Александр Егоров, врач-эндоскопист Мозырской горбольницы: эндоскоп — глаза и руки врача

4946

— Здесь вы видите снимок желудка пациента. Качество видеоизображения, которое дает гастроскоп, не оставляет патологии шанса «спрятаться» от глаз врача. Оборудование высокотехнологичное и удобное в работе, — заведующий эндоскопическим кабинетом Мозырской городской больницы Александр Петрович ЕГОРОВ знакомит нас со своим рабочим местом.

Польза исследования слишком велика, чтобы его игнорировать. Абсолютно каждый человек знаком с болью в животе. Причина этой боли может быть разной: часто она сигнализирует о серьезной патологии — от гастритов до злокачественных новообразований. А еще при помощи эндоскопических манипуляций можно удалить инородное тело из пищевода или дыхательных путей пациента. Опытному врачу по силам проделать самую тонкую работу, со своей медицинской техникой он заведомо «на ты», а вот к пациентам нередко приходится искать подход. Еще бы: большинство людей боится «зонда». Чтобы развеять страхи, Александр Петрович подробно рассказывает о своей работе, перечисляет доводы в пользу того, чтобы все-таки записаться на обследование.

 Очень часто пациенты на эндоскопическое обследование решаются как на прыжок с парашютом. Страшно. И, в отличие от экстрима в воздухе, никаких светлых эмоций не сулит. Наш собеседник, доктор Егоров, соглашается: да, процедура неприятная. Но не так страшен черт, как его малюют. Не бойтесь эндоскопического кабинета: вас успокоят, поддержат, постараются сделать все, чтобы уменьшить дискомфорт. «В наших интересах, чтобы пациенты приходили снова, не тянули с обследованием и не пугали своих знакомых ужасной процедурой», – заверяет врач.

– Давайте сразу обозначим, что такое эндоскопическое исследование, для чего оно нужно, и какие органы можно исследовать с помощью эндоскопа.

– Сперва о том, что же такое эндоскопия: сам термин образован от слов «эндо» – внутрь, «скопео» – смотрю. Это исследование полых внутренних органов с помощью медицинской техники. Приборы для исследования могут быть как гибкими, так и жесткими. У нас в кабинете применяются гибкие аппараты.

В эндоскопическом кабинете Мозырской горбольницы проводятся обследования пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки при помощи эзофагогастродуоденоскопа, обследования бронхиального дерева при помощи бронхоскопа, обследования толстого кишечника при помощи колоноскопа. Вообще, спектр эндоскопических приборов разнообразен и не ограничивается только указанными: мы называем те, которые используются в нашей работе. Для исследования полостей, не сообщающихся с внешней средой (только при хирургических вмешательствах в операционной), применяются стерильные приборы, для полостей, сообщающихся с внешней средой (желудок, кишечник, бронхиальное дерево), – приборы, которые проходят дезинфекцию высокого уровня.

Эндоскопическое исследование позволяет врачу увидеть, есть ли какие-то изменения на слизистой органа. При этом мы можем взять образец ткани на гистологическое исследование, этот образец врач-патогистолог рассмотрит на клеточном уровне и подтвердит либо опровергнет диагноз. Ведь структура у изменения может выглядеть по-разному макроскопически и микроскопически (с многократным увеличением через микроскоп).

Основная цель исследования – вовремя выявить наличие предраковых состояний. Сейчас в районе проводится скрининговая программа по раннему выявлению колоректального рака. Доказано со стопроцентной точностью, что оптимальной профилактикой этого вида рака является колоноскопия с последующим удалением доброкачественных новообразований толстой кишки – полипов. Абсолютно все полипы должны быть удалены. Это можно сделать с помощью определенного инструмента, который есть в арсенале эндоскописта. Если в тканях полипов обнаружатся злокачественные клетки, то бразды правления мы передаем онкологам, которые проводят дальнейшее лечение.

– Многие люди боятся проходить эндоскопическое исследование, так как это очень неприятная процедура…

– Не спорю, неприятные ощущения при исследовании есть. Но если спокойно относиться к процедуре, то все проходит благополучно и вовсе не так страшно. Мы просим пациентов глубоко дышать, слушать врача, выполнять его указания. Очень многое зависит от того, насколько человек будет подготовлен, в том числе морально. Все рекомендации, как подготовиться к эндоскопии, даются заранее. Мы рассказываем, как вести себя до процедуры и во время нее, спрашиваем, проходил ли он раньше через эндоскопическое исследование. Не нужно бояться: врач и медсестра прекрасно понимают, что процедура не самая приятная, и обязательно поддерживают пациента. У нас в кабинете очень доброжелательная и доверительная атмосфера, никто ни на кого не ругается, не давит: нужно время – мы немного подождем, подбодрим словесно, а после процедуры предоставим возможность привести себя в порядок. И стесняться тоже не нужно: врача невозможно смутить, он прекрасно понимает, какую работу выбрал, а выбрал он ее для того, чтобы помогать людям. Делаем все, чтобы человек психологически настроился на процедуру, прошел ее, а затем пришел еще раз.

Степень дискомфорта при процедуре очень индивидуальна. Например, некоторые пациенты переносят колоно-скопию легче, чем гастроскопию. Все зависит от многих факторов, чаще всего – от анатомического расположения кишки, перенесенных операций, а также от того, какой настрой перед процедурой.

– Можно ли просить анестезию, хотя бы местную?

– Да, такое возможно. Обычно бывает достаточно местной анестезии, например, при гастроскопии. Хотя некоторые пациенты, наоборот, просят работать без анестезии: у них очень чувствительная задняя стенка глотки, и анестезирующее вещество только усиливает дискомфорт, создавая ощущение комка в горле.

Касательно колоноскопии. Сейчас планируем провести ремонт кабинета, в котором можно будет делать эту процедуру под общей анестезией. Но тут есть нюанс: боль при колоноскопии – своего рода помощник для врача. Ощущение боли помогает врачу скорректировать свои действия. Под наркозом пациент боли не чувствует, и риск повреждения толстого кишечника при этом выше. Плюс ко всему необходимо привлекать врача-анестезиолога, который будет находиться рядом с пациентом все время исследования. В день у нас проходит 7-9 колоноскопий, значит, анестезиолог должен находиться в кабинете весь рабочий день. Для этого необходимо выделять штатную ставку, над этим работает администрация нашего учреждения.

Сейчас стараемся подходить другим образом. Можно перед процедурой сделать внутримышечную инъекцию анальгезирующего препарата, например, анальгина с папаверином. Эти препараты облегчают прохождение медицинских манипуляций.

– Вы осматриваете только взрослых пациентов?

– Если необходимо, то и детей тоже. В основном это экстренные пациенты детского возраста, поступившие в приемное отделение. Кстати, на увеличении количества таких пациентов сказалась деноминация: в последнее время поступает много маленьких детей с монетами, застрявшими в пищеводе. Например, одна маленькая пациентка кормила плюшевого медведя монетками. Но он их есть не хотел, поэтому она показывала, как надо. Проглотила три монетки, они стали в пищеводе, пришлось извлекать.

Если какое-то инородное тело застряло в пищеводе, то нужно обращаться за помощью к врачу, потому что это может нести угрозу: в месте застревания монеты пищевод может прорваться, и тогда хирургического вмешательства не избежать. Особенно опасно, когда дети проглатывают маленькие плоские батарейки.

Самому маленькому ребенку, которого пришлось осматривать, было неделю от роду. Обследование проходило в роддоме, подозревали врожденную патологию – наличие сообщения между пищеводом и трахеей. Проводили эндо-скопическое исследование пищевода, к счастью, опасения не подтвердились. Но чем меньше ребенок, тем сложнее его осматривать.

Для извлечения инородных тел у эндоскопистов есть специальные инструменты, с их помощью удается достать предмет, не прибегая к хирургическому вмешательству.

Надо сказать, что с инородными телами в пищеводе обращаются и взрослые. Например, ели впопыхах, плохо прожевали твердый кусочек пищи, и он стал в пищеводе. Застревать могут даже таблетки. Инородные тела могут попадать и в дыхательные пути, этим мы тоже занимаемся. Был однажды мужчина, который открывал водочную бутылку зубами, кусочек алюминиевой пробки попал ему в дыхательные пути. Он об этом забыл, а через какое-то время пришел на исследование бронхиального дерева, где и обнаружилась «пропажа». Кусок алюминия благополучно извлекли. Или ребенок, который грыз ручку и случайно вдохнул колпачок.

– Какие заболевания выявляются в результате эндоскопии?

– Чаще всего приходят пациенты, которых что-то беспокоит, и почти всегда мы находим патологию, как правило, какие-то воспалительные процессы пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки: гастриты, дуодениты, эзофагиты. Реже – язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки. Бывают и новообразования как в начальной стадии, так и запущенные. То, что болезнь можно увидеть на ранних стадиях, улучшает прогноз лечения. И, повторюсь, ранняя диагностика полипов толстой кишки с последующим их удалением – это стопроцентная гарантия от развития колоректального рака. Считается, что людям старше 45 лет раз в 5 лет показана колоноскопия, независимо от наличия либо отсутствия жалоб.

– Почему возникают полипы?

– Насчет полипов теорий множество. Как правило, из-за нарушения иммунитета.

– Каких навыков для врача требует проведение эндоскопических исследований?

– Требует определенных хирургических навыков. Моя изначальная специальность – хирургия.

Также важен навык работы с техникой. Аппарат должен быть как будто продолжением руки врача. Уметь сопоставлять картину, которую видно во время эндоскопической процедуры, с теми жалобами, которые пациент предъявляет.

И, конечно, нельзя обойтись без терпения, внимательного отношения к пациенту, любви к своей профессии. Наша работа на первый взгляд довольно рутинная, каждый раз выполняются одни и те же манипуляции. Но на самом деле профессия очень интересна: эндоскопист заглядывает внутрь человеческого тела, видит все, что происходит в нем в данный момент, и, самое главное, он может увидеть проблему и помочь от нее избавиться.

– Медицинские технологии развиваются, и сейчас уже используется специальная таблетка-                              робот с видеокамерой:   маленькая, легко проглатываемая, выходит естественным путем и не несет особого дискомфорта пациенту…

– Эта процедура называется видеокапсульной эндоскопией. Ее главные достоинства – комфортность для пациента, а для врача – возможность исследовать тонкую кишку. На этом преимущества заканчиваются. Во-первых, капсула неуправляема и дает двухмерное изображение. Чтобы понять, в какую сторону она повернулась, какую часть исследуемого органа снимает, нужна длительная интерпретация снимков врачом. Если капсула обнаружила патологию, все равно нужно дополнительное исследование через эндоскоп, чтобы лучше рассмотреть ее и взять ткани на исследование. Во-вторых, видеокапсула имеет свойство застревать. Она твердая, и если в кишечнике у человека есть какое-то препятствие, капсулу придется доставать. В-третьих, это дорогостоящая процедура в Беларуси и назначается по очень строгим показаниям. Однако в западных странах видеокапсульная эндоскопия дешевле за счет одноразовости оборудования. К тому же ее не выполнишь в экстренных условиях.

Тем не менее, видеокапсульная эндоскопия не помеха традиционной и может с успехом применяться в определенных случаях. В Мозыре пока такой метод не применяется.

– Какое развитие ждет эндоскопический кабинет?

– Приобретение дополнительного оборудования, расширение площади, увеличение штата работников – все для того, чтобы сделать эндоскопическую помощь еще более эффективной и доступной для населения. Чем больше мы делаем хороших и качественных процедур, тем больше пациентов готово прийти к нам. Чем больше пациентов придет – тем больше будет выявленных патологий на ранних этапах. Например, сделать колоноскопию, выявить и удалить полипы – это намного проще, дешевле и комфортнее для человека, чем запустить болезнь, а затем долго и изнурительно бороться со злокачественными новообразованиями.

Приведу пример. Сегодня ведущими в мире производителями медтехники для эндо-скопии являются японские фирмы. В Японии одно время был очень высокий процент заболеваемости раком желудка. Ущерб экономике страны от потери трудоспособного населения был очень большой, и это стало серьезным поводом для развития медицинских технологий, позволяющих диагностировать эту болезнь на ранних стадиях. Исследование желудочно-кишечного тракта методом эндоскопии было поставлено на поток, охват населения широчайший. При обнаружении раннего рака желудка операция проводилась эндоскопически, то есть малотравматичным способом. Продолжительность жизни трудоспособного населения существенно возросла. Сегодня в Японии разрабатываются эффективные эндоскопические методы лечения рака желудка у пожилых людей.

– Как вы выбрали профессию врача?

– Моя мама работала старшей медсестрой хирургического отделения. Как и многие дети медиков, я часто бывал в больнице, закономерно интересовался профессией врача. Моя старшая сестра – тоже доктор.

Закончил медицинский университет, с 2002 года несколько лет работал хирургом, затем предложили попробовать себя в эндоскопии. С 2006 года – врач-эндоскопист. Я проходил переподготовку в Белорусской медицинской академии последипломного образования, стажировался на специальных курсах. У медиков есть много возможностей повысить квалификацию, существуют разнообразные образовательные проекты, курсы, в том числе онлайн-курсы с видеозаписями практического применения тех или иных методик. Это все очень интересно. Плюс ко всему фармацевтические компании способствуют обучению врачей. Например, фирма разработала новый лекарственный препарат для подготовки толстого кишечника к исследованию. Она заинтересована в том, чтобы показать медикам эффективность препарата в действии, и финансирует проект по образованию врачей-эндоскопистов. Такие проекты полезны для всех.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: