Реклама в почтовых ящиках мозырян: от нее не спрятаться, не скрыться…

793

Реклама – двигатель торговли. Эту фразу я запомнил с детства, когда по телевизору то и дело проскакивала информация о жвачках и сладостях. Сегодня реклама нас окружает повсюду: в СМИ, на улице, на остановках, в лифтах. И даже в подъезде, куда, казалось бы, вход возможен только для «своих». Так называемая «подъездная» реклама стала очень распространенной в последнее время, и теперь вместо долгожданных писем и открыток мы извлекаем из своего ящика ворох ненужной макулатуры. Эта бумажная «бахрома» основательно портит внешний вид подъезда. Пол лестничной площадки первых этажей и лифтов устлан бумажно-глянцевым ковром, он так и пестрит заголовками «Окна ПВХ», «Натяжные потолки», «Быстрые деньги» и прочей информацией. И такая картина наблюдается чуть ли не каждый день. Как повлиять на распространение назойливой рекламы и защитить наши почтовые ящики? В этом вопросе разбирался корреспондент газеты.   

Первым делом отправляюсь в подъезд ближайшей многоэтажки. Уже на входе встречаю пожилую женщину, которая выходит из дома с рекламными листовками в руках.

– Как вы относитесь к рекламе, которая заполонила почтовые ящики? – задаю вопрос прямо с порога. – Честно, уже надоел этот мусор каждый день из ящика доставать, – отвечает Мария Ивановна. – Я уже старенькая, плохо вижу и поэтому из-за этой рекламы могу пропустить счета за квартиру или квитанцию о переводе. Бывало, вытащу из почты охапку листовок и бесплатных газет и выкидываю в мусорный контейнер. А потом оказывается, что там были и нужные бумаги. Это хорошо, что я собираю весь этот хлам и выношу в мусорку. А некоторые достают из почтового ящика и бросают прямо на пол. Потом неприятно даже войти в подъезд. Я очень возмущена данной ситуацией.

И таких мнений среди жильцов, будет предостаточно. Особенно, если поинтересоваться у жителей первых этажей. Ведь, как правило, основной мусор из рекламных листовок находится на первом этаже возле почтовых ящиков. И от них никуда не денешься. Если в телевизоре можно выключить звук, когда идет реклама, то здесь хочешь – не хочешь, а рекламу придется взять в руки, хотя бы для того, чтобы выкинуть в ближайшую мусорную урну, а не винить работников местного ЖЭУ в том, что они не убирают.

В таком случае хочу привести в пример некоторые подъезды в Мозыре, где жильцы сами следят за порядком, не дожидаясь уборщицы. Взять хотя бы жилые дома по ул. Нефтестроителей или Я. Коласа. Там всегда чисто, словно в стерильной камере. Ни мусора, ни бумаги, ни окурков, все чисто. На лестничных пролетах стоят цветы, а на стенах – яркие, красивые рисунки. Когда я был там, то мне удалось побеседовать с одной из жительниц по имени Екатерина. Она сказала, что реклама в виде листовок, буклетов, проспектов ей вовсе не мешает. Казалось бы, почему? Оказывается, жильцы данного подъезда самостоятельно по очереди его убирают. Рекламу из почтовых ящиков кидают не на пол, а в специальную коробку для ненужной макулатуры или забирают с собой. 

– Я всю рекламу заношу в дом, так как у нас живет котенок. Разорванные на кусочки листовки служат ей наполнителем для туалета. Муси (так зовут кошку – прим. авт.) очень нравится. Если это бесплатные газеты или большие листовки, то мы их собираем в коробку, а потом сын сдает макулатуру в школе, – рассказала Екатерина.

Так в чем же проблема? В первую очередь, проблема в рекламодателях и распространителях той самой рекламы. Одни ее изготавливают, вкладывая немалые средства, а другие – разносят, словно «спамоноши». 

Что касается рекламодателей, которые хотят о себе заявить, почтовая рассылка стала, чуть ли не одним из популярных способов рекламы. Вот только есть ли от этого эффект. Я напросился в гости к одному из руководителей туристического агентства в Мозыре, который высказал свое мнение на этот счет. Так вот, по его словам, реклама через почтовые ящики в последнее время не дает того желаемого эффекта, который бы хотели получить рекламодатели. «Куча листовок в ящиках просто раздражает людей, и как следствие, замеченные на них бренды и названия фирм начинают вызывать у граждан вместо желания купить или воспользоваться услугой устойчивую неприязнь. Весь бумажный спам летит в мусорку. А ведь это немалые денежные средства, выброшенные на ветер рекламодателем. Сегодня напечатать цветные листовки тиражом 10000 штук – дорогое удовольствие», – говорит мой собеседник. А результат будет мизерный. Проанализировав эффективность различных способов рекламы, он пришел к выводу, что в настоящее время самым эффективным и малозатратным спобосом заявить о себе является интернет. А точнее социальные сети. Вот, где настоящая кладезь потенциальных клиентов.   

С ним нельзя не согласиться. Сегодня у каждой уважающей себя фирмы, магазина или агентства есть собственные группы или сообщества в социальных сетях, с помощью которых можно легко до-стучаться до сердец людей. И те, кто это понял, уже на коне. Мне кажется, что в скором времени вся печатная рекламная продукция уйдет в небытие. Вместе с ней исчезнет и такая профессия, как распространители рекламы. Уже не надо будет закидывать листовки в почтовые ящики, клеить объявления на подъезде и раздавать рекламные проспекты на улице. И те подростки, которые сегодня нашли для себя первую работу, запросто лишатся, пусть и копеечного, заработка. А пока те самые «спамоноши» вновь будут звонить в домофон и представляться врачом или почтальоном, чтобы добраться до вашего почтового ящика.

С одним из таких распространителей рекламы мне удалось пообщаться. Правда, парень лет 15 наотрез отказался называть свое имя. Поэтому пусть  он будет Максимом. 

– Распространять рекламную продукцию по почтовым ящикам – это мой основной заработок сегодня, – рассказывает Максим. – Работа не из легких, так как за день приходится обойти несколько микрорайонов. А это более 200 жилых многоэтажных домов. В теплое время года иногда выручает велосипед. А вот зимой каждый день приходится ходить пешком. Мой заработок зависит от количества распространенной рекламы. В день это может быть как 10 рублей, так и 2 рубля. В последнее время люди стали все более негативно относиться к нам и нашей работе. Кто-то не пускает в подъезд, когда звонишь в домофон и просишь открыть, а кто-то может даже выгнать из дома, обложив матерными словами. Был один случай, когда мужчина поймал меня за работой и хотел отвести в милицию. Но в последний момент после моей просьбы, отпустил. Теперь я в этот дом ни ногой.

Как видим, такой метод борьбы с рекламой тоже имеет место быть. Иначе мы ничего не добьемся. Что интересно, многие об этом говорят, но конкретных мер и действий пока не наблюдается. А ведь существует закон, который должен регулировать подобную рекламу.

Например, п.1 ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях гласит: «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования или рекламы продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин».

Но штрафы не особенно останавливают расклейщиков и рекламодателей. А потом попробуй их еще поймать за руку. И если поймаешь, то надо вести в милицию, составлять протокол. Вот только кто возьмется за такое ответственное дело?

Если речь зашла о мусоре в подъездах, который образовывается после похода распространителей рекламы, то встает вопрос к ЖЭУ, в чьей собственности жилые дома. Но и там осторожно говорят об этом. Хотя бесспорно признают, что проблема существует. И это больше головная боль для уборщиц, которым приходится собирать весь этот рекламный хлам не два раза в месяц, как это прописано в нормах, а каждую неделю. Об этом нам рассказал начальник ЖЭУ-7 Виктор Анатольевич Усов. По его словам сотрудники ЖЭУ, как могут, борются с рекламным спамом в подъездах, но одних их усилий мало. Здесь, по словам Виктора Анатольевича, необходимо на законодательном уровне решать данную проблему. И применять жесткие меры не только к распространителям, но и к рекламодателям, которые так и норовят залезть в наш почтовый ящик. В некоторых европейских странах почтовый ящик – такая же частная собственность владельца, как и жилище. Любое покушение на нее, в том числе и рекламное, жестко преследуется по закону. Как вариант, можно сделать именные почтовые ящики, как это уже практикуется во Франции. Правда, удовольствие не из дешевых. Но с другой стороны, установив антивандальный почтовый ящик, вы будете знать, что в нем вы найдете только подписную прессу.  

У медали, как известно, есть и обратная сторона. Скажите, откуда на полу в подъезде появляются рекламные листовки и другой бумажный хлам? Оказывается, среди нас есть некультурные граждане, который не умеют соблюдать чистоту и порядок в общественном месте. Открыв почтовый ящик, рекламные листочки зачастую выпадают на пол. Так вот те самые люди не удосужатся поднять их и отнести в мусорный контейнер.   

Так, может, каждому стоит начать с себя? Проводить регулярную уборку своих подъездов, выкидывать ненужную макулатуру в урну или сдавать в пункт приема, но никак не разбрасывать ее по полу или в лифте. Ведь в чистоте и мусорить не хочется. Давайте жить чисто!

Сергей БОРОВИК.

Фото автора

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: