Путешествие по Мозырскому району: д. Борисковичи

2021

Сельские хроники: шумит, звенит ромашковое лето

Этот летний день был особенным. Ярко-синее небо с утра уже удивляло своей голубизной, насыщенностью оттенка: ни облачка, только ровная даль. Еще утром солнечные лучи радовали своим расслабляющим теплом, но ближе к обеду, скорее, выматывали: летнюю прохладу сменила жара. Раскаленный асфальт поднимал вверх горячие пары. А здесь, в Борисковичах, все по-другому. Много деревьев, в тени которых жара не так ощущается. Много зеленой травки, которая бодрит прохладным прикосновением к ногам. Много уютных домиков, которые, словно игрушки непоседливого ребенка, разбросаны то тут, то там. Много добрых общительных людей, с которыми всегда есть о чем поговорить…

Здесь жители не ждут автолавку: в деревне есть магазин, ассортимент которого мог бы порадовать самого капризного покупателя. Что и говорить, деревня немаленькая: 99 подворий, на которых проживают 167 человек. 19 ребятишек, 74 пенсионера и ровно столько же трудоспособного населения. Плюс дачники. По современным меркам деревня немаленькая. Ее главная особенность  — расположение.

Населенный пункт действительно разбросан на достаточно протяженной территории. Каждая часть деревни носит свое название: Городинка, Залесье, Гарманы, Баяра… Откуда названия? Сейчас уже и не вспомнить. Сельчане точно знают только про Залесье. Тут и пояснять ничего не надо. Что касается остальных, местные старожилы лишь улыбаются: «А Бог яго ведае!» Сельские жители уважительно относятся к верующим людям. В разговорах то и дело вспоминают Бога: «Калі Бог дасць», «Калі да спадобы Богу будзе», «Вашы бы словы ды Богу ў вушы», «Калі Стваральнік захоча, будзе добры ўраджай».

И подобные выражения здесь можно услышать не только от людей пожилых и умудренных опытом, но и от самых молодых, кто только-только начинает самостоятельную жизнь. Должно быть, отражается подобное уважение к Всевышнему и на делах сельчан. «Тут ніколі не было злых людзей»,  — говорит Ольга Николаевна Кривицкая (фото  1).

С местной жительницей начинаем разговор в торговой точке. Сюда она пришла со своим социальным работником. Купили продуктов, занесли домой. Сегодня, в летний погожий денек, у бабушки есть силы для того, чтобы прогуляться до магазина. Когда такой возможности нет, ее помощница отоваривается сама. Назад, в торговую точку, вернулась для того, чтобы поговорить. В магазин то и дело заходят люди, местный продавец в курсе последних новостей, вот и развлечение для пожилого человека. «Я ўсё жыццё ў Барыскавічах пражыла. Там, на хутары, каля лесу (видимо, речь идет о Залесье. Местные называют это место деревни хутором,  — прим. авт.). Прывыкла да чыстага ляснога паветра. То вавёрачкі, то зайцы па двары прабягуць. Зязюлі куюць  — прыгажосць!»  — рассказывает о плюсах своей жизни бабушка. В ее провожатых сегодня Елена Ивановна Мозгова (фото  1). Социальный работник с двадцатитрехлетним стажем  — настоящая находка для пожилых жителей села. Отзывчивая, трудолюбивая, добрая женщина искренне привязана к своим подопечным. Большой стаж уже позволяет не питать лишних иллюзий: профессия сложная и не всегда благодарная. Настроение пожилых людей непредсказуемое: сегодня на лице  — улыбка, завтра  — недовольство всем и каждым. Жизнь научила: нужно к каждому найти подход, подобрать ключик, которым можно легко открыть самое главное  — сердце пожилого одинокого человека. «У меня на обслуживании находятся жители Прудка и Борискович. Передвигаюсь по этим населенным пунктам пешком, иногда на велосипеде. Каждый день выполняю самую разную работу. Это  уборка, готовка, поход за покупками, часто приходится отзываться на какие-то личные просьбы стариков. Так что без дела не сижу. Стараюсь к работе подходить со всей душой  — в нашей профессии без такого отношения работать невозможно». Параллельно с обязанностями социального работника Елена Ивановна выполняет работу уполномоченного по деревне. В Борисковичах она «главная после председателя»: обо всех проблемах старается оперативно информировать главу сельсовета, чтобы в самые сжатые сроки устранить возникшую неприятность.

Несколько лет назад в Борисковичи из города на постоянное место жительства переехала Елена Сергеевна Бокова (фото 2). Будущий дом выбирали с мужем. Сегодня обустроили его по собственному вкусу, завели хозяйство, огород. «Знаете, у нас есть квартира в городе, но мы особенно туда не стремимся. Бывает, конечно, съездим туда, но только на день-два. Все основное время проводим здесь. Завели поросенка, кур, козу, огород у нас 45 соток. Так что, как видите, заняться всегда есть чем»,  — рассказывает о своей жизни продавец магазина ТУП «Припятский Альянс». Признается, что о своем решении перебраться в деревню ни разу не пожалела: «А чего жалеть-то?! Воздух чистый, продукты практически все сами производим. Люди в деревне другие: более общительные, добрые. Это в городе порой соседей своих не знаешь, здесь же все по-другому. И такой уклад жизни мне гораздо ближе».

Идем дальше. Честно сказать, прогулка по Борисковичам  — настоящее удовольствие. Лето радует многообразием красок, чудесным ароматом разнотравья, интересными встречами. «На хуторе» у самого леса живет коренная жительница Галина Григорьевна Лис  (фото  3). На уютной веранде бабушка занята приготовлением обеда. Случайным гостям не удивлена: ведет себя так, будто к ней каждые пять минут заходят незнакомые люди. Поясняет, что в деревне не принято округлять глаза, когда видишь незнакомого человека. Здесь к гостям относятся приветливо, с интересом. Вот и нашу собеседницу приятно взбудоражили вопросы о родной деревне: «Мама расказвала, што назва нашай вёскі пайшла ад паме-шчыка Барыса, які калісьці жыў у гэтых краях. Не ведаю, ці праўда гэта…»

Бабушка говорит, что родилась в Борисковичах в далеком 1938 году. Войну застала совсем маленькой девочкой, но воспоминания о том страшном времени пронесла через всю жизнь: «Дзякуй Богу, страшных зверстваў я не бачыла. Жылі мы з мамай у сваім доме ціха і мірна. З аднаго боку вёскі  — нашы страляюць, з другога  — немцы. У пару дамоў патрапілі снарады, і яны згарэлі. А так вёска ацалела. Памятаю толькі, як некалькі сем’яў кудысьці паехалі, і дзесьці ў раёне Гостава іх расстралялі немцы. Выразна памятаю пахаванне.

І яшчэ адзін жах… Неяк пачалі страляць. Мы з мамай спалохаліся і схаваліся ў склеп, які быў у нас за хатай. Туды мы залезлі, а вось крышку зачыніць не паспелі. Немцы нас убачылі, а адзін стаў цэ-ліцца ў маму. Я так ніколі ў сваім жыцці больш не крычала! Толькі тады нас не кранулі. Зразумелі, што з партызанамі мы ніяк не звязаныя, а проста хаваліся ад перастрэлкі…»

Наша собеседница вспоминает еще несколько эпизодов, которые врезались в память. А потом неожиданно начинает говорить про другое: «Людзі ў нас заўсёды добрыя былі. Дружна жылі, весела, цікава. Пасля вайны голыя і босыя былі, а ўсё адно працавалі з задавальненнем. Хацела б пажадаць маладым, каб яны больш працавалі, любілі працу і без справы не сядзелі. Моладзь сёння добрая, але працаваць не любіць. Жывуць раскошна, хочуць шмат усяго і адразу. І яшчэ адно пажаданне. Каб хлопцы і дзяўчаты больш пажылых паважалі. Не хапае ім гэтага на жаль…»

Во дворе у Галины Григорьевны много цветов. Заливистый лай собаки нарушает необыкновенную тишину. Бабушка проводит нас до калитки, терпеливо объясняет, как можно найти дом по следующему адресу. Напоследок желает счастливой дороги, и «няхай у вас усё будзе добра». Незатейливое пожелание все же подкупает своей искренностью. За кажущейся простотой  — большая глубина доброго слова.

Ольгу Яковлевну Машкову (фото  4) в доме не застаем. Нет ее и во дворе. Верный охранник громко лает, пытаясь преодолеть хлипкий забор  — единственное, что нас разделяет. Наконец хозяйка замечает во дворе своего дома незнакомых людей. Выходит к нам, сетуя на страшную жару, которая спутала все планы. Что-то, конечно, придется подкорректировать, но в целом день сельской труженицы неизменен: работа в огороде, хозяйство, дом, снова работа в огороде. Смущаясь, признается, что об истории деревни ничего не знает. Сама более 50 лет назад переехала сюда из другого района. «Могу сказать, что за это время деревня очень изменилась. Однозначно меньше стала. И люди теперь другие. Много дачников. Строят дома, обносят их высоким забором… Раньше люди добрее были, все между собой тесно общались, сегодня никому ни до кого нет дела. Как-то так сложилось»,  — с легкой грустью делится с нами своими переживаниями женщина. В какой-то момент мы понимаем, что наш репортаж из деревенской действительности, скорее, не о самой деревне, а о людях, о каких-то нравственных моментах  — в общем, о жизни. И ничего удивительного в этом нет  — человека всегда прежде всего волновали проблемы человеческих взаимоотношений. Словно в подтверждение наших мыслей Ольга Яковлевна говорит, что сегодня люди допускают много грубостей по отношению к окружающим: «А ведь так быть не должно! Особенно молодым еще одно напоминание: относиться к другим с любовью и лаской!»

Наша собеседница говорит, что, несмотря на ежедневные хлопоты, всегда с удовольствием находит время для чтения книг: «У меня дома большая библиотека. Любимая книга  — «Унесенные ветром». С удовольствием читаю на белорусском языке. Жалко, что мало кто сегодня говорит на родной мове. Даже мы, более старшее поколение, общаемся на так называемой трасянке. Надеюсь, что когда-нибудь это изменится».

Долго еще гуляем по деревне. Наслаждаемся общением с местной детворой, которая настойчиво интересуется, кто мы и откуда. Открываем красивые места. Ищем интересные сюжеты для фотосъемки, без которой, кстати, невозможно представить работу журналиста. И снова возвращаемся в город. Под впечатлением от размеренной жизни сельчан, которая наполнена неспешностью, но в то же время бесконечной чередой ежедневных забот…

Из ВИКИПЕДИИ:

Обнаруженный археологами курганный могильник X-XII вв. свидетельствует о заселении этих мест с давних времен. Монетный клад, найденный здесь в 1890 году, содержал 148 монет России, ВКЛ, Пруссии и Прибалтики и относился к 3-й четверти XV века. По письменным источникам деревня Борисковичи известна с XVI века  — Мозырский повет Минского воеводства Великого княжества Литовского.

После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) находилась в составе Российской империи. В 1795 году здесь работала деревянная церковь. В 1834 году  — центр староства. Тогда в селе и окрестностях добывался камень, который использовался в хозяйственных целях. В 1879 году обозначена как селение в Мозырском церковном приходе. Согласно переписи 1897 года здесь действовал хлебозапасный магазин.

В 1930 году в Борисковичах был организован колхоз, действовала начальная школа (в 1935 году  — 116 учеников). Во время Великой Отечественной войны 84 жителя погибли на фронте.

Юлия   ПРАШКОВИЧ

Фото Сергея БОРОВИКА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: