Директор школы больше, чем директор…

…а школа всегда больше, чем просто учебное заведение, где дети постигают азы наук

Как удается сочетать основную работу с общественной деятельностью, рассказывает директор государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Мозыря» Нина Федоровна ПЕРЕПЕЧИНА.

– Кажется, только вчера прозвенел первый звонок, а сегодня учителя прикидывают оценки за четверть. Как прошел этот стартовый отрезок для вашего коллектива, учителей и учеников?

– В природе май – расцвет, а сентябрь – начало увядания. В школе все наоборот. В конце мая школа выглядит устало: дети мечтают о каникулах, учителя – об отпусках, а школьные кабинеты – о капитальном ремонте. Сентябрь – совсем другое дело: еще за несколько дней до официального начала года коридоры наполняются голосами наших ребят, которые по делу и без дела заглядывают в сверкающие чистотой классы, засыпают учителей сотнями вопросов: какие появятся новые предметы, есть ли в классе новички? Эта всеобщая радость и невероятное оживление передаются и учителям. Вы когда-нибудь видели на линейке хмурого учителя? Я – нет.

Педагогический коллектив первой школы вступил в новый учебный год практически в полном составе. Текучесть кадров минимальная, новых работников приняли только два – педагога социального и педагога-психолога. Высок квалификационный и категорийный уровень коллектива – все педагоги имеют высшее образование, у 56 учителей из 70 высшая или первая квалификационная категория и значительный опыт работы. Даже самые возрастные учителя никогда не перестают учиться: только за прошедший год 34 педагога прошли курсовую переподготовку, 3 сдали экзамен на высшую категорию в Академии последипломного образования. 52 учителя на хорошем уровне владеют компьютером и успешно сдали экзамен на получение сертификата пользователя в областном институте развития образования.

В школе учатся 688 учащихся в 29 классах. Я очень ценю то, что большинство ребят, которые переехали жить в новые микрорайоны, остается учиться у нас. Учеников «не по прописке» в нынешнем году в школе 140. Доверие учеников и родителей – это тот мощный стимул, который заставляет коллектив работать с полной отдачей.

Я, конечно, по-доброму завидую руководителям школ-новостроек потому, что им не приходится тратить столько средств и сил на поддержание здания и инженерных сетей в рабочем состоянии, но предпочтение все же отдаю старым школам, где сильны традиции и накоплен опыт многих поколений педагогов. Нашей школе 97 лет. Она пережила и войну, и послевоенное лихолетье. Бывало, что занятия в тогда еще старом одноэтажном здании приостанавливались из-за отсутствия дров. Были времена, когда школа работала в три смены, а в классах учились по 45 ребят. Сложными для педагогов были и «лихие девяностые», когда проблемы с поддержанием порядка в школе были следствием тотальной разрухи в стране. Коллектив выстоял в самых сложных условиях. На протяжении почти целого столетия хранился и умножался тот бесценный опыт, который не опишешь ни в одном учебнике. Чтобы сохранить его и передать следующим поколениям, за молодыми педагогами закрепляем опытных наставников, которые помогают им войти в профессию и пережить первые трудности, ежегодно в сентябре и марте приглашаем на встречи с чаепитием наших уважаемых ветеранов труда.

Жизнь не стоит на месте, поэтому, следуя традициям, мы никогда не отказываемся от новаций. С сентября 2016 г. работаем над апробацией экспериментального проекта Министерства образования Республики Беларусь. Решением заседания Центра непрерывного педагогического образования (г. Минск, БГПУ им. М.Танка) учреждению присвоен статус школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования в рамках экспериментальной деятельности «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования». Готовимся 3 ноября представить опыт работы на республиканском уровне.

– Признаем, что лучших учеников забирают лицей и гимназия, но вряд ли вы будете этим оправдываться, если на предметных олимпиадах возьмете не так много призовых мест, как хотелось бы. Какому направлению в работе вы отдаете предпочтение?

– В школе нет двух одинаковых учеников, каждый ребенок уникален. Наша задача – создать оптимальные условия для развития каждого учащегося. Для высокомотивированных старшеклассников, которые планируют поступление в вузы, открыты профильные классы. Учащиеся изучают два необходимых для них предмета на повышенном уровне в небольших группах (7-8 человек). Преподают в профильных классах самые сильные учителя, имеющие большой опыт в подготовке выпускников к ЦТ.

С одаренными учащимися педагоги занимаются индивидуально: готовят к олимпиадам, к творческим конкурсам, разрабатывают исследовательские проекты. Организована работа 67 факультативов и 21 объединения по интересам.

С детьми с особенностями психофизического развития работают опытные дефектологи. Так, в прошлом году 39 учащихся, посещавших пункт коррекционно-педагогической помощи, полностью исправили речевые нарушения.

Для развития спортивно одаренных учащихся организуем работу спортивных секций. Традиционно сильное направление в школе – туризм. Из года в год наша команда занимает призовые места на районном турслете, в военно-патриотической игре «Зарница». В прошлом и нынешнем годах наши учащиеся достойно представили Мозырский район на областной «Зарнице».

Чтобы развивать таланты наших ребят на более высоком уровне, инициируем их поступление в секции спортивных школ. Более 100 наших учащихся постоянно системно занимаются в спортивных школах, самый популярный вид спорта – гребля. На базе школы работает тренер по бадминтону, тренер по футболу ФК «Славия», с октября младшие школьники начали обучаться каратэ.

На особом контроле – дети из так называемых неблагополучных семей и дети, склонные к противоправному поведению. Наша задача – как можно раньше выявить и по возможности устранить неблагополучие. К счастью, в нынешнем году удалось не допустить совершения преступлений и снизить количество правонарушений с 12 до 6.

Главный приоритет – здоровье школьников. По данным поликлиники, процент учащихся СШ №1, страдающих «школьными» заболеваниями, – один из самых низких в городе. Коллектив школы изо всех сил старается удержать такое важное первенство: пропагандируем здоровый образ жизни, организуем правильный двигательный режим, следим за безусловным соблюдением санитарных норм.

– Вы также возглавляете КТОС микрорайона Пролетарский. Есть ли уже достижения, которыми можно гордиться?

– В 2017 году КТОС микрорайона Пролетарский признан лучшим коллегиальным органом территориального общественного самоуправления Гомельской области и награжден дипломом I степени.

Основные направления деятельности КТОСа в 2017 году: привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий; участие в мероприятиях по социальной поддержке различных категорий граждан; содействие в организации досуга граждан.

Прием граждан провожу по четвергам с 15.00 до 19.00 по адресу: пер. Первомайский, 11.

Дмитрий КУЛИК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *