«Зачем учиться?» – вопрос, который нужно задать себе

Учитель химии о личностно ориентированном подходе в школьном образовании.

Прозрачная жидкость в пробирке в руках учителя вдруг приобретает насыщенный яркий цвет – магия, которую хочется повторить самому. Такими были первые уроки химии у всех школьников. Дальше – сложные задачи, многоэтажные наводящие ужас уравнения. Но магия учительского обаяния способна развеять страхи. Даже те, у кого с химией не заладилось, наверняка отметят, что это сама по себе очень интересная наука.

О том, как преподавать, чтобы уроки были интересными, можно ли из двоечника сделать отличника, о справедливых оценках и о многом другом мы разговаривали с учителем химии средней школы №12 Еленой Васильевной Рублевской. Наше интервью состоялось накануне Дня учителя, и мы рады приурочить этот материал из традиционной рубрики «Сердце отдаю детям» к профессиональному празднику педагогов. Добра вам, любимые учителя!

– Елена Васильевна, почему вы решили связать свою жизнь с профессией учителя?

– Все дети пробуют играть в школу, для кого-то игра перерастает в стремление получить учительскую профессию. Так было у меня. Свою роль сыграло и то, что моя мама – учитель, она вела математику.

В школе мне больше всего нравилась биология. Химия любимым предметом не была. И, когда я поступала в университет, определяющей для меня была именно биология, а уже во время учебы я открыла в себе любовь к химии. Закончила Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, биологический факультет, по специальности учитель биологии и химии. Первые годы работы я преподавала оба предмета, но со временем вектор сместился в сторону химии. Так вышло. Сейчас вижу себя именно учителем химии.

– Помните свои первые уроки в школе?

– Я очень серьезно относилась к урокам, для меня важно было, чтобы все по правилам. Но на тот момент еще не было опыта, и это существенно влияло на работу. Со временем опыт приобретается.

– Какая вы учительница?

– Добрая. Но строгая. Я считаю, что отметки должны соответствовать знаниям школьника. Ведь родитель смотрит в дневник, чтобы видеть, как успевает в школе его ребенок, он хочет знать объективную картину. И самим школьникам нужна объективная оценка их знаний, чтобы они понимали, над чем работать.

Мне очень нравится десятибалльная система оценки знаний. Она позволяет разграничить высокомотивированных в каком-то предмете детей, и тех детей, которым лучше даются другие предметы.

Я начинала работать в 1995 году. С 2005 я работаю в СШ №12. За это время в системе образования произошло много изменений. Менялись и часы химии на уроках, и критерии оценки успеваемости, и учебная программа. Та система подготовки школьников по химии, которая существует сейчас, мне очень нравится. Мы работаем по великолепным учебно-методическим комплексам, грамотным и понятным, где задания переходят от простого к сложному. Для учащихся есть хороший комплекс задачников, книг со вспомогательным материалом, специальных рабочих тетрадей, сборников для самостоятельной работы по всем параграфам.

– Какой самый главный урок вы для себя вынесли в своей педагогической работе?

– Любить детей, ценить коллег. При любом раскладе. Без любви к детям нельзя работать в школе.

– Химия – наука очень сложная. От чего в большей степени зависит успех урока?

– В своей деятельности я использую личностно ориентированный подход. При таком подходе цели и задачи образования для каждого ученика приобретают личностный смысл. Говоря простым языком, учителю важно не только давать знания, но и развивать мотивацию учащегося, для того, чтобы он сам понял, зачем ему нужно учиться. Считаю, что каждый ученик в школе имеет право получить те знания, которые ему нужны. Опираться в этом нужно на свою мотивацию. Тогда все получится.

– А кем хотят быть ваши ученики, которые целенаправленно готовятся сдавать ЦТ по химии? Может быть, нефтяниками?

– Да, есть ребята, которые планируют получить инженерные специальности, связанные с нефтепереработкой. Хотя будущие нефтяники в основном поступают в Мозырский политехнический колледж. А большинство из моих учеников, замотивированных на сдачу тестирования по химии, хотят быть врачами либо фармацевтами. Я всегда внимательно слежу, как проходит вступительная кампания в медицинские вузы Беларуси. Проходные баллы очень высокие. Например, для поступления на стоматологический факультет БГМУ нужно набрать больше 370 баллов, так же и на фармацевтический. Высокую планку нужно преодолеть, чтобы поступить и на лечебный, и на педиатрический факультеты. В областных медицинских вузах тоже серьезные проходные баллы. Это значит, что в школе стараться нужно постоянно, и не только по химии, средний балл аттестата тоже решает.

– Своих успешных учеников вы можете привести в качестве примера?

– Да, такие дети не забываются. В этом году школу закончил Алексей Антоненко. Буду долго вспоминать его: я немного знаю школьников, у которых такая высокая мотивация учиться буквально с ранних лет. Когда я начала у него вести химию, он включился в работу с первых же уроков. Почти на каждом уроке тянул руку. Не успею еще объявить проверку домашнего задания – уже просится к доске. Его одноклассники, в конце концов, даже стали злиться: не в любимчики ли напрашивается? Нет, просто хочет хорошие оценки, готовится к урокам.

Леша как победитель областной (диплом II степени) и республиканской (диплом ІІІ степени) предметной олимпиады по химии ЦТ не сдавал, шел с автоматическим результатом 100 баллов. Другие ЦТ он сдал очень хорошо и успешно поступил в медицинский университет, как того и хотел. Конечно, я горжусь тем, что он мой ученик. Алексей знает химию на очень высоком уровне. Высокий уровень – это не просто заучивание материала, а глубокое понимание того, что и как устроено в химии. Скажу, что занять высокое место на предметной олимпиаде даже сложнее, чем написать ЦТ на 100 баллов. Олимпиада ориентирована на учащихся, которые многое знают сверх школьной программы, поэтому решают нестандартные задачи. Чтобы их решить, нужно знать досконально и стандартные решения. И соперники на олимпиаде очень сильны, так что конкуренция ощутимая, получают дипломы не все.

Что дает возможность добиваться таких результатов? На мой взгляд, в первую очередь, – родительское воспитание. Правильное отношение к школе, к учителю.

– При этом вы можете дать какие-то посильные задания, чтобы подтянуть ученика, который не знает химию на высоком уровне, но старается.

– Конечно. В учебных пособиях, рабочих тетрадях есть задачи разного уровня сложности. Если есть желание попробовать выполнить задание посложнее – дерзай. Стараюсь руководствоваться принципом «каждому по потребностям». Школьник не чувствует в себе таланта к химии – зато у него есть талант в другой дисциплине. Кому-то из ребят и не нужно высшее образование: видно, что из него получится отличный рабочий, с золотыми руками. Школа дает знания и право ими распорядиться так, как нужно для дальнейшей жизни конкретно этого ученика – и в этом тоже проявляется личностно ориентированный подход.

– Сколько примерно вам понадобится времени, чтобы из двоечника по химии сделать отличника?

– Если сам ученик этого хочет, готов стараться, то можно справиться даже за полгода. Но учителю нужно будет сочетать работу в классе с индивидуальной работой с учащимся, плюс самостоятельная работа школьника. Если же ученик не желает заниматься, то учителю и браться нет смысла, знания не «вобьешь». Но нужно работать с мотивацией к учебе. Например, зачем все эти усилия, изучение сложного и непонятного предмета? Чтобы поступить в вуз и получить любимую профессию.

– Вы «разжевываете» материал на уроках?

– Я выстраиваю стержень, своего рода основу изучаемой темы, на этот стержень нужно нанизывать дополнительную информацию. По необходимости то, что непонятно, разбираем на пальцах.

– Усилий школьникам придется приложить немало.

– Да, и здесь очень важно думать о здоровье детей. Стараюсь, чтобы на уроках была всегда благоприятная психоэмоциональная обстановка. Это своего рода энергосбережение – как для учителя, так и для учеников. Когда в классе комфортно находиться, доброжелательная атмосфера, учиться становится легче и приятней, дети тратят меньше сил на учебу, и у них больше сил остается, чтобы в свободное время почитать книгу, посмотреть фильм, сходить на прогулку.

– Уроки литературы воспитывают. А уроки химии?

– Разумеется, школьная система образования предназначена не только и не столько для того, чтобы поступить в университет, в колледж. Это в первую очередь знания, которые необходимы для понимания того, как устроен мир вокруг нас, как устроены мы. Детям очень интересен урок по теме «Белки». Мы показываем опыт: действие спирта на белок. Растворяем белок куриного яйца в воде, добавляем 90% спирт и тут же белок сворачивается. В это же время дети читают на доске информацию о том, что организм человека почти на 70% состоит из белка. Делаем вывод: алкоголь вреден для организма.

– Многие школьники как раз любят уроки химии (а также физики) за эксперименты. Сколько сейчас урочного времени на химии отводится лабораторным опытам?

– У нас есть программа, календарно-тематическое планирование, в котором прописано количество часов, отведенных на лабораторные опыты. На каждом уроке они не проводятся, как бы ни хотелось. Ведь у школьного эксперимента четкая цель: быть наглядной демонстрацией того или иного химического процесса. То есть он необходим для обучения, для того, чтобы лучше усвоить теоретический материал. Мы проходим новую тему – проводим эксперимент.

На многих лабораторных работах дети получают в свое распоряжение пробирки и реактивы. Им, особенно ребятам из среднего школьного звена, не терпится поскорее схватить их и начать что-то делать. Я говорю: «Подождите, давайте сначала разберемся с темой и целью нашей работы. Лабораторные материалы никто не отберет, это все для вас расставлено, а пока ничего не трогайте» (улыбается).

Дети действительно любят эксперименты, им любопытно, как это будет происходить. Хотя замечала, что некоторые теряются, не знают, как действовать. Знаю семиклассников, которые не умели зажечь спичку, когда нужно было поджечь спиртовку.

– А внештатные ситуации в школе на экспериментах бывают?

– Мы соблюдаем технику безопасности и не допускаем внештатных ситуаций. Да и лабораторных опытов, которые могут принести вред детям, в школьной программе нет.

Но забавные случаи были. В первый год работы учителем я очень хотела, чтобы мои школьники полюбили химию, и старалась делать для этого все. Проводила очень много наглядных лабораторных экспериментов. Однажды показывала несложный эксперимент: емкость подпрыгнула, и я вместе с ней. Очень испугалась! Дети были в восторге, но это уже к теме урока не относилось (смеется).

– Сейчас в центрах раннего развития новая «фишка»: показывать детям химические эксперименты. Дошколята тоже могут учиться химии?

– Дети в таком раннем возрасте воспринимают эксперимент как фокус, развлечение. Это и неплохо, если помогает развивать в них любознательность, стремление узнавать новое. Это пойдет на пользу, когда они станут учиться в школе.

– Какая тема по химии больше всего нравится школьникам?

– Наверное, «Строение атома». А вообще все темы интересны, когда дети только начинают учить предмет. Учебная информация еще не «наслоилась», она воспринимается как что-то новое, и это всегда интересно.

– Довольны ли вы в целом, как ваши учащиеся успевают по химии?

– Хотелось бы, чтобы у всех были хорошие знания. Но, наверное, это невозможно. Десятибалльная система оценки знаний и рассчитана на то, чтобы отметка была справедливой. Не поощрением или наказанием, а объективным показателем того, как ученик старался.

– Какие обычно бывают сложности в усвоении вашего предмета?

– Химия – это задачи, уравнения. Это само по себе сложно. Хотя если рассматривать школьные задачи, то они не настолько сложны, как кажется. Чтобы их решить, нужно знать все химические свойства, формулы наизусть. Человеку свойственно время от времени забывать. Но нужная информация всегда под рукой, она есть в учебнике, ее объясняет учитель. Главное – взяться за дело.

Хотя для высокомотивированных учащихся сложности нет, они преодолевают все препятствия. Не устану повторять, что главное в учебе – это мотивация.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *