Стройка не отпускает

468

Это самое точное определение душевного состояния мозырских ветеранов строительной отрасли, которые и на заслуженном отдыхе продолжают жить заботами своих коллективов, переживая за все, что происходит в сфере строительства. Поэтому рука не поднимается  написать и язык не поворачивается назвать  их «бывшими работниками» — они самые что ни на есть настоящие строители!

«ВЕРА В ЛЮДЕЙ — ГЛАВНОЕ НАШЕ ОРУЖИЕ»

«Я просто всегда выполнял свою работу, делал то, что полагается…» — так говорит о своем трудовом пути в строительстве Иван Антонович КУЛАГА, первый начальник СУ-225 ОАО «Мозырьпромстрой».

Родина Ивана Антоновича — деревня Блажки Калинковичского района. После окончания Гомельского дорожно-строительного техникума началась строительная карьера. Первая организация: «Главдорстрой», СУ-848, Азербайджан. «Распределение было по Советскому Союзу, мы втроем выбрали Баку. Молодые, романтика, известный город, — улыбается Иван Кулага. — А в итоге в Баку побыли только два дня, а потом отправились на автобусе за 450 км на свое место работы —  в г. Закаталы. Первый объект — мост через горную речку, направляющие дамбы, короче, «одевали» ее, чтобы она не приносила вреда.

После службы в армии вернулся в Беларусь, участвовал в строительстве трассы Калинковичи—Брест, участок Муляровка возле Петрикова. В 1971 году уже шло строительство нефтеперерабатывающего  завода, встретил Алексея Павловича Фоменко, первого начальника СУ-180, он уже работал в Михалках и уговорил меня стать начальником участка. В итоге 6 лет отработал на первой должности, затем 6 лет — главным инженером. Фоменко сменил Николай Петрович Авдошко, для меня это был непререкаемый авторитет. Вообще, мне повезло работать с замечательными людьми. На мой взгляд, должен быть особый спрос с руководителя — бригадира, мастера, прораба, начальника управления, потому что именно он своим отношением к делу должен быть образцом для подчиненных. Можно дать и десять объектов, привезти вовремя все материалы, но, если нет дисциплины, толка не будет. Это мое мнение, но у меня всегда перед глазами пример моего начальства — Фоменко, Авдошко, Майдановича, Радченко, начиная с того, как они проводили различные совещания в кабинете и на объектах, как общались с людьми, их отношение к порученному делу.

Переход в ОАО «Мозырьпромстрой» не был сложным. Пока строился завод, связи между организациями были настолько прочными, и мы настолько глубоко вникали в проблемы и задачи друг друга, решая их совместно, что смена места работы была только на бумаге, а сфера деятельности все равно оставалась прежней. Поэтому меня уже знали и новичком в ОАО «Мозырьпромстрой» не воспринимали.

Видимо, поэтому и поручили важное дело — создать новое строительное управление СУ-225. Выделили мне 4-х человек, дали трактор, еще какую-то технику, пожелали успехов в работе. И процесс, как говорится, пошел».

Иван Антонович не сразу согласился на интервью, аргументируя «я же в тресте №6 только 13 лет проработал, есть более достойные и заслуженные…», но в ОАО «Мозырьпром-строй» его считают своим. Не только за трудовые заслуги: Иван Антонович Кулага по-преж-нему искренне переживает за все проблемы ставшего для него родным предприятия. А еще он такой же эмоциональный человек, как и в годы работы, поэтому интересуемся, насколько это помогало в работе? Или мешало, ведь тяжело постоянно жить заботой о деле, близко к сердцу принимать все проблемы… «Помогало! — не сомневается наш герой. — Конечно, приходилось и кулаком по столу стукнуть, но человеческое достоинство я никогда не унижал. И за 13 лет я уволил только одного человека по статье, хотя проблем хватало. Но воспитывали, перевоспитывали… Это сейчас «не нравится — увольняйся!», а мы за людей переживали. И они приходили в чувство и нормально работали. Те, кто к нам относился поначалу скептически, потом просились к нам, причем не рабочие, а инженерные работники. Без работы с людьми не получится хорошей организации. Когда руководитель постоянно бывает на объектах, то он и положение вещей знает лучше, чем из докладов, потому что видит и то, в каких условиях люди работают».

Всегда интересно спросить у заслуженных работников, когда работать было легче и строили лучше. «Работа никогда легкой не бывает, это всегда тяжело, — уверен Иван Антонович. — Строителям работу надо искать, под лежачий камень вода не течет. Не бывает, чтобы просто так поднесли на блюдечке замечательный объект. Когда строили НПЗ, был очень сложный участок — очистные сооружения. Все в болоте, все плывет, не всегда у подрядчиков получалось взаимодействие. И незабываемый момент: приехал начальник из Минска, у него день рождения, и мы вдвоем сутки без отдыха занимались этим объектом. Сварщики работали круглосуточно, чтобы подключить нижнюю насосную станцию. Сложные грунтовые условия, строгие графики — все надо было сдавать вовремя. Я считаю, что сложно было тогда. К тому же сейчас нет таких масштабных строек, как НПЗ, где надо было превосходить порой свои возможности. В интервью один из директоров ОАО «Мозырьпромстрой» Михаил Иванович Радченко как-то сказал примерно следующее: «Нефтепереработчики, конечно, молодцы, но если бы мы, строители, сдали им барахло, то и никаких бы достижений не было…» И завод работает без аварий. Поэтому, на мой взгляд, раньше строили лучше…»

Иван Антонович Кулага признавался «Человеком года» в области строительства Гомельской области, награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР за строительство НПЗ, «а грамот рангом пониже были десятки…». А еще среди его  наград есть и почетная для каждого солдата — медаль «За отвагу».

 —  «Во время службы в армии, — вспоминает мой собеседник. —  наше подразделение занималось разминированием на границе украинских Кировоградской и Днепропетровской областей. Там шли жестокие бои, снарядов и авиабомб в земле было, как дров в лесу, из командировок не вылезали…»

Общаясь с Иваном Антоновичем, понимаешь, что его прямые, острые, порой нелице-приятные суждения о состоянии дел в строительной отрасли не критиканство, а результат строгого отношения, прежде всего, к самому себе, высокого чувства личной ответственности.

А этому всем руководителям никогда не поздно учиться.

НИЗКИЙ ПОКЛОН СТРОИТЕЛЯМ

«Давайте я вам лучше расскажу, как строился наш Мозырь…» — предложил Владимир Иванович ШОСТАК, руководивший ПМК №106 ОАО «Полесьестрой», среди его наград — Памятный знак «За заслугі ў будаўніцтве» Союза строителей Беларуси.

— Знаете, уже давно на пенсии, но до сих пор заводит, когда слышу порой от молодежи: «Да что вы там строили… — немного по-юношески волнуясь, рассказывает Владимир Иванович. — Такое у них убеждение, что все строительство только сегодня и началось. Да, с точки зрения планировки наши дома были не идеальными, но мы ведь людей из землянок вытаскивали. А, если бы еще спросили, из чего мы строили и как мы строили?..

Сам я мозырский, в строительство пришел в 1958 году. Население тогда было примерно 30-35 тысяч. На ул.Куйбышева после ливня невозможно было проехать — сплошные промоины. А на ул.Интернациональной был уже колхоз, цех по убою скота. Техники особой не было. В нашем управлении механизации была такая структура: участок конной тяги. Для него заготавливали сено, трудилось около 30 лошадей, имелись повозки, и мы извозчикам, как сегодня водителям, заполняли путевые листы: что сделано за день, сколько километров проехал. Вот этот 40-квартирный дом (пл. Ленина,17 — мы беседуем в сквере напротив райисполкома) — мой первый объект, начинал мастером. Чтобы вы поняли: на этом объекте были бригады 5 каменщиков, 10 плотников — и 30 человек разнорабочих. Потому что все, и кирпич, и раствор, таскали носилками… Кирпич доставляли по реке, у нас было три баржи — снимали с объекта всех людей на разгрузку, все нужно было сделать в этот же день, из трюмов все выносили вручную, складывали на берегу, где речной вокзал. У женщин на стройке руки были до колен — так вытягивались от носилок… Первый башенный кран появился только на здании пединститута. Не знали, как смонтировать, не было специалистов, строители уже вывели первый этаж и шутили: «Сейчас стрелу замуруем…» Уже в 1960-е годы, чтобы из Петрикова привезти машину кирпича, водителю выдавалась командировка на два дня.

Что поделаешь, мужчины разных строительных профессий не вернулись с войны, не хватало квалифицированных кадров. Мы пацанами ходили подрабатывать на стройку — сегодняшнее МРЭО: не было специалистов — из Украины пригласили трех каменщиков, а мы только успевали им кирпичи подносить, чуть ноги до колен не стирали. Восстанавливали трубу на старом хлебозаводе — трубоклад был из России приглашен. А сегодня у нас профтехучилища готовят свои хорошие кадры, а они не востребованы, к сожалению…

Сегодня возмущает небрежное отношение к тому, что мы построили. Наш объект — фабрика им. Крупской, их рукавицы расходились по всему Союзу. Помню, у тогдашнего директора Лукинского были планы расширить производство, для этого снести здание кинопроката, построить новый цех. А перед этим они купили 10 японских станков, производительность в разы выше наших. Лукинскому советовали: «Лучше купи еще 50 японских станков…» В итоге фабрику отдали под торговый центр, а ведь такие деньги были вложены государством. Или, к примеру,  детская больница на ул.Рыжкова. Мы делали реконструкцию, даже ездили по заводам, чтобы кирпич сделать под цвет старого здания, пристроили новое. Сейчас междуэтажные перекрытия вытащили, хотели реконструировать, но не получилось, хозяина не найти,   лет через пять получим развалины. Нехозяйское отношение угнетает: если тот частник ничего не делает, то найдите другое решение.  А еще пример: демонтировали недостроенное здание детской поликлиники, а ведь  его можно было переделать под общежитие для студентов: больничная палата — та же жилая комната. Когда учился в Минске, жили в бараках, построенных военнопленными немцами, по 12 человек в комнате. А здесь почти готовое пустили под снос…

Построенное здание — это же не поношенный ботинок, что не жалко выбросить, да и то хороший хозяин старается чинить его до последнего.

Модно сейчас ссылаться, что нет денег, но хорошо бы мозгами пораскинуть. За жильем еще кое-как смотрим. И служб у нас сегодня очень много, дай Бог, чтобы столько было строителей. Обидно, когда труд строителей не ценится и не бережется. Можно беднее жить, но за объектами надо смотреть, ведь это — основные средства. Мы в свое время в каждом колхозе построили зерносушилки: дожди были обычным делом, зерно нужно было доводить до кондиции. Последние два лета были жаркие, сохло хорошо. А сейчас опять лето дождливое, смотришь новости, и выясняется, что зерносушилки не готовы — про них забыли. Вряд ли этот начальник так о своей личной машине заботится…

Многое зависит от руководителя. Когда пришел Анатолий Александрович Малофеев первым секреторем Мозырского горкома КПБ, то внес огромный вклад в наведение порядка в Мозыре. Молодец!  Все трущобы от моста вдоль реки в сторону пл. Горького снесли (на наше замечание, что фото старого Мозыря любят в соцсетях иной раз меланхолично комментировать «Какую красоту уничтожили…», Владимир Иванович отвечает, что это, мягко говоря, неумное мнение), благоустроили территорию. Появилось много известных мозырских лестниц.

Помню случай: ноябрь, сдавали автопарк на ул. Пролетарской, я был ответственным. В утренней темноте в свете фонаря вижу одинокую фигуру. Логичная мысль: кто-то пришел стройматериалы своровать, пока все спят. Окликнул, уж извините, не стесняясь в выражениях, а он не убегает и идет ко мне. Оказалось, это был Анатолий Александрович. Посмеялись. Утром он сам до работы все объекты, на которых только еще сторожа были, объезжал в любую погоду, не проблема была для него и сапоги надеть, чтобы самому со всеми проблемами на месте ознакомиться. Это уникальный человек, его все касалось.

Все-таки мы молодцы, город хороший построили. Поэтому, в первую очередь, поздравляю с Днем строителя всех наших ветеранов, они это заслужили. Многие умерли, но мы о них помним. Конечно, молодежь толковая тоже есть, но без наших ветеранов не было бы сегодняшнего Мозыря».

СЛОВА ПРИЗНАНИЯ

Тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит! Мы рассказали только о двух заслуженных строителях, хотя они есть в каждой строительной организации Мозыря, и мы обязательно постараемся поведать о всех, для кого стройка стала призванием и судьбой, кто стал примером для молодого поколения или уже делает первые уверенные шаги в профессии. День строителя — это праздник людей многих профессий, выбравших для себя призвание созидать. Желаем, чтобы в ваших домах всегда было тепло и уютно, в семьях — все благополучно, и в сердцах никогда не угасала вера в успех и новые победы. Желаем воплощения всех планов и надежд, процветания, профессиональных достижений и хороших проектов!

Все у нас получится!

Дмитрий КУЛИК

Фото автора


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: