте и за руль садятся в лучшем случае несколько раз в год, чтобы доехать до дачи. А вот в Европе, Японии и Америке старики за рулем – это целая проблема. Согласно западной статистике, пожилые водители в возрасте от 65 до 75 лет чаще других попадают в аварии со смертельными исходами или ранениями. Почему же так опасны старики за рулем?

На первый взгляд, ответ очевиден: это возраст. Чем старше становишься, тем здоровье хуже, реакция тоже. Да, от внезапного ухудшения самочувствия не застрахован никто, даже молодой водитель, который полон сил и энергии. Но у престарелых людей такие случаи происходят намного чаще. Вот и представьте ситуацию, когда находящемуся за рулем 80-летнему мужчине вдруг станет плохо, и случится, не дай Бог, сердечный приступ прямо во время движения. И такие случаи были. В сводках ГАИ можно легко найти такую новость: «Пожилому человеку резко стало плохо за рулем, он потерял сознание, выехал на встречную полосу и врезался в двигающееся навстречу транспортное средство». Или, к примеру, в момент резкого ухудшения здоровья водитель-пенсионер съехал в кювет и перевернулся или врезался в дерево. Все это очень страшно и печально. Но кто заставляет людей преклонного возраста садиться за руль, если есть определенные проблемы со здоровьем?

Спорить тут не с чем, ясно, что с годами и зрение слабеет, и реакция замедляется, и внимание ослабевает, не говоря уже про такие болячки, как подагра, радикулиты, артриты и другие. И ситуации на дороге, из которых десятилетиями удавалось выходить без проблем, для пожилого человека могут вдруг оказаться непосильными…

К тому же с возрастом состояние здоровья, к сожалению, ухудшается. Даже рядовое ДТП без пострадавших может слишком сильно разволновать солидного дедушку, и, чтобы привести его в чувство, придется вызывать в первую очередь «скорую», а не ГАИ. Казалось бы, чего проще? Установи законодательное возрастное ограничение – и вопрос закрыт. Если смотреть только на материальную сторону проблемы, возможно, так и стоило бы поступить. Но как быть с тем, что для многих стариков их четырехколесный друг остается одним из немногих звеньев, связывающих их с общественной жизнью? По мнению ряда автомобильных экспертов, примитивные за-преты контрпродуктивны. Другое дело, что автомобили пожилых людей надо в обязательном порядке оборудовать устройствами, оказывающими им помощь в парковке, напоминающими о том, что надо пристегнуться или включить фары. Да и к своему здоровью надо подходить со всей ответственностью. Ведь пока главным способом обез-опасить себя и окружающих остается самоконтроль. Плохо себя чувствуете? Уступите место за рулем или поезжайте на автобусе.

А что на сей счет думают врачи? Действительно ли преклонные годы существенно влияют на водительские способности? Для этого я обратился в Мозырскую городскую поликлинику №4, где водители проходят медкомиссию и получают медицинскую справку или допуск к управлению механическими транспортными средствами той или иной категории. Там меня заверили, что однозначного ответа на вопрос о том, что возраст существенно влияет на водительские способности, нет. По словам медиков, даже среди людей почтенного возраста есть те, кто не имеет ограничений по здоровью и может без проблем управлять транспортным средством. Отметим, что если водителям в возрасте до 60 лет медицинская справка выдается на 5 лет, то уже после 60 лет — максимум на два года. Медкомиссия строго контролирует и проверяет граждан данной категории и в зависимости от тех или иных ограничений по здоровью может выдавать справку и на меньший срок. Кроме того, есть немало случаев, когда врачи выносят заключение о невыдаче справки и недопуске гражданина к управлению транспортным средством. Тогда эти данные поступают в МРЭО ГАИ, и его сотрудники либо отказывают в выдаче водительского удостоверения, либо изымают его по медицинским показателям. К слову, само водительское удостоверение, независимо от возраста, выдается на 10 лет. Если у человека есть незначительные отклонения по состоянию здоровья, в его правах делается специальная отметка. В таком случае данный гражданин обязан предъявлять сотрудникам ГАИ свое водительское удостоверение вместе с медицинской справкой, иначе оно будет считаться недействительным.

Возраст — это всего лишь «коэффициент», который повышает риск возникновения проблем со здоровьем. Сами по себе цифры в паспорте ничего не решают: если не следить за собой, то можно получить все «старческие» болячки и в 45 лет. Не говоря уже о том, что осторожные старики, находясь за рулем, чаще соблюдают правила, нежели водители от 18 до 60.

Да, пожилым сложнее реагировать на усиленный поток машин и пешеходов, так как с возрастом ухудшаются характеристики внимания, скорости реакции на стимул и просто зрения. По мнению психологов, у пожилых водителей становится меньше гибкости в реагировании на нестандартные ситуации. Они действуют, скорее, так, как привыкли вести себя всегда, и с трудом принимают нововведения и изменения в правилах дорожного движения.

Тем не менее, в Беларуси в отдельную проблему пен-сионеров за рулем ни ГАИ, ни страховые компании все-таки не выделяют. Так складывается, что наши пенсионеры не только не стремятся покупать новые машины, ездить в путешествия на своем автомобиле или участвовать в автопробегах, но порой не хотят даже выходить на улицу.

Да и сами представители страховых обществ говорят, что наши водители в возрасте свыше 60 лет попадают в аварию гораздо реже, чем водители среднего (от 30 до 45 лет) и тем более чем водители в возрасте до 25 лет. На дорогах пожилые люди, как правило, более внимательны и аккуратны и редко становятся участниками аварий. Отсюда и отсутствие повышенного страхового коэффициента для престарелых водителей, который существует в России. У нас в «группу риска» входят лишь водители в возрасте до 25 лет и имеющие стаж вождения менее 2-х лет.

Поэтому, что бы там ни говорили водители и как бы ужасно ни ругались таксисты, но наши дедушки и бабушки за рулем пока никак не влияют на аварийную обстановку ввиду своей малочисленности и культуры вождения. Однако уже не за горами время, когда старшие представители нынешнего автомобильного бума начнут стареть и чаще выезжать на дороги, путая педали или не замечая пешеходов. И тогда, действительно, придется перенимать за-граничный опыт и вводить запрет на вождение для тех пожилых людей, которые не пройдут тест на зрение, реакцию и знание ПДД.

Сергей БОРОВИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *