История Мозырщины: где эта станция, где этот мост?

2881

Этим вопросом мы задались, когда в редакцию пришел читатель с претензиями на знание истории Мозырщины и сообщил потрясающую новость: железнодорожный мост в Мозыре существовал уже в конце XIX века, соответственно, тогда же появилась и железная дорога, а не в 1915 году, как утверждают официальные источники.

В качестве «убойно неопровержимого» доказательства предлагалась ксерокопия документа «Карта полъсскихъ желъзныхъ дорогъ» (ее легко найти в интернете, сделав запрос в поисковике «полесская железная дорога карта»), на котором и впрямь между станциями Нахов и Птичь можно найти станцию Мозырь. Правда, ниже есть еще один Мозырь, «Ну так это станция Мозырь и есть, а то – город Мозырь…» – заверил нас читатель.

В качестве лирического отступления заметим, что различные легенды и мифы, пожалуй, неотъемлемая часть любого исторического исследования и краеведения, придающие особый колорит скучным научным повествованиям. В десятке российских городов вам расскажут, как «группа «Битлз» летела на гастроли в Японию и в нашем аэропорту совершила вынужденную посадку», причем половина этих городов имеют статус и размеры фольклорного Урюпинска. Один из местных публицистов, видимо, желая доказать наличие у него национального самосознания, в одной из статей назвал Пушкина «классиком не нашей литературы», а чеченская писательница Марьям Вахидова опубликовала исследование о чеченских корнях Лермонтова и Льва Толстого. При всей драматичной истории взаимоотношений, явно не имеющих проблем с национальным самосознанием чеченцев с Россией, они все-таки считают русскую культуру своей, поэтому не жалко и поделиться, и совершенно нет желания разоблачительно занудствовать.

…А еще вспоминается, как в сердцах воскликнул герой романа Юрия Домбровского «Хранитель древностей», работавший в музее, после общения с одним местным типа историком: «Этот проклятый Александр Македонский! Никуда от него не уйдешь в Средней Азии – он проходил везде, произносил афоризмы, зачерпывал воду шлемом, зарывал сокровища в каждом холме…»

В принципе, можно было бы и в этом случае не принимать всерьез эту потрясающую версию, если бы не заявления, что известный мозырский краевед Александр Григорьевич Бобр «исказил местную историю, а на самом деле все было по-другому…».

Несомненно, каждый историк хочет, чтобы именно его гипотеза, трактовка давних событий стала канонической и вошла в школьные учебники. Но при этом смущает одно обстоятельство. Каждому историку-краеведу свойственна особая форма тщеславия – выделить, показать особость родного края. Что родной населенный пункт на самом деле старше, чем указано в летописи, что какое-либо научное открытие либо культурное событие впервые произошло в наших краях, что пусть Альберт Эйнштейн родился в немецком городе Ульме, зато его брат тещи дяди жены был родом из наших мест и т.д. и т.п. Каждый образованный мозырянин, например, знает, что Мозырь в 1577 году получил магдебургское право и при этом непременно заметит, что ни один российский город такого права не имел. Словом, знай наших!

В этом плане наличие уже в конце XIX века в Мозыре железной дороги и железнодорожного моста – несомненный показатель высокого статуса города, его значимости, поэтому логичный вопрос: зачем этот почетный факт скрывать? И в чем тогда смысл премудроковарного замысла А.Г.Бобра? Отдельная тема – ну просто потрясающие личные суперспособности нашего уважаемого краеведа: мало того, что сумел зачистить все исторические источники во всех архивах и в интернете под свою версию, так еще и убедил (страшно представить, какой ценой) все государственные органы изменить даты в документах на мост и железную дорогу в пользу своей концепции.

Ключ к решению проблемы нам подсказал начальник станции Пхов Игорь Юрьевич Шаров. Рассказывая об истории местных железных дорог, он упомянул, что станция Калинковичи более сотни лет назад именовалась Мозырь–Калинковичи. Об этом же пишет в своей статье «Сквозь столетия: история станции Мозырь–Калинковичи» (газета «Железнодорожник Белоруссии» 25 и 27.08.2010) Владимир Александрович Лякин, исследователь истории г. Калинковичи. Цитата: «В далеком Санкт-Петербурге, не вникая в такие мелочи, как границы уездов Минской губернии, присвоили новой станции название Мозырь. Это привело к великой путанице и всевозможным недоразумениям, которые изложил в своем рапорте от 11 марта 1886 года вышестоящему начальству мозырский уездный исправник Ковальский: «Станция вновь возведенной Лунинец–Гомельской железной дороги Мозырь, – писал полицейский чин, – расположена в 9 верстах от   г. Мозыря, в районе Речицкого уезда. На станции этой, в которой есть буфет, собирается много разного рода людей, но дозора железнодорожного управления весьма недостаточно. Кроме сего, при станции устанавливаются новые поселения, которые требуют особого надзора, но чинов общей полиции там не проживает. Мозырская же полиция, в ведомство которой станция Мозырь не входит, не может принимать никаких мер в наблюдении за порядком и благочестием и посему отклоняет от себя всякого рода заявления и требования, в особенности по делам важным, не терпящим никакого отлагательства, что не может не вызвать жалобы на нее. По виду всего изложенного я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, если невозможно будет изменить название станции Мозырь, причислить ее в полицейском отношении к Мозырскому уезду».

Губернская канцелярия, в свою очередь, сделала по этому поводу запрос исправнику, который, в частности, отметил: «…Название станции Мозырь вводит многие правительственные учреждения и должностных лиц в за-блуждение относительно направления переписок и бумаг, которые надлежали бы отправлению в Речицкое уездное полицейское управление, а направляются в Мозырское… Ввиду вышеуказанных обстоятельств, я счел необходимым войти с представлением, прося или об изменении названия станции Мозырь, или о причислении Дудичской волости вместе с урядником, в пределах которой станция Мозырь с местечком Каленковичи и границы которой в четырех верстах от г. Мозыря, к Мозырскому уезду».

Бумага пошла по инстанциям, поэтому название станции официально было заменено на Калинковичи лишь 28 лет спустя. Впрочем, явочным порядком в переписке на уездном и губернском уровнях уже с 80-х годов XIX века употреблялось название Мозырь–Калинковичи».

Поскольку Александр Григорьевич Бобр вроде как «заинтересованное лицо», мы обратились за комментариями к Владимиру Александровичу Лякину. «В 1886 году Калинковичи было небольшое местечко на почтовом тракте, население 1,5 тыс. человек, и железная дорога прошла в двух километрах от него. Вокруг дороги появились поселки. Название «Мозырь–Калинковичи» сохранялось до 1914 года. Ваш мост появился в 1915 году – срочно нужно было строить рокадную (проходящую параллельно линии фронта) дорогу, поэтому, не считаясь с затратами, нагнали сюда море людей. И вообще, есть архивные источники, где все четко расписано по датам. Кстати, Калинковичи впервые упоминаются в 1560 году, но есть грамота, что еще в 1552 году село Калинковичи было приписано указом правителя Великого княжества Литовского в числе прочих деревень к Мозырскому замку, который необходимо было содержать…»

В общем, следствие можно считать законченным. Да и любой мозырянин, даже бегло взглянув на предложенную карту, поймет, что прохождение Полесской железной дороги через Мозырь нечто нереальное. Тезис «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим» никто не отменял. В конце концов, марктвеновские Том Сойер и Геккльберри Финн жили не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге: при желании можно, конечно, доказывать, что Том белил стену Петропавловской крепости, а Бекки Тэтчер жила в Зимнем дворце, и Пушкин ей посвящал стихи – особенно, если вы играете в КВН. Другое дело, что наш читатель с нашими выводами так и не согласился, продолжая придерживаться своей точки зрения. Самое интересное, что по мере дискуссии аргументы в поддержку своей версии о «железной дороге в Мозыре в XIX веке» становились все более фантастическими в стиле «Вы меня тут фактами не путайте!». Поэтому не уверены, что мы его убедили, но приятно, что уважаемому Александру Григорьевичу Бобру обеспечили железное алиби в части железнодорожных изысканий. Заодно узнали немало интересных фактов про наших соседей из г. Калинковичи.

Дмитрий КУЛИК

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: