Василий Гайкевич, и.о. директора Мозырского хлебозавода: «Свой хлеб всегда вкуснее»

Ремесло пекаря во все века считалось почетным, и это неудивительно, ведь хлеб – это не просто уникальный по своим характеристикам продукт. Во всех существующих культурах процессу его выпекания и употребления придается некое сакральное значение.

О рабочих буднях Мозырского хлебозавода мы говорим с и.о. директора предприятия Василием Степановичем ГАЙКЕВИЧЕМ (на фото в центре).

– Василий Степанович, это первое интервью в Вашей новой должности. Поэтому первый вопрос – больше просьба: расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе.

– Родился я в Калинковичском районе, д. Хобное. После окончания средней калинковичской школы – учеба в Мозырском государственном педагогическом университете им.И.П. Шамякина. Никогда не скрывал: педагогика не была смыслом моей будущей профессиональной жизни. На примере своих родителей (оба – учителя) я видел, что значит полностью посвящать себя детям, школе, конспектам и планам. Поэтому в выборе инженерно-педагогического факультета, тогда еще нового и перспективного отделения «Экономика и управление», нисколько не сомневался: меня всегда притягивала экономика.

Трудовую деятельность начал на  ОАО «Калинковичский мясокомбинат», 6 лет там занимался внешнеэкономической деятельностью. Затем 4 года – на Калинковичском хлебозаводе, был зам. директора по коммерческим вопросам и сбыту. Эти предприятия стали серьезной школой для меня, где сформировались мои основные профессиональные навыки. С 11 октября этого года – и.о. директора Мозырского хлебозавода. Женат, воспитываем двоих прекрасных детей.

– С момента более близкого знакомства с предприятием прошло совсем немного времени, но, тем не менее, этого наверняка достаточно, чтобы увидеть, прочувствовать его возможности и потенциал. В чем сила и слабость завода, коллектива, на Ваш взгляд?

– Я вижу перед собой штат опытных специалистов, больших профессионалов, готовых с головой окунаться в свое дело. Вне всяких сомнений, это безоговорочная сильная сторона коллектива. А слабость его в том, что порой специалисты не могут взаимодействовать между собой функционально на должном уровне. Это как идти вместе по одной дороге, в одном направлении, но не чувствовать ритм, скорость рядом идущего, а это сбивает. Чуть больше взаимопомощи и взаимоподдержки, не нужно делить на «мою» и «твою» работу – это касается различных этапов. Мне хочется, чтобы специалисты лучше слышали друг друга. Это похоже на игру на гитаре: нужно настроить все струны, чтобы в результате услышать мелодию. И придать всему этому настроение, окрас.

У каждого предприятия свой путь развития, он всегда индивидуальный, как у любого другого живого организма, у него свои особенные черты. Это будет лишено смысла, если мы будем стараться быть на кого-то похожи, вторить кому-то. Говорю сейчас и о менеджменте, и о маркетинге – обо всем. Нужно идти своим путем. Становиться лучше. Я знаю, что проблемы есть. Но, чтобы их решить, нужно точно понимать, в чем они заключаются.

Взял за правило каждый день проводить со специалистами дегустации. Многим очень доволен. Но, если выявляем какие-то отклонения, стараемся оперативно их исправить. И теперь те или иные переговоры начинаю с простого вопроса: «А вы пробовали…?» Это не секрет: многое складывается в нашей голове из стереотипов, от навязанного кем-то мнения. Будем стараться менять систему.

– Какого стиля руководства Вы придерживаетесь: демократического или авторитарного? Какие основные требования Вы сформировали к коллективу?

– Я явный демократ, дверь моего рабочего кабинета всегда открыта для заводчан: есть проблемы – решим. Я настроен на доверительные отношения. Выслушаю и пойму каждого. Но проанализирую и приму решение самостоятельно: слишком большие риски у руководителя. Если ты честен по отношению к своему работнику, ведешь открытую политику по заработной плате, по условиям труда, то, уверен, и работник платит тебе тем же.

Будем работать так, чтобы слышать ту самую дивную мелодию. Ну, а если серьезно, условие одно: работать на завтра. Сегодня непростительно производственникам жить одним днем.

– Приход нового руководства всегда ознаменован определенными изменениями. Если говорить конкретно о производстве, какое направление Вы планируете развивать активнее остальных?

– Ассортимент отличный. Но есть позиции, которые просто не «раскручены». Форма не та или упаковка, сейчас, к слову, мы занялись разработкой этикетки. Считаю, что нам нужно «подтянуть» маркетинг: и рекламу, и дегустации, и более активный поиск рынков сбыта. Мы должны прирасти в объеме. В соответствии с маркетинговой программой должны ясно понимать, куда и в каком объеме будем продавать. А сначала нужно досконально проработать рынок, потребительские предпочтения, а они разнятся не то чтобы в городах, даже в микрорайонах. Сегодня времена в отрасли сложные, не все гладко, предприятия работают в условиях жесткой конкуренции, каждый – в поиске того пути, который поможет выйти на нормальный рабочий ритм.

Перспектива – в увеличении объема кондитерских изделий. Месяц назад реализация по «кондитеру» составляла около 800 кг среднесуточно, на сегодня – 1 т 400 кг, в планах                                   1 т 700 кг. Слабо проработаны, на мой взгляд, такие позиции, как торты, пирожное, бисквиты, кексы.

– В советские времена рынок был представлен хлебозаводами, которые обеспечивали население дешевым и доступным хлебом, они производили два-три наименования: батон, «кирпичик» и булочки. Задача была поставлена простая и сложная одновременно – накормить население. Но ситуация поменялась: в конкурентной среде за покупателя надо бороться… Как выделить мозырскую продукцию на фоне других представленных на прилавке хлебов?

– К слову, среднесуточно завод выпускает 6,5 т хлебобулочных изделий. На прилавках мозырских магазинов представлена продукция более 10 производителей хлеба из других районов (Калинковичский, Минский, Гомельский, Петриковский, Лельчицкий, Василевичский, Кобринский, Светлогорский, Бобруйский, Хойникский и другие), что, конечно же, снижает наши продажи. Плюс свое производство имеют торговые сети… У потребителя есть хороший выбор. Говорят, что о вкусах не спорят. Если покупатель привык осознанно приобретать хлеб определенного производителя, его сложно переубедить в том, что этот продукт не всегда полезен. Мы можем гордиться, что чтим букву закона и традиции отрасли, у нас нет отклонения от стандартов производства, вся наша продукция приготовлена из натурального сырья. Конечно, это сокращает срок хранения продукции, но в ней нет ни грамма химии, консервантов. В целом же торговля предпочитает продукцию с более длительным сроком, это как страховка. У кого больше сроки, тот и выигрывает.

Сегодня полным-полно хлебов, сделанных на сухих заквасках, – я говорю о пекарнях, у которых нет возможности для того, чтобы хлеб вызревал. Пекарня никогда не даст длительного выбраживания и соответствующего набора вкусовых элементов, там всегда используются более простые технологии. Но зато пекарни берут теплой и хрустящей корочкой. Если грубо, с учетом технологии закваски мы тратим около суток на производство булки хлеба, а в таких пекарнях 1 час: на чьей стороне преимущество, кто окажется быстрее? Читайте этикетки. И смотрите цены: дешевое хорошим не бывает.

Ради интереса, бывая в командировках, часто покупаю хлеб: привожу на завод, изучаем плюсы и минусы. Купил в Минске импортный тостовый хлеб со сроком реализации полгода. Выглядел он красиво, был в красочной упаковке. А по вкусовым качествам наш хлеб намного лучше. Если говорить в целом, проблема натуральности продуктов на полках кроется не в производителях, а в покупателях: производитель производит товар, который пользуется спросом, а спрос формирует покупатель…

– Лично для Вас хороший хлеб – это какой?

– Мы с супругой предпочитаем свежий ржано-пшеничный «кирпичик». Я также люблю хлеб с семечками, дети – с сухофруктами. Считаю, что определяющими в выборе должны быть  качество (состав) и вкус, не цена. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое.

– Совет от Вас: как его правильно хранить? Многие, читала, хранят его, особенно в летнее время, в холодильнике: тогда он не будет плесневеть…

– Я бы посоветовал хранить хлеб в полиэтиленовом пакете. Закрытым он хранится лучше.

– Из бесед с технологами можно сделать резюме о том, что идет некая тенденция на обогащение хлеба, сегодня в него добавляют патоку, мед, изюм, орехи, широко используются хлопья овсяные, отруби пшеничные, пророщенная пшеница, зерновые смеси…

– Мы хотим сделать и здоровый, и вкусный продукт, стремимся оздоравливать наш хлеб. Покупатели бывают разные: многие в постоянном поиске нового вкуса. Особенно сложно удовлетворить запросы, войти в столичные сети: здесь нужно удивлять.

– Как Вы считаете, нужны ли хлебозаводу мерчендайзеры, которые бы боролись за «золотые полки» (на уровне глаз, с нужной расстановкой)?

– У нас есть мерчендайзер, он работает по договору подряда. Но с хлебом не все так просто, значительно ситуацию он не исправит. Нам нужно, повторюсь, более активно работать с потребителем. Чтобы продать, нужен хороший качественный продукт, о котором будут помнить и выбирать, искать среди прочих именно его.

– Хочу у Вас спросить как обычный потребитель продукции – мозырского хлеба: почему так случается, что в производстве то или иное изделие есть, а в магазине – нет? Например, хлеб с добавлением гречихи, о котором газета писала и рекламировала как чрезвычайно вкусное и полезное изделие, найти в продаже было очень сложно.

– Торговля всегда относится с опаской к новинкам, так как не знает, как они будут продаваться.  Это я говорю, исходя из своей практики. В продвижении товара, убежден, больше должен работать наш сбыт: рекомендовать, аргументировать и даже просить. Но можно говорить в этом случае и о коллективной заинтересованности (завод–торговля–потребитель). От момента производства и до достижения приличных объемов реализации должно пройти время, на это влияет множество факторов. Как потребитель вы имеете право попросить в магазине сделать заказ на то или иное изделие. Конечно, при условии, что вы точно его возьмете. Торговля, как правило, прислушивается к покупателю. Смело заявляйте о своих предпочтениях и не бойтесь по-доброму капризничать. Если реакции не последует, звоните на завод.

– Несмотря на то, что злаковые – это основа пищевой пирамиды, в последнее время все упорнее муссируется мнение о том, что хлеб не самый полезный для здоровья продукт, что в нем много «быстрых» углеводов, и, если не заниматься спортом, физической культурой, от него можно быстро поправиться. Хочется услышать от Вас компетентные аргументы за то, что потребление хлеба – это всегда здорово.

– Хлеб – это один из редких продуктов, которые близки к природе, ведь зерно – это аккумулятор солнца, источник микроэлементов и аминокислот. В зернах содержится почти вся таблица Менделеева. В них множество витаминов: А, Е, F, витамины группы В и другие, большое количество минералов: медь, селен, магний, кобальт, цинк, натрий, кремний, марганец, калий, йод. Это в принципе здоровый продукт! Кушайте его на здоровье!

Хлеб – самый святой продукт на каждом столе, а пекари – люди особой профессии. Недаром о них всегда говорили: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». А наши предки считали, что, когда пекут хлеб, нельзя ссориться и даже говорить громко. Хлеб пекут только люди добрые и светлые душой.

Пользуясь случаем, от души поздравляю наш коллектив – ныне работающих, а также ветеранов завода – с профессиональным                              праздником – Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Вам и вашим семьям – счастья, достатка и благополучия, пусть каждый ваш день наполняется лишь добром и радостью.

Будьте счастливы!

Ольга АРДАШЕВА, фото Александра СОЛОДКОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *