Зам. главного инженера ОАО «Мозырский машиностроительный завод» Владимир КОЗЛОВСКИЙ: «Пропагандой выиграть нельзя. Доминированием в технологиях — можно

889

Умение создавать новую технику подчеркивает, что на предприятии  есть отличные возможности для этого и есть огромный технический  и производственный потенциал, что является основой для роста производства

Представить сельское хозяйство без тракторов сегодня просто невозможно. Беларусь ассоциируется со знаменитым крейсером полей — «Беларус». По некоторым оценкам, каждый 10-й трактор в мире — это продукт «МТЗ-холдинг».

На днях Александр Лукашенко заслушивал доклад правительства о перспективах развития отечественного тракторостроения. Основной акцент — на принятие решений, которые позволят выйти белорусским предприятиям на более высокий уровень, создать новые и конкурентоспособные виды сельскохозяйственных машин. «Главный вопрос: надо нам или не надо ввязываться в создание новых типов тракторов. Если да, то на какой базе их развивать? На базе имеющейся школы или создавать новую?» — задавал вопрос Президент. Как доложил министр промышленности Виталий Вовк, мировой финансовый экономический кризис оказал влияние и на белорусскую тракторостроительную отрасль: в стране снизились объемы производства и реализации тракторов. Если в 2012 году было выпущено 64 тыс. тракторов, то два последних года объемы производства были на уровне чуть меньше 30 тыс. единиц техники. Вместе с тем он отметил, что Беларусь не потеряла свою долю на рынках. В условиях оживления внешних рынков в текущем году увеличились продажи МТЗ. Экспорт за первое полугодие вырос на 28%, при этом в страны СНГ — на 24%, дальнего зарубежья — на 8%, в Российскую Федерацию — на 47%, проинформировал министр.

Справа налево: зам. главного инженера по новой технике Владимир Викентьевич Козловский, и.о. начальника конструкторского отдела Иван Анатольевич Конопляник за обсуждением технических характеристик нового погрузчика.

Что в новых разработках у мозырских машиностроителей? Какой потенциал, технические возможности — у специалистов конструкторского отдела? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем главного инженера по новой технике ОАО «Мозырский машиностроительный завод» Владимиром Викентьевичем КОЗЛОВСКИМ.
— Трудно переоценить значение конструкторского отдела: инженеры-конструкторы — это всегда элита ИТР, альфа производства. Владимир Викентьевич, представьте, пожалуйста, коллектив, которым непосредственно руководите.

                                         Справа налево: начальник КБ-2 Антон Алексеевич Губарь, инженеры-конструкторы КБ-2  Александр Игоревич   Матиевский и Александр Адамович Шепелевич.

— В конструкторском отделе работают 20 человек, непосредственно проектированием занимаются 16. Условно отдел можно разделить на 4 бюро. Первое занимается поддержанием в актуальном состоянии лесохозяйственной техники, второе — дорожной, третье совершенствует гусеничный трактор, четвертое непосредственно занимается новыми образцами. Средний возраст работников 30-35 лет — молодой, зрелый, трудоспособный коллектив. Среди наших конструкторов есть женщины, их около 20% от общего числа: чтобы внести изменения в конструкцию, нужны усидчивость и особая внимательность. Самые эрудированные, вдумчивые заводчанки — наши. Гордимся! В отделе — 4 молодых специалиста, вижу, что ребята не просто находятся на «отработке» после вуза, они работают с удовольствием, стараются себя реализовывать, их глаза горят — это же видно. Приятно, что наш молодой инженер Сергей Викторович Журавский по результатам конкурса назван лучшим по профессии. О каждом инженере-конструкторе нашего завода могу говорить только как об отличном специалисте.
— Сегодня к инженеру-конструктору предъявляются достаточно высокие требования: это и качественное техническое образование, и нестандартное мышление, и отличное владение специальными компьютерными программами. Это понятно: они — одни из главных ответственных лиц в процессе изобретения, создания изделия. Какая максима, предел возможности у специалистов конструкторского отдела?
— Следует понимать: разработать можно все, что угодно. Но конструктор, работая над тем или иным изделием, сегодня думает не только о том, будет ли оно функционально и эстетично, ценовой фактор будущего продукта превалирующий. Решение о производстве той или иной машины на самом деле непростое. Можно загореться и произвести что-то, а потом понять, что наш конкурент делает это намного дешевле. Тут нужен всесторонний анализ. В любых структурах, которые заняты изготовлением чего бы то ни было, отдел маркетинга и продаж является своеобразным локомотивом. Сегодня не так актуально произвести качественный продукт, как его продать. Если в советское время с реализацией продукции сложностей не было никаких, при госзаказе было все предельно просто: освоил одно-два изделия, заказчик его ждет, смело производи, то сейчас мы вышли на большое рыночное поле, которое постоянно требует новых решений, новой техники. В условиях высокой конкуренции сегодня мы просто не можем выпускать то, что было востребовано вчера. Мы должны думать о завтрашнем дне.
Конструктор должен знать технологию изготовления деталей: насколько процесс производства трудоемок, нужно ли для этого спец-оборудование, есть ли оно на предприятии? Ведь можно спроектировать деталь, а ее, скажем, выпускают только в Японии. В общем, конструктор должен отталкиваться не только от производственных, но и от финансовых возможностей завода.
— Мозырский машиностроительный завод входит в «МТЗ-холдинг», в котором, помимо непосредственно Минского тракторного завода, еще 7 предприятий. Возможности холдинга и возможности мозырского завода сравнивать нельзя, хотя бы исходя из количественных наработок…
— МТЗ нам помогает в разработке новой техники. Да, мы можем вносить свои коррективы, но доказав, что они действительно эффективны. И делать это только с разрешения разработчика: авторские права никто не отменял.

Справа налево: начальник бюро новых образцов техники Сергей Валерьевич Журавский, инженер-конструктор  Сергей Степанович Булыга.

— Обратив внимание на то, как оборудовано рабочее место инженеров-конструкторов, могу сделать вывод, что использование кульманов и в принципе чертежей на бумаге с помощью карандаша, линеек, циркуля практически ушло в прошлое. Все перешли на системы автоматизированного проектирования?
— В настоящее время существует много программ, с помощью которых можно сделать чертежи, выполнив трехмерные модели, — это удобно, быстро и производительно. Но компьютер при этом мы рассматриваем как инструмент. Это ведь на самом деле тривиальная машина, хоть и с неплохими мозгами: то, что ты от него хочешь, он тебе и выдаст. Поэтому лично для меня важен общий уровень подготовки вчерашних студентов, понимание ими возможностей и методов для решения поставленных задач.
Все чертежи в конечном итоге все равно ложатся на бумагу. Возможность вести работу в электронном виде у нас есть: создавать электронные архивы и т.д. — но пока предприятия Беларуси всё оформляют на бумажных носителях. Так надежней. Возможно, мы придем к всецело электронной версии, но это будет даже не в этой пятилетке. А пока у нас очень много бумажной работы.
— В прошлом году мы писали о том, что ММЗ поставил на серийное производство рубильную машину, бурильно-крановую машину на базе колесного трактора, освоил линейку ломовозов на базе МАЗа, расширил модельный ряд гусеничных тракторов, полуприцепов лесовозных, принципиально переработал конструкцию гидроманипулятора для сортиментовозов, перечислять можно долго… Над чем сегодня работают инженеры-конструкторы?
— Разрабатывается новая модель гусеничного трактора промышленного назначения. Совсем скоро выпустим новую модель фронтального погрузчика, эта техника может работать с машинами с увеличенными бортами. Модернизируем косилку, она станет более конкурентоспособной и по цене, и по функциональным возможностям.

Справа-налево: инженер-конструктор КБ-1  Татьяна Ивановна Николаенко, и.о. начальника КБ-1 Андрей Васильевич Катеренчук.

— Сколько времени проходит от разработки до внедрения в производство?
— Это все зависит от сложности изделия. У нас есть участок малых серий, это отдельное структурное подразделение, где изготавливаются опытные образцы техники, конструкторский отдел с ним тесно взаимодействует. Перед тем как передать изделие на основное производство, мы изготавливаем опытный образец, тестируем его, делаем доработки, конструкторские, технологические. Если машина соответствует всем запланированным показателям, что подтверждает бюро надежности испытаний, только тогда начинается ее производство.

Инженер-конструктор КБ-3 Сергей Михайлович Дмитриев.

Например, новую модель фронтального погрузчика мы начали проектировать в декабре, а в конце марта мы уже могли видеть опытный образец. Но я бы не говорил о сроках, особенно применительно к конструкторскому отделу. Есть процессы, при которых торопиться не стоит.

Начальник КБ-3 Павел Александрович Зеленко.

— Владимир Викентьевич, есть ли у Вас объект особой производственной гордости? Наверняка гусеничный трактор…
— Сложные машины мы осваивали в рамках производственного объединения, гусеничный трактор — в том числе. Я горжусь, что наш коллектив наладил производство АСЛ — специальных машин для перевозки металлолома. Это чисто наша разработка. В этом, к слову, принимал непосредственное участие молодой инженер-конструктор, а теперь начальник КБ №3 Павел Александрович Зеленко. Назову высокопроизводительную машину рубильную для изготовления щепы, которая имеет свое шасси с двигателем. Линейка рубильных машин у нас очень широкая, с импортными и отечественными манипуляторами, с ударопрочными стеклами, чтобы обезопасить оператора. …На самом деле это сложно — выделять какое-то одно изделие. В каждое мы вкладываем душу, свою энергию и время.

Ведущий инженер по стандартизации Юрий Иванович Бабына.

Ольга АРДАШЕВА, фото автора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: