Учиться по-новому: специалист отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома ответила на вопросы читателей

Новый учебный год начался с новшеств в системе образования: их активно обсуждали на недавнем Республиканском педагогическом совете. Изменения в основном коснулись школьной учебной программы, режима работы учреждений образования, системы оценки знаний учащихся. Как они будут реализовываться на практике? В каждой школе к организации учебного процесса будет индивидуальный подход, заверила заведующая сектором учебно-воспитательной работы отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома Лариса Алексеевна Попкова. На прямой линии газеты «Жыццё Палесся» она ответила на многие вопросы, которые волнуют родителей и учителей.

Виктория:

– В одних мозырских школах уроки начинаются в 8.00, в других – в 8.30. Почему именно так?

– Всего в Мозырском районе в 2017/2018 учебном году будет функционировать 31 учреждение общего среднего образования. Из них 15 расположены в городской местности, 16 – в сельской местности.

Начинаться учебные занятия с 8.30 будут, прежде всего, в учреждениях, которые работают в первую смену. Это СШ №№6, 8, 10. В учреждениях, которых численность детей до 500, работающих в две смены, и имеющих достаточное количество учебных кабинетов для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организации внеурочной занятости, также уроки начнутся в 8.30. Это СШ №№ 1, 5. С 8.30 начнутся уроки и в гимназии.

В девяти из пятнадцати учреждений образования, расположенных в сельской местности, учебные занятия будут начинаться с 8.30 до 9.00. Это связано с необходимостью подвоза обучающихся. Единственная районная школа, в которой занятия начинаются с 8.00 – Козенская средняя школа: в ней учатся ребята из Наровчизны.

В 2016 году Мозырским районным исполнительным комитетом было принято решение о корректировке автобусных маршрутов №22 и №24. Благодаря этому у детей есть возможность вовремя до-ехать до школы не в переполненных автобусах и успеть к началу учебных занятий, а также вернуться домой после их окончания.

Что касается начала занятий в городских школах в 8.00, то такое время было принято для больших школ – СШ №№ 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16. Это связано с тем, что в классах увеличилось количество детей, а также с организацией питания. Школьные столовые имеют 150-160 посадочных мест. Если организовать питание первоклассников с перерывом на 20 минут, то все малыши могут в зале не поместиться.

В больших школах есть классы специализированной направленности, классы с профильным обучениям. Им нужны дополнительные помещения для занятий. Это также учитывалось при планировании учебного времени.

В любом случае, начало учебных занятий в каждой отдельной школе обсуждалось на собраниях с законными представителями детей.

Волноваться за ребенка, который пришел в школу к 8.00, а занятия начинаются в 8.30-9.00, нет причины. Будут работать дежурные педагоги, которые организуют деятельность до начала занятий.

Что касается первоклассников, то, независимо от того, какое время работы приняла школа, для них уроки начинаются в 8.30-9.00, также организована доурочная занятость.

 

Юрий Денисович:

– Слышал  новость, что в Минске оплатить питание школьников можно будет через интернет.

– У нас пока такой возможности нет. В некоторых школах в столовых имеются терминалы для банковских пластиковых карточек – в гимназии, в СШ №№7, 9, 11, 12, 14, 15, 16. Большинство детей предпочитает рассчитываться наличными, но у некоторых есть пластиковые карточки, они ими пользуются. Будем устанавливать их и в других школах.

– Можно ли будет оплачивать питание через мобильный банкинг?

– Данный вопрос изучается.

 

Елена Анатольевна:

– Школьные перемены сокращаться будут?

– Нет. В соответствии с санитарными нормами и правилами в школах выдерживается регламент времени, отведенный на перемены. Это дети: им нужно и перекусить успеть, и немного отдохнуть после урока, подготовиться к следующему.

Юлия Васильевна:

– Уроки в школе начинаются позже, значит, и ребенок домой вернется позже. Но еще нужно успеть в художественную школу. Как быть?

– Школы искусств работают в две смены, время начала занятий в них согласовывается между учреждениями образования и законными представителями учащихся. Так что волноваться нет причины.

 

Марина:

– Питание в нашей школе организовано после первого урока. Не рановато ли? Ребенок же не успеет проголодаться.

– Совсем не рано. Родители кормят детей завтраком примерно в 7.00, иногда это только чай с бутербродами, в спешке не успеваешь толком позавтракать. Питание в школах – примерно в 9.45, то есть с момента домашнего завтрака пройдет 3 часа. К тому же в каждой школе работает буфет, можно зайти и перекусить на любой перемене.

 

Максим:

– Хочу спросить о школьной форме. Правда ли, что она будет единой для всех школ?

– Каждая школа стремится к введению единой для всех своих учащихся школьной формы. Некоторые школы уже разработали несколько ее вариантов, например, СШ №№9,11,14, гимназия. Другие школы пока ограничиваются отдельным форменным элементом (галстук, жилетка с эмблемой школы). Все это согласовывается с родителями: попечительский совет выбирает фирму, которая будет осуществлять пошив школьной формы, заключает договор. Руководство школ видит понимание со стороны родителей по этому вопросу.

Большинство учителей придерживается мнения, что школьная форма дисциплинирует учащихся. В любом случае, даже если в школе пока нет единой формы, деловой стиль одежды для учащихся школ обязателен. Приходить на уроки в джинсах и футболках – не совсем то, что необходимо.

– Но если школьники не хотят ходить в одинаковой одежде, а хотят выделяться?

– Тут спорный вопрос. Можно одеваться интересно и модно, придерживаясь делового стиля, согласитесь. И большинство девочек-школьниц это понимает, если вы придете в любую школу, то увидите, какие элегантные у нас старшеклассницы. А что касается формы – я предлагаю посмотреть на нее с другой стороны. Единая форма – это внешний атрибут «корпоративного духа» учащихся одной школы, символ единства: «Мы все члены одного школьного братства». Это не требование, а рекомендация: если на ученике будет не школьная форма, его, естественно, домой не отправят. Главное – чтобы наши школьники ориентировались на деловой стиль одежды.

 

Александра:

– Учебная программа претерпела изменения, но хватит ли всем школам новых учебников, учебных пособий?

– Уже готовы новые учебные программы и учебники по большинству учебных предметов. Накануне 1 сентября прошли во всех школах педагогические заседания, где обсуждались инструктивно-методические письма. Учреждения образования готовы работать по новым программам. Если каких-то печатных материалов не хватает – они доступны в электронном варианте. Острой проблемы с учебниками не будет.

– Это принципиально новые учебники?

– Да, это учебники, изданные с учетом всех внесенных ранее замечаний и дополнений. Еще на республиканском педагогическом совете, который проходил в конце августа в Минске, министр образования доложил, что все учебники, учебные программы, учебно-методические материалы готовы.

– Каких школьных предметов больше всего коснулись изменения?

– В учебную программу за 7 класс добавлен дополнительный час по математике: теперь не четыре, а пять часов математики в неделю. В том же 7 классе вместо двух часов химии в неделю будет один. Это самые кардинальные изменения. Дополнения внесены в основу учебных программ по отдельным предметам.

 

Валентина Ивановна:

– Изменится ли организация внеурочной занятости в школах в субботу?

– Шестой школьный день у нас практически без изменений – час здоровья и спорта, проведение физкультурно-массовой работы, тематических дней учреждений дополнительного образования, работа кружков, объединений по интересам, а также дополнительные образовательные услуги по учебным предметам.

 

Наталья Николаевна:

– Будет ли в школах чаще использоваться белорусский язык?

– В большинстве школ преподавание почти всех учебных предметов ведется на русском языке. В сельских учреждениях образования традиционно основной язык преподавания – белорусский. Если говорить о количестве часов белорусского языка и литературы, то здесь все по-прежнему. В каждой школе будут проходить Недели белорусского языка и литературы, мероприятия, приуроченные ко Дню белорусской письменности и многое другое. Есть профильные филологические классы, с уклоном на белорусский язык и литературу.

 

Сергей:

– Может ли учитель каким-то образом варьировать учебную программу?

– Все урочные занятия проходят в рамках учебной программы. Варьировать ход учебного процесса, соответственно, можно только в рамках учебной программы. Допустим, если дети раньше усвоили какую-то тему, можно уделить дополнительное урочное время закреплению ранее изученного материала.

Также учитель может вместе с детьми рассматривать дополнительный материал на факультативных занятиях, поэтому их посещать всегда полезно.

 

Надежда:

– В выпускных школьных экзаменах может появиться единый тест?

– Речь идет не о едином тесте, а в целом об изменениях в форме выпускных экзаменов – сейчас этот вопрос рассматривается на уровне Министерства образования.

Насколько целесообразен тест? У него есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, живое общение между педагогом и учеником в процессе экзамена ничто не заменит. В любом случае при системной подготовке ученика ему по силам будет и тест, и устный, и письменный экзамены.

 

Екатерина:

– Должны ли родители обязательно участвовать в ремонте школы, приходить в класс красить, клеить обои и т.д.?

– Дело добровольное. В учреждениях работают попечительские советы, в которые входят родители. Они сами определяют, какой ремонт необходим, нужно ли включаться в ремонт родителям. Я ходила в школу к своему ребенку и помогала с ремонтом, потому что мне важно, чтобы мой ребенок учился в уютном классе. Почему бы не помочь классному руководителю? У меня были единомышленники из числа других родителей.

Сегодня каждое учреждение образования тесно сотрудничает с родителями. И мы им очень благодарны за помощь. Во время приемки учреждений образования к новому учебному году мы видели, что у каждого из них свое «лицо» – эстетическое оформление, у каждого своя изюминка. В том числе и в сельских школах. Все это делалось на энтузиазме родителей и педагогов.

 

Корр: – Выпускники специализированных педагогических классов при поступлении в вуз проходят собеседование. Как вы считаете, стоит ли его вводить для всех абитуриентов педагогических специальностей?

– Я считаю, что более целесообразно проводить внутренние экзамены на все специальности. При собеседовании легко обаять комиссию, но наличие обаяния не значит, что человек создан для школы. Часто он сам это понимает уже в процессе учебы, или в процессе работы.

– Если бы вы вели такое собеседование, что бы спросили у абитуриента в первую очередь?

– Любит ли он детей. Это самое главное.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *